Сибирские огни № 11 - 1979

исполнена в ином размере и ритме, нежв ли все стихотворение, и это вносит интона­ ционные и эмоционально-психологические оттенки в поэтический рассказ. Наконец,— Ч это главное,— песня необходима, чтобы поставить вопрос о главной цели русских землепроходцев: Неужель в курганах затерялась Дерзость этих душ и этих глаз? Неужели только в тихий час Песня проголосная осталась Памятью единственной о вас? «Нет, неправда!» — восклицает поэт и го­ ворит о благородной, гуманной миссии русских, которые, строя крестьянские избы, мастеря ткацкие станки, разводя скот, вы­ ращивая хлеб, лен, коноплю, поднимали аборигенное население на новые, более высокие ступени общественно-историческо­ го развития. Историческая справка, взятая эпиграфом, получает в стихотворении развернутое ху­ дожественное отражение, служит как бы толчком, поводом для создания поэтиче­ ской картины о подвиге русских землепро­ ходцев. История сливается с поэзией, и скупая, «информативная» историческая справка органически перекликается с поэ­ тической строфой — концовкой стиха: Так вот, тьму татарскую развеяв. Предок безымянный, сердцем яр, У слиянья Качи с Енисеем Выстроил острог, пустырь засеял, Дал острогу имя: «Красный Яр». Подвижнический труд первопоселенцев Сибири продолжили их потомки. В стихотворении «Мальчик» мы видим юного Сурикова, очарованного «русской силой, русским смехом, русской песни гул­ ким эхом». Но больше всего потрясает бу­ дущего великого художника казнь каторж­ ника, что «стоит онемело» со свечкой в по­ синевшей руке «на досках помоста», не­ сломленный, несмиренный, полный «през­ рения к стражникам»: Безжалостна стужа, Морозны туманы... И слезы и ужас В глазах мальчугана. Свечи этой пламя. Рассвет этот синий Возникнут с годами, На грубой холстине. В стихотворении рассказано о детских впечатлениях и чузствах художника; он ско­ ро уедет, как когда-то «холмогорский сын бедолаги-рыбака». Доступными поэтическому слову средст­ вами К. Лисовский раскрывает мир образов и красок, показывает кусочки жизни и бы­ та, короче говоря, изображает многое из того, что в немалой степени питает вообра­ жение, будит мысль и чувство, а значит, формирует, утверждает в искусстве щедро наделенного от природы человека. Иногда автор дает более или менее развернутые картины-описания старого Красноярска (казнь каторжника, зимний праздник). Иног­ да ограничивается маленькой вроде бы де­ талью , но за нею просматривается сюжет самобытной и колоритной жанровой сценки для живописца. Например: «Начинают ба­ бы чинно свой кедровый разговор. Ох, и вкусные орешки! Ох, и солнце! Как вес­ ной...» Если нужен фон,— поэт его с готовно­ стью предоставит: «В белом вихре мчатся санки, тараторят шаркунцы. На потеху спо­ заранку едут дети и отцы». Если понадобится раздвинуть «рамки» картины, то вот — пожалуйста: «И пыла­ ют жарко лица у смеющихся девчат, полу­ шалки, как жар-птицы, чистым золотом го­ рят». Примечательно, что все эти и другие зри­ мые, красочные, сочные картинки, сценки даны поэтом в стихотворении о худож­ нике... Стихи красноярского цикла (особенно о прошлом) — своеобразные поэтические очерки нравов, в котбрых уловлены атмо­ сфера, дух, аромат далекого времени и создана целая портретная галерея людей: казаков, воевод, ссыльных, мещан и т. д. Красноярск... Красный яр... «Красно­ яры— сердцем яры» (выражение В. И. Су­ рикова)... Эти слова — как камертон, по которому поэт пойеряет музыку всего стиха. Кажет­ ся, они настолько завораживают автора, что всю стихотворную речь, всю образную систему и поэтику он настраивает на их звучание, в котором улавливает некий осо­ бый и потаенный смысл. И действительно, нажим на «р», рази­ тельно ощутимый в этих словах, не только производит определенный фонетический и лексический эффект, но и — что приме­ чательно — «работает» на саму идею стиха: Мне дороги гордые предков порывы. Их нрав непокорный и вольнолюбивый. И смотрите, как естественно вписывает­ ся в резкость «рокочущих» строк, контра­ стируя и одновременно сливаясь с ними, как бы смягчая их, слово «вольнолюби­ вый». Все это, вместе взятое, передает весь пыл, страсть стремления к свободе, к воле!.. А вот начало стихотворения «На Часовен­ ной горке». Отметим здесь, кроме богатой звукописи, еще и внутреннюю рифмовку строк, усиливающую и Эту звукопись, и сам образ «горки»: Вдыхая дымок, по-осеннему горький, Я молча стою на Часовенной горке. Стою у обрыва, а ветер игриво Теребит травы пожелтевшую гриву. А рыжая глина — как отблеск пожара. Отсюда название «Красного Яра». Это не искусственная игра самодельным, «самовитым» словом и звуком, а образец, пример единства формы и содержания, звучания и смысла. И в том, что К. Лисов­ ский нашел такие фонетические, лексиче­ ские, ассоциативно-образные ряды,— сви­ детельство его природного поэтического дарования и профессионального мастер­ ства. Задача автора —- заострить читательское внимание на образе исторической Часовен­ ной горки, ибо —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2