Сибирские огни № 11 - 1979
заметен налет «жестокой» романсовости («чёрные дни тоски», «взор опять трево жит горькая, напрасная слеза» и т. п.); поэт идет по проторенной другими дороге, и это, естественно, не может не снизить эмоционального воздействия стиха, пока- пока автор вновь не находит единственно верную, полную живого и трепетного чувст ва, интонацию, когда герой вопрошает, с кем же ему теперь «печалью поделиться», кому поведать о своих переживаниях: Птицам легким? Не услышат птицы. Звездам ясным? Звезды далеки. И далее идет нагнетание, сгущение пей зажных красок, деталей: А вокруг — туманные озера, Берег дик и камень бел-горюч. В сизых смушках пасмурные горы. Их почти не видно из-за туч. Тематический параллелизм, сопоставле ние мучительно-подавленного душевного состояния лирического героя с мрачными, угрюмыми ‘ картинами природы — очевид ны; эмоциональный взрыв, ведущий к раз вязке и, в конце концов, к духовному пере лому и очищению, катарсису,— неминуем: О, прощай! Рассветы и закаты... Встречи и разлуки... Боже мой! Молодость моя, да будет свято Все, что было связано с тобой1 Не будем опять-таки переоценивать и это стихотворение: вероятно, художествен но-психологические ассоциации и паралле ли (любимая женщина как олицетворение молодости) требовали все же еще более тонкого и органичного образного вопло щения... Но беда в том, что некоторые рецензен ты приняли, что называется, «за чистую монету» поэтический образ «молодости» — как определенный возраст жизни челове ческой. «Есть нечто раздражающе-ненатуральное в явно преждевременном прощании с мо лодостью , которое предпринимает молодой поэт,— пишет Л. Левин.-!— Достаточно было встать в эту трагическую по замыслу, но надуманную по существу позу (да еще «на тихом берегу залива»!), как сами собой по тянулись «дни без солнца», «ночи без ог ня» и т. д. В результате же — доподлинно упадочническое стихотворение, далеко уво дящее поэта в сторону от путей развития советской поэзии». Но ведь если присоединиться к точке зрения рецензента и посчитать темой сти хотворения лишь тему прощания с моло достью, ю в каких только смертных гре хах тогда можно не обвинить поэта! Как известно, страсти вокруг проблемы лирического «самовыражения», наиболее полного душевного «самораскрытия» поэта особенно разгорелись в канун и после Вто рого съезда советских писателей (1954). Но очевидно, что проблема эта назрела го раздо раньше, о чем свидетельствовали и литературные дискуссии начала 50-х годов, и живой процесс развития поэтического творчества, в том числе — поэмы и стихи Казимира Лисовского. Обращает на себя внимание «густонасе- ленность» художественного мира поэта. «В ряду имен», вдохновляющих его музу, назовем хотя бы реальных исторических лиц. Это — прежде всего Ленин, Свердлов, Орджоникидзе, Сталин, * Урицкий. Это — декабрист Давыдов, художник» Суриков, польский поэт Мицкевич; один из «смель чаков, следопытов, поморов»*— Бегичев и норвежские путешественники-исследовате ли Кнудсен и Тессем; герои Гражданской войны Петр Щетинкин и Зина Гущик. Здесь же, в этом же «именном» ряду, современники поэта — Герой Советского Союза эвенк Иннокентий Увачан и его ро дители, охотник Чарду и капитан Лоба стов... Впрочем, всех не перечислишь. Не говоря уже о героях безымянных или вы мышленных... В самом выборе героев уже ощутима, во-первых, приверженность, пристрастность автора к натурам сильным, волевым, му жественным, талантливым, а во-вторых, заметно его стремление эстетически ос мыслить историю, прошлое, далекое или близкое, протянув оттуда прочные художе ственные нити к современности. В 1944— 1947 гг. К. Лисовский написал поэму «Русский человек Бегичев», назвав ее «повестью в стихах» и определив тем самым жанровые и сюжетно-композици онные особенности произведения. Необходимо заметить, что во второй по ловине 40-х — начале 50-х гг. сюжетно-по вествовательная поэма («Первороссийск» О. Берггольц, «Павлик Морозов» С. Щипа- чева и др.), обращенная к прошлому на шей страны, отвечала устремлениям поэ тов художественно исследовать истоки ве ликих социально-исторических достижений советского народа, особенно — победы в Великой Отечественной войне... Впервые к образу известного полярного следопыта К. Лисовский обратился в сти хотворении «Бегичеву» (1944), которое впоследствии (в несколько расширенном виде) стало эпилогом поэмы. 1951-м годом помечено Стихотворение «Земля, в которой Бегичев лежит». Затем, уже после создания поэмы, тема, взволновавшая писателя, ре- ' шалась на очерковом материале в книгах «Следопыт Севера Никифор Бегичев» (1952), «Тайна мыса Входного» (1956), «По следам Улахана Анцыфора» (1970). По сво им жанровым признакам эти книги тесно примыкают к произведениям популярной ныне серии «Жизнь замечательных лю дей». К. Лисовский впервые дал не только подробное и увлекательное жизнеописа ние Бегичева, но и рассказал, как он, писа тель, нашел затерянную в тундре могилу героя и добился создания специальной экспедиции по расследованию причин его гибели. И хотя результаты расследования, как пишет К. Лисовский, не помогли «пря ностью установить истину»,— нас не может не восхитить энергия, пытливость, самоот верженность поисков этой истины самим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2