Сибирские огни № 11 - 1979

' ленький полный валторнист и круто, рогом, загнутый инструмент, с которым они как бы одно целое; худой, весь какой-то удли­ ненный, контрабасист являет, наоборот, забавный контраст своему огромному ин­ струменту; изящная, утонченная пышново­ лосая скрипачка — достойное «украшение» своего инструмента... Вот что об этой особенности Семеновой находить новое говорит новосибирский ис­ кусствовед П. Муратов, хорошо знающий творчество Валерии Елизаровны. — У настоящего художника творческая тема не программируется заранее. Ее под-/ сказывает жизнь /и постоянный творческий тренаж. Семенова — не исключение. Она очень много работает, берется за самые разные темы. В этом многоделанье что-то неизбежно возникает случайно. Кто-то не обратил бы на это внимания, но не Лера. У нее все откладывается в памяти. Ей всегда любопытно, куда может завести ее та или иная находка? А потом, как из крохотного семечка тополя, едва заметного в комочке пуха, вырастает впоследствии большое де­ рево, так и в творчестве художника вче­ рашняя случайность оборачивается сегод­ няшней магистральной темой. Увлечение поисками пластических ходов в керамике привело к портрету в мраморе Наташи Толпекиной. Вызвало интерес к работам в малых формах, в рельефе, в мелкой пла­ стике. Семеновой интересно работать в материа­ ле политой | керамики, экспериментировать с цветом. Жанровые, небольшие портрет­ ные фигуры дают возможность быть иро­ ничной. Некоторые из них — метафоричны, другие — гротеск. Иногда это чисто деко­ ративная пластика, композиции, включаю­ щие в себя не только изображение чело­ века, но и его окружение. ...Каждый год новосибирской жизни Ва­ лерии Елизаровны отмечен поиском. Ее работы экспонируются на всех зональных, республиканских, всесоюзных выставках. В 1970 году в залах Новосибирской картин­ ной галереи состоялся ее персональный от­ чет, красноречиво показавший, что Семе­ нова стала одним из ведущих скульпторов Сибири. Шестидесятилетие Октября озна­ меновано для Семеновой созданием монумента для воинского кладбища в Но­ восибирске. В 1976 году — ее вторая персо­ нальная выставка. Творческая жизнь Валерии Елизаровны складывалась по-разному. Случалось, эсте­ тика ее работ встречала непонимание. Так было, например, с оформлением интерьера железнодорожного вокзала в Новосибир­ ске. Вместо привычных взгляду гипсовых скульптур с веслами и горнами Семенова предложила совершенно иной подход к ин­ тер ьер у— плоскость, решенная рельефом. Огромный круг — «колесо» — символ дви­ ж ения— занял место в зале для пассажи­ ров. Непривычен был и материал — кера­ мика. Непривычна и форма — круг с пере­ плетением символических водных и желез­ нодорожных путей. Декоративная решетка (такое было ее прямое назначение) вызы­ вала удивление одних, непонимание других, 11 Сибирские огни № 11 и администрация вокзала сочла за лучшее... убрать колесо... С тех пор немало воды утекло. Архитекторы жалеют, что не от­ стояли это по-настоящему талантливое про­ изведение. Сегодня вряд ли нашлись бы у него противники. Когда строился в Новосибирске "один из самых красивых дворцов культуры — имени Чкалова, автор проекта архитектор М. Пи­ рогов предложил Семеновой подумать об оформлении интерьера. Они вместе реши­ ли, что огромную плоскость, далеко вид­ ную с улицы через- стеклянные стены двор­ ца, должен украсить скульптурный фриз на тему истории авиации. Вещь должна быть яркой, цветной, и поэтому и материал для нее самый лучший — керамика. Кроме фриза, Семенова должна была изготовить для холлов и различных помещений боль­ шое количество -декоративных блюд и ваз. Это был поистине титанический труд. Представьте масштаб панно: 24 на 4 метра. 60 блоков! Возникла проблема — где их обжигать? Нужен был соответствующих размеров горн. Наконец, в селе Дорогино, в 150 километрах от Новосибирска, удалось договориться насчет обжига. В неприспо­ собленном цехе не закрывались окна и двери. Горн, который выделили, давно не работал. Пришлось пускать его в дело без опробования. Все начинали на «ура». В печь загружали все плиты одновременно. А пе­ ред тем каждую надо было вылепить, вы­ сушить, покрасить. ...Глазам не верилось, когда вытаскивали обожженные плиты — просто чудо, ни одна из них не лопнула! С вазами было легче, их обжигали прямо на заводе имени Чкалова. Фриз, посвященный истории воздухопла­ вания, отлично вписался в интерьер Двор­ ца. По вечерам, ярко освещенный, он да­ леко виден через стекло: в синем косми­ ческом просторе, среди звезд и галактик фигура покорителя космоса — Человека. Зачастую в монументальном панно ощу­ щается некая заданность, безликость, когда художник выступает не полноправным со­ автором архитектора, а лишь иллюстрато­ ром его замысла. У Семеновой с Пирого­ вым было не так. Архитектор с уважением и доверием отнесся к замыслу художника и не прогадал. Панно «История авиации» находится как бы на стыке между монументальным и при­ кладным искусством. Техника его, рель­ е ф — это скульптура, а материал — керами­ ка, и яркий локальный цвет тяготеют к прикладному искусству. Причем скульпту­ ра и керамика не просто сочетаются, а взаимно обогащают друг друга. Сегодня нельзя не замечать того возрож­ дения, которое переживает советская скульптура, ее выхода из узких привычных рамок. Если лет десять-пятнадцать назад широкое представление о скульптуре скла­ дывалось, главным образом, только как о монументальной, предназначенной для больших площадей, станковой — рассчитан­ ной на выставки, и декоративно-парковой, то сегодня происходит своеобразная демо­ кратизация atoro вида изобразительного искусства. Скульптура широко использует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2