Сибирские огни № 11 - 1979
ся в архитектуре, делается все более при вычной в общественных интерьерах, ее язык становится более богатым и разнооб разным, развиваются малые пластические формы. В Сибири — сложнее, здесь пока слаба база для развития скульптуры. Пйть лет соседствует с Семеновой по мастерской скульптор Е. Н. Телишева. Сама неутомимая труженица, Елена Николаевна удивляется работоспособности Семеновой. — Целыми днями она то рисует, то кру тит гончарный круг. Несмотря на наши трудности, не боится больших работ. Вот, \ например, «Галку Северюгину» Лера пере водила в мрамор на Мытищенском комби нате. Спросите, почему надо было так да леко везти? Потому что в Новосибирске не нашлось блока мрамора необходимого раз мера. А уже по приезде из Москвы полуто раметровую, весом в пятьсот килограммов, скульптуру надо было доставить в мастер скую , вытащить и установить. Конечно, и вытащить и установить Лере помогли. Но кто? Соседи по мастерской. Наш Худфонд не очень-то балует скульпторов своей за ботой. Поэтому сто раз подумаешь, прежде чем возьмешься за большую работу. В самом деле, для того, чтобы занимать ся в Новосибирске скульптурой, художнику приходится «провертывать» кучу органи зационных дел. Он выступает в роли снаб женца — часто сам добывает гончарную глину и красители, изыскивает способы приобретения и перевозки мрамора, реша ет транспортные вопросы, ищет мастеров, которые бы сделали ему для работы инст рументы. Ему надо самому договариваться насчет обжига, доставать специальную про волоку, если перегорит лабораторная, сто ящая в мастерской, печь. Словом, скульп тор обязан обладать не только талантом, но и поистине сибирским упорным харак тером. И я вспомнила, как Семенова рассказы вала о зарождении своего интереса к ке рамике. Началось это увлечение еще в Ир кутске. Одна, хоть и не главная, из причин увлечения заключалась в том, что иркут ские возможности диктовали единственно доступное — малые формы или остановку в работе на стадии гипса. За керамику Семенова взялась, кэк и за все в своей жизни, очень основательно. Ездила на фарфоровый завод под Иркут ском, знакомилась с технологией. Научи лась работать на гончарном круге, чем, кстати, не только не каждый скульптор, ра ботающий в керамике, может похвастать, но даже и профессионал-керамист. А это великое дело — любой свой замысел, от на чала и до конца, уметь воплотить в жизнь своими руками. На улице Дуси Ковальчук вся мастерская заставлена работами. Переходя от одной стены к другой, от полки к полке, можно проследить этапы поисков Семеновой, по пытаться определить начало зарождения у нее одного пластического мотива и момент, когда на смену ему приходит другой. Мож но видеть, как параллельно с овладением материалом и техникой меняется пластиче ская форма. Вначале выпуклый рисунок на блюдах и плоскость заливались локаль ным цветом. Потом на смену пришел живо писный язык, и на тарелках появились портреты и натюрморты, написанные кера мическими красками. Затем наступил пе риод увлечения жанровыми сценами. Бога тая дань отдана рельефу. Каждый новый пластический ход требовал своего изобра зительного языка. Среди работ Семеновой есть поистине уникальные, совершенно неповторимые, да же при желании автора их нельзя дублиро вать. Ведь повторы возможны только при простой технологии. На некоторых декоративных блюдах по нескольку красочных слоев: глазурь, анго бы, эмаль, роспись на эмали пигментами и солями металлов. Сложность технологии дает эффект неповторимости. Творческой фантазии, неисчерпаемости пластических мотивов не перестаешь удивляться. Даже в бытовых предметах Семенова ча сто использует изобразительные мотивы: ручка у кувшина в форме какого-то фанта стического животного. Роспись по поверх ности вазы, как правило, имеет сюжет. Если работа чисто декоративная, то эта образ ность идет от темы: анималистической, рас тительной, мира фантастических существ. Если в скульптуре Валерия Елизаровна почти всегда остается серьезной, то в кера мике она дает простор юмору, шутке, гро теску. ...Элементы гротеска можно обнаружить и в бытовых вещах: ваза в форме обычно го тарного мешка с печатью-нашлепкой в центре. Торжественное назначение предме та сразу «смазывается» выбранной фор мой. Другие сосуды для цветов в виде музы кальных инструментов или фантастических зверей. Декоративная керамика тоже под час «грешит» гротесковостью. На стенном блюде монументальный портрет певицы. «Рама» — игриво загнутые края блюда — вносит иронический акцент в этот серьез ный сюжет, но тут же присутствует и восхи щение выразительностью модели. В керамике Семенова дает выход своей фантазии, веселому настроению, озорству... Плоские блюда привлекают ее возможно стью поработать в цвете, решить чисто жи вописные задачи. В глубоких — есть воз можность испробовать более сложную композицию, и здесь возникают неожидан ные пластические ходы. Сочетая, казалось бы, несочетаемое, Семенова добивается поразительного эффекта. Иногда просто трудно провести черту, где кончается кера мист и начинается скульптор. Так же, как невозможно представить скульптуру Семе новой без глубоких корней, уходящих в ке рамику. В ее творчестве это взаимосвя- зано. Сегодня Валерия Елизаровна, наверняка, одна из наиболее талантливых скульпторов и мастеров декоративно-прикладного ис кусства Сибири. Она участник всех зональ ных, республиканских и многих всесоюзных выставок. Ее авторитет высок среди коллег- художников не только' в Новосибирске. Недаром ее выбрали делегатом на IV съезд ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2