Сибирские огни № 11 - 1979
Толпекиной. Семеновой удалось передать сложный внутренний мир натуры, ее интел лект, ее одаренность и духовность. Здесь все, до мельчайшего нюанса, продумано, выверено, совершенно. В портрете ощуща ется движение, напоминающее порыв пла мени на ветру. А в трактовке волос — смелость и декоративность, заставляющие вспомнить о поисках формы в керамике. А ставшая уже почти хрестоматийной «Галка Северюгина»! В одну из своих поездок на север Том ской области Валерия Елизаровна увидела эту девушку. Галка Северюгина работала поваром на Нижне-Табаганской буровой. Профессия эта не обласкана у нас поэтиче ским пафосом, хотя любой здравомысля щий человек понимает, что не будь пова ров, туго пришлось бы поборникам самой высокой романтики. А уж если говорить совсем откровенно, то в труде той же Гал ки Северюгиной не меньше своих сложно стей и незаметного повседневного героиз ма, чем у любого на буровой. Девушка понравилась Семеновой. Она была не просто хороша собой. Вниматель ный взгляд художника увидел в ней нрав ственное здоровье, огромное жизнелюбие, радость от каждого прожитого дня. Семе нова сделала множество карандашных на бросков во время своей поездки, но нико го ей так не хотелось вылепить, как Галку. — Приезжай ко мне во время отпуска в Новосибирск,— предложила она, не наде ясь, впрочем, на успех разговора. Но од нажды летом дверь мастерской открылась, и Галина решительным и свободным шагом переступила порог. Во время сеансов скульптор еще больше узнала о своей героине. Оказалось, Гал ка — большая мечтательница и правдо любка. В ней органично сочетались здра вый смысл и тяга к необычному. Она могла вот так, в один миг, решиться и поехать в свой отпуск в Новосибирск, потому что ей было любопытно посмотреть, как работа ют художники. Днем — в мастерской, вечером в кварти ре Валерии Елизаровны Галка много и охотно рассказывала о своей жизни, о тех местах, где ей пришлось побывать, о том, как решила по комсомольской путевке по ехать на буровую. — Я вначале подумала— узнаете, что работаю поваром, и пройдет ваш интерес ко мне. Романтики-то в моей специально сти не густо. Одни трудности: попробуйте растопить сырыми дровами печь, натаскать десятки ведер воды да сготовить обед по вкуснее на целую бригаду хорошо порабо тавших голодных мужчин. А перед этим еще нужно «выбивать» продукты в нашем ОРСе. А для меня, поверьте, нет большей радости видеть, как отдыхают люди душой в тепле, слышать их похвалу В другой раз, просидев день в мастер ской, Галка заявила: — Я не представляла, Валерия Елизаров на, что и у вас, художников, работа не легкая. В Томске, на IV зональной выставке «Си бирь социалистическая» мраморной Талке отвели почетное место — она стояла прямо у входа в начале экспозиции. Фигура девушки, казалось, встречала каждого вхо дящего в зал. Нежная лукавая улыбка осве щала лицо. Волосы еле сдерживала косын ка. Свободная естественность позы была подчеркнута веточкой в поднятой к плечу руке. Сама победоносная юность принима ла дань восхищения посетителей выставки. Скульптура Семеновой открывала не только IV зональную выставку в Томске. Она демонстрировалась на республиканской и на Всесоюзной выставках «Слава Труду». Искусствоведы и зрители сошлись в еди ном мнении, что портрет сибирской девчон к и— нашей современницы — большая уда ча талантливого скульптора. Как же все-таки художник ищет своих героев? Что определяет выбор? — Конечно, натура должна поражать во ображение значительностью характера, но одного этого мало. Важно, чтобы натура обладала особенной, скульптурной, пласти ческой выразительностью внешнего обли ка. Я сразу же почувствовала в Северюги ной сильный характер, упорство, острый ум. Герои Семеновой, как правило, люди не заурядные. У скульптора снайперский взгляд, и она безошибочно определяет ин тересную натуру. Ее волнует не столько профессия, сколько человек. Его индивиду альность. И хотя названия работ часто ука зывают в первую очередь на профес сию: «Скрипачка», «Медсестра», «Сварщик», «Байкальская рыбачка», «Сибиряки-колхоз ники»,— все они, главным образом, о чело веческом своеобразии, которое передается художником через слияние индивидуаль ного и типического. И тут уж не ошибешь ся. «Галка Северюгина» — сибирячка так же, как и «Медсестра». Это сказывается и во внешнем облике, достаточно посмотреть на их чуть широкоскулые лица. Это и в ха рактере «прочитывается» — сильном, неза висимом, полном особого несуетливого до стоинства. Особенно это чувствуется в монументально-декоративной группе «Си биряки-колхозники». Она невелика по раз меру, но композиционно построена так, что кажется очень внушительной То ли за счет обобщенного силуэта — три одинаково крупных фигуры в одинаково тяжелых по лушубках широко и устойчиво стоят на земле. Здесь все сделано крупно, зримо, весомо. Эти сибиряки-колхозники — настоя щие хозяева жизни. В них — сила. Качество, особенно ценимое Семеновой в натуре. Несколько лет назад Валерия Елизаровна увлеклась скульптурой малых форм. Ей пришла идея создать серию фигур музы кантов. В мастерскую стали приходить сту денты консерватории с инструментами. Се менову можно было видеть на репетициях симфонического оркестра. Именно там она и «подглядела» портретные фигуры музы кантов. Оказалось, что и здесь ей не изме нило чутье. Из коллектива, насчитывающе го почти сто человек, она «выхватила» не только самых колоритных, но и очень та лантливых. В «Музыкантах» Семеновой мно го теплоты и юмора, для каждого из них найдена точная пластическая форма: круг-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2