Сибирские огни № 11 - 1979
воспринял и описал как русский». (Заме тим, что речь идет не только о природе,— Илья Мухачев дал замечательные образ цы стилизации в широком изображении жизни Алтая вообще.) Высказывание старшего товарища по поэтической работе К. Лисовский с полным правом мог бы отнести за свой счет. Своеобразная, могучая, суровая природа Сеаера увидена в его стихах прежде всего, конечно, глазами человека русского 0< то му же — городского), впервые открываю щего для себя «край света». Тем сильнее его удивление, эмоциональнее восприятие, что и рождает образы, романтически при поднятые, резкие, экспрессивные. И одно временно — реалистические. Морозными злыми ночами Осколком зеленого льда Горит высоко над снегами Полярная наша звезда. («Полярная звезда»). Северная природа не отличается осо бой щедростью красок. И чтобы обогатить художественную палитру, поэт мастерски инструментирует стих: Берег — в льдинах. Волны их колышут. Чуть дымится влажная земля. Только тронешь льдину — и услышишь Звон прозрачных зерен хрусталя. Здесь уже самой звукописью, чередова нием звуков «л» и «р», точным подбором слов достигнуты и фонетическая вырази тельность стиха, и полное ее соответствие изображаемой картине весеннего ледохо да, почти физическое его ощущение: Даль светла. Обласкана весною. Под напором теплым ветерка Двинулась лавиной ледяною Катанга — угрюмая река. («Увачан едет на фронт»). Богатство наблюдений, точность, локаль ность поэтических образов и деталей, под меченных пытливым и зорким оком ху дожника,— характерные черты пейзажей К. Лисовского. Вот взгляд окрест или сверху: Круты хребты и сопки хмуры, Куда ни глянь — снега, снега... И бурою медвежьей шкурой Кругом раскинулась тайга. А вот взгляд как бы снизу, из леса, с лесной дороги: Как далека еще дорога! * Скрип санок легких... Тишина. И сломанным оленьим рогом В ветвях запуталась луна. Как видим, «великолепье жизни» осо бенно ощущается в тех стихах К. Лисовско го, где он предстает перед читателем как живописец сибирской природы. Его пей зажи, при всей их художественной само ценности, всегда внутренне умело соотне сены с умонастроениями, чувствами, чая ниями Лирического героя; тематический параллелизм здесь довольно органичен и поэтически впечатляющ (стихи «Саранка», «Рубят кедр...» и многие другие). В стихотворении «Обращение к ^нисею» поэт писал: Енисей, сколько строк о тебе я сложил, Сколько отдал тебе и задора и сил! Эта декларация подкреплена в творчест ве К. Лисовского целым рядом стихов о «вечном труженике, славном старике», «умельце и друге», «брате полярных мо рей» Енисее, о котором А. П. Чехов когда- то сказал: «Какая полная, умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега...» Эти слова поэт берет эпиграфом к стихо творению «Чехов на Енисее», а в стихотво рении «Встреча с Енисеем», где речь идет уже о нашем времени, почти буквально перефразирует ,их: «Новой жизнью — пол ной, умной, смелой — ты сейчас шумишь, мой Енисей». Родная река для поэта не только, как он признается, «моей песни начало», но даже «любви моей первой сильней!» Сознатель ная и, надо полагать, искренняя гипербо лизация образа Енисея приводит иногда автора к тому, что он 'преуменьшает роль, значение Байкала, что оборачивается по от ношению к последнему обратной гипер болой, литотой: Что Байкал1 Только славное море! А тебе океаны сродни... Вот так: «славное море» менее «сродни» океанам, чем река!.. Однако тут. все-таки есть какое-то довольно своеобразное худо жественно-логическое обоснование: ведь действительно по расстояниям Байкал да лек от океанов, а Енисей («синий — в Тод- же, зеленый — у скал бирюсинских, свет ло-серый — у самых арктических льдов») устремляет свой «бег исполинский» прямо к Северному Ледовитому... Преимущество Енисея над Байкалом ли рический герой видит в том, что река бу дет не только «бушевать на просторе», но и «зажигать путеводно огни», «двигать тур бины упорно», «работать на нас» и т. д., и только тогда и поэтому суда из Байкала пойдут через Ангару «прямиком» в Енисей и, значит, в Северный Ледовитый океан. Возвеличивание Енисея в противовес Байкалу, разумеется, всего лишь поэтиче ский прием (с некоторой долей риторики), оправданный стремлением автора воспеть, восславить реку своего детства и юности. Прием, в общем-то, в поэзии приемлемый и распространенный... Да, впрочем, и Бай кал не обделен авторским вниманием. «Бездонный, безбрежный» — такие опреде ления, так сказать, измерительного плана сочетаются в характеристике Байкала с эпитетами, идущими (как и в стихах об Енисее) от зрительного его восприятия: «то серый, то синий, то темно-зеленый, то розовый, то голубой-голубой», отражающи ми живописное своеобразие «славного мо ря». Но этого, естественно, недостаточно, даже если прибавить к образу Байкала, «прославленного в песне, в народной мол ве», фольклорный эпитет «священный». И тут необходимо возникают определения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2