Сибирские огни № 11 - 1979

ся в архитектуре, делается все более при­ вычной в общественных интерьерах, ее язык становится более богатым и разнооб­ разным, развиваются малые пластические формы. В Сибири — сложнее, здесь пока слаба база для развития скульптуры. Пйть лет соседствует с Семеновой по мастерской скульптор Е. Н. Телишева. Сама неутомимая труженица, Елена Николаевна удивляется работоспособности Семеновой. — Целыми днями она то рисует, то кру­ тит гончарный круг. Несмотря на наши трудности, не боится больших работ. Вот, \ например, «Галку Северюгину» Лера пере­ водила в мрамор на Мытищенском комби­ нате. Спросите, почему надо было так да­ леко везти? Потому что в Новосибирске не нашлось блока мрамора необходимого раз­ мера. А уже по приезде из Москвы полуто­ раметровую, весом в пятьсот килограммов, скульптуру надо было доставить в мастер­ скую , вытащить и установить. Конечно, и вытащить и установить Лере помогли. Но кто? Соседи по мастерской. Наш Худфонд не очень-то балует скульпторов своей за­ ботой. Поэтому сто раз подумаешь, прежде чем возьмешься за большую работу. В самом деле, для того, чтобы занимать­ ся в Новосибирске скульптурой, художнику приходится «провертывать» кучу органи­ зационных дел. Он выступает в роли снаб­ женца — часто сам добывает гончарную глину и красители, изыскивает способы приобретения и перевозки мрамора, реша­ ет транспортные вопросы, ищет мастеров, которые бы сделали ему для работы инст­ рументы. Ему надо самому договариваться насчет обжига, доставать специальную про­ волоку, если перегорит лабораторная, сто­ ящая в мастерской, печь. Словом, скульп­ тор обязан обладать не только талантом, но и поистине сибирским упорным харак­ тером. И я вспомнила, как Семенова рассказы­ вала о зарождении своего интереса к ке­ рамике. Началось это увлечение еще в Ир­ кутске. Одна, хоть и не главная, из причин увлечения заключалась в том, что иркут­ ские возможности диктовали единственно доступное — малые формы или остановку в работе на стадии гипса. За керамику Семенова взялась, кэк и за все в своей жизни, очень основательно. Ездила на фарфоровый завод под Иркут­ ском, знакомилась с технологией. Научи­ лась работать на гончарном круге, чем, кстати, не только не каждый скульптор, ра­ ботающий в керамике, может похвастать, но даже и профессионал-керамист. А это великое дело — любой свой замысел, от на­ чала и до конца, уметь воплотить в жизнь своими руками. На улице Дуси Ковальчук вся мастерская заставлена работами. Переходя от одной стены к другой, от полки к полке, можно проследить этапы поисков Семеновой, по­ пытаться определить начало зарождения у нее одного пластического мотива и момент, когда на смену ему приходит другой. Мож­ но видеть, как параллельно с овладением материалом и техникой меняется пластиче­ ская форма. Вначале выпуклый рисунок на блюдах и плоскость заливались локаль­ ным цветом. Потом на смену пришел живо­ писный язык, и на тарелках появились портреты и натюрморты, написанные кера­ мическими красками. Затем наступил пе­ риод увлечения жанровыми сценами. Бога­ тая дань отдана рельефу. Каждый новый пластический ход требовал своего изобра­ зительного языка. Среди работ Семеновой есть поистине уникальные, совершенно неповторимые, да­ же при желании автора их нельзя дублиро­ вать. Ведь повторы возможны только при простой технологии. На некоторых декоративных блюдах по нескольку красочных слоев: глазурь, анго­ бы, эмаль, роспись на эмали пигментами и солями металлов. Сложность технологии дает эффект неповторимости. Творческой фантазии, неисчерпаемости пластических мотивов не перестаешь удивляться. Даже в бытовых предметах Семенова ча­ сто использует изобразительные мотивы: ручка у кувшина в форме какого-то фанта­ стического животного. Роспись по поверх­ ности вазы, как правило, имеет сюжет. Если работа чисто декоративная, то эта образ­ ность идет от темы: анималистической, рас­ тительной, мира фантастических существ. Если в скульптуре Валерия Елизаровна почти всегда остается серьезной, то в кера­ мике она дает простор юмору, шутке, гро­ теску. ...Элементы гротеска можно обнаружить и в бытовых вещах: ваза в форме обычно­ го тарного мешка с печатью-нашлепкой в центре. Торжественное назначение предме­ та сразу «смазывается» выбранной фор­ мой. Другие сосуды для цветов в виде музы­ кальных инструментов или фантастических зверей. Декоративная керамика тоже под­ час «грешит» гротесковостью. На стенном блюде монументальный портрет певицы. «Рама» — игриво загнутые края блюда — вносит иронический акцент в этот серьез­ ный сюжет, но тут же присутствует и восхи­ щение выразительностью модели. В керамике Семенова дает выход своей фантазии, веселому настроению, озорству... Плоские блюда привлекают ее возможно­ стью поработать в цвете, решить чисто жи­ вописные задачи. В глубоких — есть воз­ можность испробовать более сложную композицию, и здесь возникают неожидан­ ные пластические ходы. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, Семенова добивается поразительного эффекта. Иногда просто трудно провести черту, где кончается кера­ мист и начинается скульптор. Так же, как невозможно представить скульптуру Семе­ новой без глубоких корней, уходящих в ке­ рамику. В ее творчестве это взаимосвя- зано. Сегодня Валерия Елизаровна, наверняка, одна из наиболее талантливых скульпторов и мастеров декоративно-прикладного ис­ кусства Сибири. Она участник всех зональ­ ных, республиканских и многих всесоюзных выставок. Ее авторитет высок среди коллег- художников не только' в Новосибирске. Недаром ее выбрали делегатом на IV съезд ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2