Сибирские огни № 11 - 1979
тем, незаконченных стихотворений, не на писанных еще поэм». Он так формулирует свое авторское кредо, которое практиче ски и раньше (до временного творческого кризиса) исповедовал: Противопоказано поэту, Если он не хочет устареть, Жить в тиши уютной кабинета И на мир из форточки смотреть. И, томясь, высасывать из пальца Строки, не согретые душой... Нет, судьба газетчика-скитальца Во сто крат дороже мне иной. («Ветер с гор»). Эти строчки проливают свет на сущность и особенности художнического метода, «лаборатории» писателя, «газетчика-ски тальца», которому чужды рассуждения на отвлеченные темы, а важны живые и кон кретные наблюдения над жизнью и людь ми. И многие стихи его, как и прежде, ста новятся своеобразными поэтическими репортажами со строек, полевых станов, же лезнодорожных трасс, из таежных и ры бацких поселков и заполярных факторий. Показательно и то, что он много и плодо творно работает в жанре очерка (книги «К мысу Входному» — 1961, «Звезды даль них дорог. Путевые очерки» — 1964). В лучших произведениях К. Лисовского лиричность, субъективность (но не субъек тивизм!), полное душевное самораскрытие сочетаются с сильно развитым в поэте ощу щением и пониманием движущейся исто рии, а также объективной реальности. Этим отличались не только его поэмы 40—50-х годов, но и, к примеру, цикл стихов об Адаме Мицкевиче «В стороне Новогруд- ской» (1955), а в конце 60-х — начале 70-х гг. «Стихи о Польше», особенно бал лады (собственно, даже небольшие поэмы) «Побег из ада» и «Вестерплятте» — о тра гической борьбе польских воинов-патрио- тов с фашистами... «Из крупных своих вещей лучшей счи таю поэму «Сумасшедший поезд»,— гово рит сам К. Лисовский. И это действительно так. Хотя при всем обилии интонационно-ритмических перехо дов, как того требовало само содержание разных частей произведения, К. Лисовский все же не смог избежать определенного влияния своих поэтических предшественни ков — И. Молчанова-Сибирского («Трид цать один»), А, Оленича-Гнененко («Песня о серебряной роте»), В. Луговского («Песня о ветре») и др. О сложности задачи, поставленной авто ром, можно судить хотя бы по тому об стоятельству, что в центре поэмы находит ся один из самых крупных и злостных вра гов Советской власти — адмирал Колчак, фигура более чем одиозная в нашей исто рии. Положив в основу своей работы над поэмой верную политическую и историче скую оценку Колчака и колчаковщины в го ды Гражданской войны, автор, естественно, обязан был быть здесь особенно взыска тельным, точным, убедительным в своих художественных решениях и интерпрета циях. Враги революции (и вообще наши идей ные и политические противники) нередко еще изображаются в поэзии очень односто ронне, грубо-плакатно, как озверевшие бандиты, потерявшие облик человеческий, изворотливые негодяи, прячущие под бла-' гопристойной личиной ненависть и страх перед народом, а то и просто как оловян ные болванчики, заведомо лишенные ума, воли, силы и т. п. Не таков Колчак в поэме К. Лисовского. Дав общую негативную художественную трактовку образа (поскольку речь идет о социальной «физиономии» Колчака, о не избежной духовной деградации человека, противопоставившего себя народу), поэт, вместе с тем, решительно отказался от ка кого-либо «оглупления» персонажа, нари совал Колчака фигурой не плоскостной и не плакатной, а сложной и объемной. Тем весомей и значительней кажется нам побе да революционных сил над этим главарем русской белогвардейщины, ставленником международного империализма. А ведь враг и в самом деле был коварен, умен, силен. Мундир английский, Погон французский, Табак японский. Правитель омский. Меткие иронические слова этой народ ной песенки, звучащие в поэме, передава ли не только отношение народа к колча ковской диктатуре, но и вскрывали, по сути, те мощные международные империа листические силы, которые ее вскормили и вспоили... Колчак предстает в поэме как человек недюжинного ума, силы, организационных способностей. Известный полярный иссле дователь и ученый, чьим именем был наз ван остров в Карском море, он плавал вме сте с Толлем и Бегичевым, «страстно» ис кал землю Санникова, «готовил... чертежи будущих ледоколов», в русско-японскую войну воевал под командованием адмира ла Макарова, забыв, «что такое страх». Но романтической «сказке седых морей» при шел конец, как только грянула революция. Поклонник Киплинга, «воин» и «конквиста дор», много сделавший для того, чтобы «владычествовала Россия от теплых до хладных вод», адмирал Колчак не мог при нять революцию и поднял белый стяг, вы павший из рук дегенератов Романовых. «Сказка нелепой жизни» «рыцаря белой идеи» обернулась трагедией для него са мого и драмой для народа, против которо го он выступил. В поэме показано не только полное по литическое банкротство Верховного прави теля, но и его глубокая душевная опусто шенность, когда человек перестает быть человеком и когда ему остается единствен ное — смерть, даже если он и не помыш ляет еще о самоубийстве. Сцена, в которой Колчак слышит рож денную народной иронией песню, подво дит, по сути, роковую черту под всем бес- слазным путем «энглизированного гунна».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2