Сибирские огни № 11 - 1979

Толпекиной. Семеновой удалось передать сложный внутренний мир натуры, ее интел­ лект, ее одаренность и духовность. Здесь все, до мельчайшего нюанса, продумано, выверено, совершенно. В портрете ощуща­ ется движение, напоминающее порыв пла­ мени на ветру. А в трактовке волос — смелость и декоративность, заставляющие вспомнить о поисках формы в керамике. А ставшая уже почти хрестоматийной «Галка Северюгина»! В одну из своих поездок на север Том­ ской области Валерия Елизаровна увидела эту девушку. Галка Северюгина работала поваром на Нижне-Табаганской буровой. Профессия эта не обласкана у нас поэтиче­ ским пафосом, хотя любой здравомысля­ щий человек понимает, что не будь пова­ ров, туго пришлось бы поборникам самой высокой романтики. А уж если говорить совсем откровенно, то в труде той же Гал­ ки Северюгиной не меньше своих сложно­ стей и незаметного повседневного героиз­ ма, чем у любого на буровой. Девушка понравилась Семеновой. Она была не просто хороша собой. Вниматель­ ный взгляд художника увидел в ней нрав­ ственное здоровье, огромное жизнелюбие, радость от каждого прожитого дня. Семе­ нова сделала множество карандашных на­ бросков во время своей поездки, но нико­ го ей так не хотелось вылепить, как Галку. — Приезжай ко мне во время отпуска в Новосибирск,— предложила она, не наде­ ясь, впрочем, на успех разговора. Но од­ нажды летом дверь мастерской открылась, и Галина решительным и свободным шагом переступила порог. Во время сеансов скульптор еще больше узнала о своей героине. Оказалось, Гал­ ка — большая мечтательница и правдо­ любка. В ней органично сочетались здра­ вый смысл и тяга к необычному. Она могла вот так, в один миг, решиться и поехать в свой отпуск в Новосибирск, потому что ей было любопытно посмотреть, как работа­ ют художники. Днем — в мастерской, вечером в кварти­ ре Валерии Елизаровны Галка много и охотно рассказывала о своей жизни, о тех местах, где ей пришлось побывать, о том, как решила по комсомольской путевке по­ ехать на буровую. — Я вначале подумала— узнаете, что работаю поваром, и пройдет ваш интерес ко мне. Романтики-то в моей специально­ сти не густо. Одни трудности: попробуйте растопить сырыми дровами печь, натаскать десятки ведер воды да сготовить обед по­ вкуснее на целую бригаду хорошо порабо­ тавших голодных мужчин. А перед этим еще нужно «выбивать» продукты в нашем ОРСе. А для меня, поверьте, нет большей радости видеть, как отдыхают люди душой в тепле, слышать их похвалу В другой раз, просидев день в мастер­ ской, Галка заявила: — Я не представляла, Валерия Елизаров­ на, что и у вас, художников, работа не­ легкая. В Томске, на IV зональной выставке «Си­ бирь социалистическая» мраморной Талке отвели почетное место — она стояла прямо у входа в начале экспозиции. Фигура девушки, казалось, встречала каждого вхо­ дящего в зал. Нежная лукавая улыбка осве­ щала лицо. Волосы еле сдерживала косын­ ка. Свободная естественность позы была подчеркнута веточкой в поднятой к плечу руке. Сама победоносная юность принима­ ла дань восхищения посетителей выставки. Скульптура Семеновой открывала не только IV зональную выставку в Томске. Она демонстрировалась на республиканской и на Всесоюзной выставках «Слава Труду». Искусствоведы и зрители сошлись в еди­ ном мнении, что портрет сибирской девчон­ к и— нашей современницы — большая уда­ ча талантливого скульптора. Как же все-таки художник ищет своих героев? Что определяет выбор? — Конечно, натура должна поражать во­ ображение значительностью характера, но одного этого мало. Важно, чтобы натура обладала особенной, скульптурной, пласти­ ческой выразительностью внешнего обли­ ка. Я сразу же почувствовала в Северюги­ ной сильный характер, упорство, острый ум. Герои Семеновой, как правило, люди не­ заурядные. У скульптора снайперский взгляд, и она безошибочно определяет ин­ тересную натуру. Ее волнует не столько профессия, сколько человек. Его индивиду­ альность. И хотя названия работ часто ука­ зывают в первую очередь на профес­ сию: «Скрипачка», «Медсестра», «Сварщик», «Байкальская рыбачка», «Сибиряки-колхоз­ ники»,— все они, главным образом, о чело­ веческом своеобразии, которое передается художником через слияние индивидуаль­ ного и типического. И тут уж не ошибешь­ ся. «Галка Северюгина» — сибирячка так же, как и «Медсестра». Это сказывается и во внешнем облике, достаточно посмотреть на их чуть широкоскулые лица. Это и в ха­ рактере «прочитывается» — сильном, неза­ висимом, полном особого несуетливого до­ стоинства. Особенно это чувствуется в монументально-декоративной группе «Си­ биряки-колхозники». Она невелика по раз­ меру, но композиционно построена так, что кажется очень внушительной То ли за счет обобщенного силуэта — три одинаково крупных фигуры в одинаково тяжелых по­ лушубках широко и устойчиво стоят на земле. Здесь все сделано крупно, зримо, весомо. Эти сибиряки-колхозники — настоя­ щие хозяева жизни. В них — сила. Качество, особенно ценимое Семеновой в натуре. Несколько лет назад Валерия Елизаровна увлеклась скульптурой малых форм. Ей пришла идея создать серию фигур музы­ кантов. В мастерскую стали приходить сту­ денты консерватории с инструментами. Се­ менову можно было видеть на репетициях симфонического оркестра. Именно там она и «подглядела» портретные фигуры музы­ кантов. Оказалось, что и здесь ей не изме­ нило чутье. Из коллектива, насчитывающе­ го почти сто человек, она «выхватила» не только самых колоритных, но и очень та­ лантливых. В «Музыкантах» Семеновой мно­ го теплоты и юмора, для каждого из них найдена точная пластическая форма: круг-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2