Сибирские огни № 11 - 1979

Что должен делать поэт-патриот в же­ стокую годину великой войны? Естествен­ но, прежде всего, бороться — штыком и пером. Но если, в силу причин и обстоя­ тельств, от него не зависящих, он лишен возможности владеть штыком? Тогда оста­ ется перо, которое необходимо приравнять к штыку, чтобы поэтическим словом пове­ дать миру о небывалой трагедии и вели­ чии подвига «во дни торжеств и бед народ­ ных». И молодой литератор начинает выступать со стихами по радио и в газетах, на заво­ дах и в госпиталях, ездит по городам и ве­ сям края, участвует в выпуске агитплакатов «Окон ТАСС». Нельзя, конечно, сказать, что стихи К. Лисовского в ту пору были худо­ жественно совершенны и вполне самостоя­ тельны, но их патриотический накал, страстный призыв к борьбе с врагом, свя­ тая вера в победу не могли не трогать читателей и слушателей. Вот стихотворение ■из его первого сборника «Клятва» (1944): И тучи, и невзгоды злые Нависли над тобою вновь, Но ты жива, моя Россия, Надежда, родина, любовь. Пусть ветер раздувает угли, И труден путь, и долог он, Твой Новгород, твой старый Углич Не выйдут к немцу на поклон. И снова, в пору грозной сечи, В годину бед, в тревожный час, Твой колокол на древнем вече К оружию сзывает нас. Мы нашу честь и наше знамя На поруганье не дадим. За нами — солнце. Правда — с нами! И час победы — впереди! («Стихи о России»), Ритмико-интонационный строй, вообще стиль этих строк, конечно же, навеяны классическими примерами и образцами русской лирики. Об ориентированности мо­ лодого поэта на гражданскую лирику прошлого (даже о подражательности ей) свидетельствовали и архаизмы («сеча»), и сознательные или бессознательные реми­ нисценции из классики («колокол на древ­ нем вече» — лермонтовское: «колокол на башне вечевой»). Однако’ стихотворение К. Лисовского несло в себе и существенный идейно-этический заряд: «в пору грозной сечи» с фашизмом обращение к славным ратным традициям русского народа, уве­ ковеченным в слове поэтическом, служили правому делу освобождения Родины от за­ хватчиков. В стихотворении «Счастье» (1944) лириче­ ский герой К. Лисовского, находясь за «ты­ сячи верст» от «отчего края», стремится представить себе облик родного села Обо- довки в Винницкой области, только что ос­ вобожденного от фашистов: Еще, догорая, дымятся хаты. Дышат орудия тяжело. . Слышу — усталым шагом солдата Счастье вступает в мое село. Это — трудное счастье. Счастье обрете- ^и£ родины, врсстановления порушенного захватчиками, веры в мирное .обновление и созидание. И уроженец Украины, давно уже ставший сибиряком, низко кланяясь землякам, «с трепетом прижимает к серд­ цу щепотку... земли» своих родичей. Па­ мять детства и рральн'ое представление о суровой действительности войны и оккупа­ ции, резко контрастируя в сознании и сердце героя, рождают интонации чаще всего вопросительные: Вербы склоняются ль над рекою. Слышен ли детский лепет ручья? Может, сравняли они (фашисты,— В. К.) , ' с землею Дом, где когда-то родился я? Сложное чувство боли за поруганную родную землю и радости за ее освобож­ дение выплескивается здесь открыто и не­ посредственно, Однако и в этом стихотво­ рении молодой поэт не смог избежать вто- ричности, «олитературенности» отдельных поэтических картин и образов: «детский лепет ручья», «на крыльях весенней птицы счастье летит», «может, тупой топор чуже­ земца все уничтожил?» и т. п. Естественно и закономерно желание каж­ дого писателя увязать грандиозные собы­ тия эпохи, в которую он живет, с собст­ венной судьбой, с личной биографией. Этому творческому принципу К, Лисовский был верен всегда. А в стихах военных лет он идет даже в глубь своей родословной, чтобы извлечь из далекого прошлого звенья, связующие «дела давно минувших дней» со жгучей современностью. Он не раз говаривал, что его прапрадеды были выход­ цами из Польши. Ссылки на свое «генеало­ гическое древо» поэт подкрепляет твор­ ческой практикой. В 1944 году он написал стихотворение «Вперед, солдаты Польши!», которое было опубликовано в «Правде» и поднимало важную тему интернациональ­ ной борьбы народов Европы против корич­ невой чумы фашизма. «Мщение и гибель немецким катам» не­ сут польские воины под штандартами слав­ ных своих предков-патриотов Костюшко и Домбровского. Несут «вместе с отважным русским солдатом». И в таком осознании общности исторической судьбы и целей народов-братьев — залог будущей побе­ ды: К Висле на помощь двинулась Волга, К Татрам с востока рванулись Саяны. «Вперед, солдаты. Польши!» — одно из лучших стихотворений К. Лисовского воен­ ной поры, и отнюдь не случайно эти стихи были вскоре же положены на музыку и распевались в национальных польских ча­ стях!.. Чувства воина-патриота, победителем вернувшегося на родную землю, убеди­ тельно переданы в такой миниатюре: Невероятным кажется тебе. Что ты вдыхаешь теплый запах хлеба, Что не в землянке ты, — в родной избе, Что над тобой — в созвездьях мирных — небо. IКружатся низко стаи голубей, Играет дымом ветерок капризный... Кто видел смерть, кто насмерть бился . • с ней — . Тот ослеплен великолепьем жизни. (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2