Сибирские огни № 11 - 1979

да керамика. Но как тяжело такое само­ ограничение для ищущего человека! Как много замыслов и планов перенесено на неопределенное «потом»1 ...Три сибирских города в творчестве Се­ меновой сказались по-разному. Тюмень — город детства — стал свидетелем первых ее шагов в искусстве. Здесь, в 1956 году, она вступила в члены Союза художников. В Иркутск она приехала, имея уже доста­ точный, д { 1 я начала, опыт. К сожалению, в Иркутске той поры не было необходимых условий для скульптуры. Но здесь Семе­ нова сделала три портрета — «Студента», «Сварщика», и «Штукатурщицы». Они вош­ ли в экспозицию первой зональной выстав­ ки «Сибирь социалистическая» в Новоси­ бирске. «Студент» и «Сварщик» были не только по размеру, но и по решению наи­ более масштабными среди представленной на выставке скульптуры. Мысль вылепить фигуру сварщика при­ шла Валерии во время поездки на строи­ тельство Братской ГЭС. Ее внимание при­ влек молодой рабочий отнюдь не могуче­ го телосложения. Он так ловко действовал сварочным аппаратом, что Валерии захоте­ лось построить работу на контрасте между юношеским лицом сварщика, его хрупкой фигурой в громоздком мешковатом ком­ бинезоне и его трудной профессией. «Студент» — тоже удача автора. Валерии удалось ухватить точное психологическое состояние натуры. Выразительная деталь — поднятая к подбородку рука. Работу мож­ но было назвать и иначе, например, «Раз­ думье». Ее приезд а Новосибирск был закономе­ рен. Здесь уже существовала группа скульп­ торов, и Семеновой не пришлось начинать на голом месте, как в Иркутске. Первую мастерскую Валерии кто-то из друзей мет­ ко окрестил «застенком». Это был закуток, образуемый стеками двух каменных домов. В мастерской зимой стоял холод. Скулой свет падал только сверху. В снегопады стеклянную крышу заносило, и ее надо бы­ ло откапывать. Перед входной дверью за ночь наметало сугробы, и, чтобы проник­ нуть вовнутрь, приходилось браться за ло­ пату. Но все-таки работать там было мож­ но. В первый же год . Семенова создала здесь свои выставочные портреты — пред­ седателя колхоза П. И Арещенко (терра­ кота), медсестры (шамот) и композицию «Сибиряки-колхозники». Они экспонирова­ лись на второй зональной выставке «Си­ бирь социалистическая», на республикан­ ск и х— «Советская Россия» в 1965 и 1967 годах, на выставке трех зон Сибири, Урала и Дальнего Востока. Надо сказать, скульптор смотрит на ок­ ружающих людей по-особому. Он обост­ ренно подмечает конструктивные особен­ ности человека, строение фигуры, лица... И если они внушают профессиональный ин­ терес, тут же начинается мысленная работа. Эти первичные ощущения рождают у ху­ дожника желание развить пластическую тему, которую ему подсказывает натура. Ко­ нечно, она не всегда реализуется, но иног­ да случайные наблюдения могут послужить' основою для создания значительного, серь­ езного образа. Через внешнюю вырази­ тельность художник выходит на психологи­ ческие и социальные обобщения. Форма — только исходная возможность рассказать о характере человека. Так получилось с пор­ третом председателя колхоза Арещенко. Вначале Семенову привлекла его очень скульптурная внешность. Крупные плоско­ сти лица, большой нос, нависший над глаза­ ми брови. Есть два типа красоты: традиционная, сгармонизированная, и красота вырази­ тельности. Вторая — для художника важнее. С обычной точки зрения натура, вы­ бранная Семеновой, не отличалась тради­ ционной красотой. Но скульптор пошла от внешней характерности, суровой грубова­ тости, потом, с чуткостью психолога, ухва­ тила «ядро» характера Арещенко — его масштабность, широту натуры, доброту, значительность,— и слила в поотрете все это воедино. Говорят, что портрет «Медсестры» напо­ минает знаменитую Нефертити. Может быть, когда скульптор увидела натуру, эта пла­ стическая тема и мелькнула у нее в голове. Однако прямого посыла на такую трактов­ ку в портрете нет. В облике молодой жен­ щины, немножко широкоскулой, нет ничего от легендарной царицы. Но какой-то отго­ лосок этого прославленного образа про­ глядывает в закрытых косынкой волосах медсестры. Портрет проходит через все творчество Семеновой. Для большинства ее работ ха­ рактерна лирико-романтическая окраска. Скульптор ищет идеальное в человеке. Это естественно. Он всегда тяготеет к положи­ тельным образам. Семеновой — художнику тоже важно найти значительное, незауряд­ ное в человеке, и тут ей помогает верный глаз, обостренное чутье психолога. Но и как гтвртретист Семенова тоже разная в различные периоды ее творчества. «Порт­ рет председателя», «Медсестра» — это ко­ нец шестидесятых годов. То, что Семенова делает сегодня,— уже качественно иная ступень, шаг вперед. Начиналось все с увлечения керамикой. Керамика подсказывала новые ходы, но­ вые пластические решения. Скульптура, особенно портретная, ограничивает, при традиционном подходе, пластические воз­ можности. Керамика позволяет «высказы­ ваться» очень свободно на любую тему. Ее «освободительную миссию» для художника трудно переоценить. В мастерской у Вале­ рии Елизаровны можно проследить, как она овладевала формой, «раскрепощалась», ис­ кала пути от керамики к скульптуре. Кое-ко­ му эти поиски казались формальными, а на самом деле это было движение по спира­ ли, к новым вершинам в творчестве. Семе­ нова открывала для себя все новые каче­ ства и возможности, казавшиеся, на первый взгляд, формальными — «изыски» давали живые токи. Работы последних лет красно­ речиво обозначили путь, ею пройденный. На областной выставке, посвященной 60-ле- тию Октября, демонстрировался скульптур­ ный портрет молодой художницы Наташи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2