Сибирские огни № 11 - 1979
' ленький полный валторнист и круто, рогом, загнутый инструмент, с которым они как бы одно целое; худой, весь какой-то удли ненный, контрабасист являет, наоборот, забавный контраст своему огромному ин струменту; изящная, утонченная пышново лосая скрипачка — достойное «украшение» своего инструмента... Вот что об этой особенности Семеновой находить новое говорит новосибирский ис кусствовед П. Муратов, хорошо знающий творчество Валерии Елизаровны. — У настоящего художника творческая тема не программируется заранее. Ее под-/ сказывает жизнь /и постоянный творческий тренаж. Семенова — не исключение. Она очень много работает, берется за самые разные темы. В этом многоделанье что-то неизбежно возникает случайно. Кто-то не обратил бы на это внимания, но не Лера. У нее все откладывается в памяти. Ей всегда любопытно, куда может завести ее та или иная находка? А потом, как из крохотного семечка тополя, едва заметного в комочке пуха, вырастает впоследствии большое де рево, так и в творчестве художника вче рашняя случайность оборачивается сегод няшней магистральной темой. Увлечение поисками пластических ходов в керамике привело к портрету в мраморе Наташи Толпекиной. Вызвало интерес к работам в малых формах, в рельефе, в мелкой пла стике. Семеновой интересно работать в материа ле политой | керамики, экспериментировать с цветом. Жанровые, небольшие портрет ные фигуры дают возможность быть иро ничной. Некоторые из них — метафоричны, другие — гротеск. Иногда это чисто деко ративная пластика, композиции, включаю щие в себя не только изображение чело века, но и его окружение. ...Каждый год новосибирской жизни Ва лерии Елизаровны отмечен поиском. Ее работы экспонируются на всех зональных, республиканских, всесоюзных выставках. В 1970 году в залах Новосибирской картин ной галереи состоялся ее персональный от чет, красноречиво показавший, что Семе нова стала одним из ведущих скульпторов Сибири. Шестидесятилетие Октября озна меновано для Семеновой созданием монумента для воинского кладбища в Но восибирске. В 1976 году — ее вторая персо нальная выставка. Творческая жизнь Валерии Елизаровны складывалась по-разному. Случалось, эсте тика ее работ встречала непонимание. Так было, например, с оформлением интерьера железнодорожного вокзала в Новосибир ске. Вместо привычных взгляду гипсовых скульптур с веслами и горнами Семенова предложила совершенно иной подход к ин тер ьер у— плоскость, решенная рельефом. Огромный круг — «колесо» — символ дви ж ения— занял место в зале для пассажи ров. Непривычен был и материал — кера мика. Непривычна и форма — круг с пере плетением символических водных и желез нодорожных путей. Декоративная решетка (такое было ее прямое назначение) вызы вала удивление одних, непонимание других, 11 Сибирские огни № 11 и администрация вокзала сочла за лучшее... убрать колесо... С тех пор немало воды утекло. Архитекторы жалеют, что не от стояли это по-настоящему талантливое про изведение. Сегодня вряд ли нашлись бы у него противники. Когда строился в Новосибирске "один из самых красивых дворцов культуры — имени Чкалова, автор проекта архитектор М. Пи рогов предложил Семеновой подумать об оформлении интерьера. Они вместе реши ли, что огромную плоскость, далеко вид ную с улицы через- стеклянные стены двор ца, должен украсить скульптурный фриз на тему истории авиации. Вещь должна быть яркой, цветной, и поэтому и материал для нее самый лучший — керамика. Кроме фриза, Семенова должна была изготовить для холлов и различных помещений боль шое количество -декоративных блюд и ваз. Это был поистине титанический труд. Представьте масштаб панно: 24 на 4 метра. 60 блоков! Возникла проблема — где их обжигать? Нужен был соответствующих размеров горн. Наконец, в селе Дорогино, в 150 километрах от Новосибирска, удалось договориться насчет обжига. В неприспо собленном цехе не закрывались окна и двери. Горн, который выделили, давно не работал. Пришлось пускать его в дело без опробования. Все начинали на «ура». В печь загружали все плиты одновременно. А пе ред тем каждую надо было вылепить, вы сушить, покрасить. ...Глазам не верилось, когда вытаскивали обожженные плиты — просто чудо, ни одна из них не лопнула! С вазами было легче, их обжигали прямо на заводе имени Чкалова. Фриз, посвященный истории воздухопла вания, отлично вписался в интерьер Двор ца. По вечерам, ярко освещенный, он да леко виден через стекло: в синем косми ческом просторе, среди звезд и галактик фигура покорителя космоса — Человека. Зачастую в монументальном панно ощу щается некая заданность, безликость, когда художник выступает не полноправным со автором архитектора, а лишь иллюстрато ром его замысла. У Семеновой с Пирого вым было не так. Архитектор с уважением и доверием отнесся к замыслу художника и не прогадал. Панно «История авиации» находится как бы на стыке между монументальным и при кладным искусством. Техника его, рель е ф — это скульптура, а материал — керами ка, и яркий локальный цвет тяготеют к прикладному искусству. Причем скульпту ра и керамика не просто сочетаются, а взаимно обогащают друг друга. Сегодня нельзя не замечать того возрож дения, которое переживает советская скульптура, ее выхода из узких привычных рамок. Если лет десять-пятнадцать назад широкое представление о скульптуре скла дывалось, главным образом, только как о монументальной, предназначенной для больших площадей, станковой — рассчитан ной на выставки, и декоративно-парковой, то сегодня происходит своеобразная демо кратизация atoro вида изобразительного искусства. Скульптура широко использует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2