Сибирские огни № 11 - 1979
У этой часовни из серого камня О давнем и вечном расскажут века мне. «Даже если я описываю простой булыж ник, он обязательно должен быть одушев ленным. Для меня нет предмета без ду ши»,— это высказывание Михаила Светло ва сразу приходит на ум, когда читаешь многие стихи цикла «Город моей юности». И в самом деле. «Камни красноярских мостовых» напоминают герою К. Лисовско го о революционных событиях «пятого героического года», о «бурях восемнадца того года», а «стена сборочного цеха», «вся — в шрамах и ранах, заживших едва ли», вызывает в сознании картину воору женного восстания, когда здесь, защищая Красноярскую республику, восемьсот рабо чих во главе с большевиками выдерживали осаду колчаковской карательной экспеди ции с 28 декабря 1905 г. по 3 января 1906 г. (стихи «Вечное дыхание», «Стена сбороч ного цеха»). Картины и образы прошлого, как прави ло, сопоставляются, сравниваются с совре менностью. Героизм, мужество, самоот верженность бойцов революции, словно эстафета, передаются новым поколениям советских людей. Так, в стихотворении «Бессмертие» подвиг комсомолки Зины Гу- щик, расстрелянной колчаковцами в 1919 году, художественно осмыслен как. пред восхищение подвига Зои Космодемьянской. Революционно-гражданский пафос, вла деющий поэтом, диктует ему публицистиче скую заостренность тематических решений, но, к сожалению, кое-где искомая и необ ходимая публицистичность оборачивается лозунговостью и плакатностью, «лобовы ми» рифмовками строк, звучащих, в об- щем-то, прозаически. Однако в целом, как верно отмечает в своей «Книге о поэтах» А. Никульков, «красноярский цикл К. Лисовского имеет принципиальное значение. В русской поэ зии множество стихов посвящено родным местам, но в огромном большинстве — это стихи о деревне. Кольцов не воспел Воронежа, а Есенин — Рязани. Пожалуй, лишь столицы — Москва и Пет^рбург-Ле- нинград — были воспеты. Ведь нельзя же назвать воспеванием Тамбова лермонтов скую «Казначейшу»... Только в эпоху социа листической реконструкции стала выкри сталлизовываться любовь к родному го роду, к центру индустрии и культуры, хранителю истории, организатору новой жизни. Любовь к родине, выраженная не через восприятие родных полей и березок или столицы, а через образ рядового го рода с его конкретными проспектами и заводами,— вот собственное слово Лисов ского в этой теме». Если стихотворная повесть «Русский че ловек Бегичев» зиждется на достоверном историко-документальном материале, худо жественно' претворенном, то поэма «Бе жал бродяга с Сахалина» (1955) более «сфантазирована», что ли, автором, в ней немало художественного домысла, идуще го от богатого авторского воображения и навеянного русским песенным фольклором. Все это, как, впрочем, и любого рода ус ловности, столь приемлемые и даже необ ходимые в искусстве вообще, вовсе не оз начает, что поэма лишена жизненно реа листической и — главное — исторической основы, а, наоборот, подчеркивает умение поэта создать характеры и обстоятельст ва типические. Сразу же, сознательно, с первых строф поэмы автор отталкивается от известной народной песни: Осенней ночью длинной-длинной Таежной дальней стороной Бежал бродяга с Сахалина Звериной, узкою тропой. Как он ушел от горной стражи, Как по чащобам он плутал, Теперь об этом не расскажут Ни шум тайги, ни пенный вал. Поэт же, естественно,— рассказывает. И рассказывает, бережно соблюдая строй и лад, интонации и ритмы народных песен и преданий о бедолагах-ссыльных, о прав- долюбцах-борцах за свободу и счастье че ловеческое. Разумеется, сюжет лиро-эпи ческой поэмы сложнее, чем фольклорные песни-баллады на ту же тему. К. Лисовский уже в начале поэмы дает вполне определенную, четкую социальную характеристику своего героя, объясняет политические (хотя героем не до конца осознанные, во многом стихийные) мотивы его поступков и «простуНков»: Не за убийство сиротины, Не за разбой —..за мир честной Он повстречался с Сахалином, С его проклятою тюрьмой. За то, что свой кусок землицы Отдать помещику не мог И отомстил за всех сторицей: Усадьбу барскую поджег. Не только извечное и естественное че ловеческое стремление к свободе духа и тела побуждает узника бежать с каторги, хотя «нет в мире ничего дороже, чем сча стье волю обрести». Чувство родины, тос ка по родине движут всеми его помыслами и чаяниями («Пускай ползком, а все же... Все же на запад будет он идти»,— здесь, празда, неудачно уж очень близкое сосед ство слов «ползком — идти», но мысль, в общем-то, ясна). И хоть «небо синее Рязани всегда он ви дел над собой», прочно осел бродяга все- таки в Сибири. Неожиданная встреча в тайге с друже любно настроенным тунгусом, «гостепри имство северян», краса и богатства земли сибирской, наконец, спасение от нечисто плотных домогательств купца-обиралы эвен кийской девушки, ставшей женой Ивана Непомнящего, заставили его остаться в стойбище эвенков. Еще блуждая по тайге, герой начал с помощью одного только ножа строить «ко рою крытый балаган», «чтобы в труде за былось горе, утихла боль душевных ран». Вот эта-то святая жажда исконного кре стьянского труда нравственно, духовно воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2