Сибирские огни № 11 - 1979
оценочно-психологического характера: «не покорный, двужильный», «мятежный», «то варищ отважных и сильных», «по-отцовски настойчиво учит силе духа суровый Бай кал». Не будем переоценивать: поэтический образ Байкала у К. Лисовского пока доста точно традиционен. Как, впрочем, и встре чающаяся в различных фольклорных и ли тературных вариантах и интерпретациях легенда об Енисее, «умыкнувшем дочку» Байкала Ангару. Но тут поэт находит новый идейно-художественный ракурс изображе ния, не останавливается только на созерца нии Байкала, а показывает, как человек преобразует природу, ставит ее богатства на благо народа. Панегирик Байкалу неожиданно прерыва ется вопросами, далековатыми от подобо страстия и пиэтета: «Опять восторгаться твоею пучиной? Опять словословия петь то и знай?» А далее следует решительное предложе ние: «Давай говорить, как мужчина с муж чиной, как младший со старшим. Согласен? Давай!» Лирический герой призывает Байкал не обижаться больше на свою дочь: ведь вскоре ее «бирюзовое море» (имеется в ви ду намечающееся строительство Братской ГЭС) позволит увидеть на просторах «оди ночки» Байкала «не славный корабль — омулевую бочку,— суда/ что идут прями ком в Енисей». Так радуйся, бейся в крутые граниты,— Ведь дочь открывает тебе, старикан, Ворота в сердитый, Всегда ледовитый. Легендой овитый седой океан! И опять возникает образ величественной и беспредельной Сибири, неоглядные про сторы и горизонты которой как бы еще более раздвигаются, расширяются целена правленными усилиями человека. К сожалению, в стихах есть одна досад ная, с точки зрения художественно-логиче ской, неувязка. Обращаясь к Байкалу, ге рой (или автор) говорит об Ангаре: Деля с Енисеем и радость, и горе, Веками ждала она встречи с тобой. И скоро ее бирюзовое море Сольется с твоей родниковой водой. Согласно легенде, Ангара «убежала» (а вернее — «выбежала», но «бежит» и по сей день) от Байкала к Енисею. Но означа ет ли это, что коль скоро на ее пути вста нет гидроэлектростанция (а именно в этом реалистическая основа стихотворения), то воды ее повернут вспять, на «встречу» с Байкалом? «Сольются» с его «родниковой водой»? То, что кажется естественным в мифе, становится иногда логически-противоречи- вым, «ненатуральным», искусственно «при тянутым» в его современном литературном использовании. Так возникает проблема идейно-эстетического истолкования и пере осмысления легенд, сказаний, мифов, веч ных тем и образов в наше время, в эпоху бурной научно-технической революции... В природе, в тесном и дружеском обще нии с нею нередко находит лирический герой поэта нравственное, духовное очи щение и исцеление. В «Обращении к Ени сею», например, показательны такие прось бы-заклинания: Дай мне силу любую беду превозмочь. Дай мне белую ночь, а не черную ночь. Ты меня отогрей, теплотою дыша, У меня, Енисей, вся промерзла душа. В тишине нарастающий слышу ответ: «Помогу: для меня невозможного нет». Чуть ли не пантеистическое восприятие природы идет у поэта от «ослелленности великолепием» ее, от преклонения перед ее могуществом, от влюбленности в этот таежный «край нехоженый»,— Где тучи, тяжкие, как олово, Где лось, шагами потревоженный, Пугливо вскидывает голову. Где рысь крадется за добычею, Где косяки гусей непуганых. Где в дымных чумах чтут обычаи: «Вошедший в чум — да будет другом нам!» («Парус юности»). Автор живописует и множит картины, приметы живого природного мира, быта и нравов аборигенов (не случайна эта лекси ческая анафора строк, начинающихся с сою за «где»). Однако, когда читаешь некото рые стихи поэта, иногда невольно приходишь к мысли, что сам-то лирический герой остается при всем при том довольно- таки бездеятельным, умиленно созерцаю щим реальную действительность, сложный мир отношений человеческих. Он — всего лишь очевидец, гость, доброжелательный и желанный, восторженный, обласканный традиционным эвенкийским гостеприимст вом. Как, например, в стихотворении имен но с таким названием — «Гостеприимство». Лирического героя встречают в эвенкий ской фактории «словно сына» (со всеми вы текающими отсюда следствиями). Герой, надо полагать, тронут радушием и добро сердечием хозяев. Но — и только. Автор, по сути, ограничивается лишь констатацией непременных атрибутов гостеприимства се верян; герой же оказался стороной пас сивной, н€? проявившей себя в ответном действии, поступке, психологическом же сте: Лепешек пресных напекут, Пока ты спишь, и спозаранку Тебе оленей приведут И сами запрягут их в санку. И ботала веселый звон Разбудит берега немые... — Прощай, гирки! Таков закон Гостеприимства в Эвенкии. Разумеется, убедительное фиксирование того или иного природного состояния, бы тового или трудового уклада народной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2