Сибирские огни № 11 - 1979
Что должен делать поэт-патриот в же стокую годину великой войны? Естествен но, прежде всего, бороться — штыком и пером. Но если, в силу причин и обстоя тельств, от него не зависящих, он лишен возможности владеть штыком? Тогда оста ется перо, которое необходимо приравнять к штыку, чтобы поэтическим словом пове дать миру о небывалой трагедии и вели чии подвига «во дни торжеств и бед народ ных». И молодой литератор начинает выступать со стихами по радио и в газетах, на заво дах и в госпиталях, ездит по городам и ве сям края, участвует в выпуске агитплакатов «Окон ТАСС». Нельзя, конечно, сказать, что стихи К. Лисовского в ту пору были худо жественно совершенны и вполне самостоя тельны, но их патриотический накал, страстный призыв к борьбе с врагом, свя тая вера в победу не могли не трогать читателей и слушателей. Вот стихотворение ■из его первого сборника «Клятва» (1944): И тучи, и невзгоды злые Нависли над тобою вновь, Но ты жива, моя Россия, Надежда, родина, любовь. Пусть ветер раздувает угли, И труден путь, и долог он, Твой Новгород, твой старый Углич Не выйдут к немцу на поклон. И снова, в пору грозной сечи, В годину бед, в тревожный час, Твой колокол на древнем вече К оружию сзывает нас. Мы нашу честь и наше знамя На поруганье не дадим. За нами — солнце. Правда — с нами! И час победы — впереди! («Стихи о России»), Ритмико-интонационный строй, вообще стиль этих строк, конечно же, навеяны классическими примерами и образцами русской лирики. Об ориентированности мо лодого поэта на гражданскую лирику прошлого (даже о подражательности ей) свидетельствовали и архаизмы («сеча»), и сознательные или бессознательные реми нисценции из классики («колокол на древ нем вече» — лермонтовское: «колокол на башне вечевой»). Однако’ стихотворение К. Лисовского несло в себе и существенный идейно-этический заряд: «в пору грозной сечи» с фашизмом обращение к славным ратным традициям русского народа, уве ковеченным в слове поэтическом, служили правому делу освобождения Родины от за хватчиков. В стихотворении «Счастье» (1944) лириче ский герой К. Лисовского, находясь за «ты сячи верст» от «отчего края», стремится представить себе облик родного села Обо- довки в Винницкой области, только что ос вобожденного от фашистов: Еще, догорая, дымятся хаты. Дышат орудия тяжело. . Слышу — усталым шагом солдата Счастье вступает в мое село. Это — трудное счастье. Счастье обрете- ^и£ родины, врсстановления порушенного захватчиками, веры в мирное .обновление и созидание. И уроженец Украины, давно уже ставший сибиряком, низко кланяясь землякам, «с трепетом прижимает к серд цу щепотку... земли» своих родичей. Па мять детства и рральн'ое представление о суровой действительности войны и оккупа ции, резко контрастируя в сознании и сердце героя, рождают интонации чаще всего вопросительные: Вербы склоняются ль над рекою. Слышен ли детский лепет ручья? Может, сравняли они (фашисты,— В. К.) , ' с землею Дом, где когда-то родился я? Сложное чувство боли за поруганную родную землю и радости за ее освобож дение выплескивается здесь открыто и не посредственно, Однако и в этом стихотво рении молодой поэт не смог избежать вто- ричности, «олитературенности» отдельных поэтических картин и образов: «детский лепет ручья», «на крыльях весенней птицы счастье летит», «может, тупой топор чуже земца все уничтожил?» и т. п. Естественно и закономерно желание каж дого писателя увязать грандиозные собы тия эпохи, в которую он живет, с собст венной судьбой, с личной биографией. Этому творческому принципу К, Лисовский был верен всегда. А в стихах военных лет он идет даже в глубь своей родословной, чтобы извлечь из далекого прошлого звенья, связующие «дела давно минувших дней» со жгучей современностью. Он не раз говаривал, что его прапрадеды были выход цами из Польши. Ссылки на свое «генеало гическое древо» поэт подкрепляет твор ческой практикой. В 1944 году он написал стихотворение «Вперед, солдаты Польши!», которое было опубликовано в «Правде» и поднимало важную тему интернациональ ной борьбы народов Европы против корич невой чумы фашизма. «Мщение и гибель немецким катам» не сут польские воины под штандартами слав ных своих предков-патриотов Костюшко и Домбровского. Несут «вместе с отважным русским солдатом». И в таком осознании общности исторической судьбы и целей народов-братьев — залог будущей побе ды: К Висле на помощь двинулась Волга, К Татрам с востока рванулись Саяны. «Вперед, солдаты. Польши!» — одно из лучших стихотворений К. Лисовского воен ной поры, и отнюдь не случайно эти стихи были вскоре же положены на музыку и распевались в национальных польских ча стях!.. Чувства воина-патриота, победителем вернувшегося на родную землю, убеди тельно переданы в такой миниатюре: Невероятным кажется тебе. Что ты вдыхаешь теплый запах хлеба, Что не в землянке ты, — в родной избе, Что над тобой — в созвездьях мирных — небо. IКружатся низко стаи голубей, Играет дымом ветерок капризный... Кто видел смерть, кто насмерть бился . • с ней — . Тот ослеплен великолепьем жизни. (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2