Сибирские огни № 11 - 1979
да керамика. Но как тяжело такое само ограничение для ищущего человека! Как много замыслов и планов перенесено на неопределенное «потом»1 ...Три сибирских города в творчестве Се меновой сказались по-разному. Тюмень — город детства — стал свидетелем первых ее шагов в искусстве. Здесь, в 1956 году, она вступила в члены Союза художников. В Иркутск она приехала, имея уже доста точный, д { 1 я начала, опыт. К сожалению, в Иркутске той поры не было необходимых условий для скульптуры. Но здесь Семе нова сделала три портрета — «Студента», «Сварщика», и «Штукатурщицы». Они вош ли в экспозицию первой зональной выстав ки «Сибирь социалистическая» в Новоси бирске. «Студент» и «Сварщик» были не только по размеру, но и по решению наи более масштабными среди представленной на выставке скульптуры. Мысль вылепить фигуру сварщика при шла Валерии во время поездки на строи тельство Братской ГЭС. Ее внимание при влек молодой рабочий отнюдь не могуче го телосложения. Он так ловко действовал сварочным аппаратом, что Валерии захоте лось построить работу на контрасте между юношеским лицом сварщика, его хрупкой фигурой в громоздком мешковатом ком бинезоне и его трудной профессией. «Студент» — тоже удача автора. Валерии удалось ухватить точное психологическое состояние натуры. Выразительная деталь — поднятая к подбородку рука. Работу мож но было назвать и иначе, например, «Раз думье». Ее приезд а Новосибирск был закономе рен. Здесь уже существовала группа скульп торов, и Семеновой не пришлось начинать на голом месте, как в Иркутске. Первую мастерскую Валерии кто-то из друзей мет ко окрестил «застенком». Это был закуток, образуемый стеками двух каменных домов. В мастерской зимой стоял холод. Скулой свет падал только сверху. В снегопады стеклянную крышу заносило, и ее надо бы ло откапывать. Перед входной дверью за ночь наметало сугробы, и, чтобы проник нуть вовнутрь, приходилось браться за ло пату. Но все-таки работать там было мож но. В первый же год . Семенова создала здесь свои выставочные портреты — пред седателя колхоза П. И Арещенко (терра кота), медсестры (шамот) и композицию «Сибиряки-колхозники». Они экспонирова лись на второй зональной выставке «Си бирь социалистическая», на республикан ск и х— «Советская Россия» в 1965 и 1967 годах, на выставке трех зон Сибири, Урала и Дальнего Востока. Надо сказать, скульптор смотрит на ок ружающих людей по-особому. Он обост ренно подмечает конструктивные особен ности человека, строение фигуры, лица... И если они внушают профессиональный ин терес, тут же начинается мысленная работа. Эти первичные ощущения рождают у ху дожника желание развить пластическую тему, которую ему подсказывает натура. Ко нечно, она не всегда реализуется, но иног да случайные наблюдения могут послужить' основою для создания значительного, серь езного образа. Через внешнюю вырази тельность художник выходит на психологи ческие и социальные обобщения. Форма — только исходная возможность рассказать о характере человека. Так получилось с пор третом председателя колхоза Арещенко. Вначале Семенову привлекла его очень скульптурная внешность. Крупные плоско сти лица, большой нос, нависший над глаза ми брови. Есть два типа красоты: традиционная, сгармонизированная, и красота вырази тельности. Вторая — для художника важнее. С обычной точки зрения натура, вы бранная Семеновой, не отличалась тради ционной красотой. Но скульптор пошла от внешней характерности, суровой грубова тости, потом, с чуткостью психолога, ухва тила «ядро» характера Арещенко — его масштабность, широту натуры, доброту, значительность,— и слила в поотрете все это воедино. Говорят, что портрет «Медсестры» напо минает знаменитую Нефертити. Может быть, когда скульптор увидела натуру, эта пла стическая тема и мелькнула у нее в голове. Однако прямого посыла на такую трактов ку в портрете нет. В облике молодой жен щины, немножко широкоскулой, нет ничего от легендарной царицы. Но какой-то отго лосок этого прославленного образа про глядывает в закрытых косынкой волосах медсестры. Портрет проходит через все творчество Семеновой. Для большинства ее работ ха рактерна лирико-романтическая окраска. Скульптор ищет идеальное в человеке. Это естественно. Он всегда тяготеет к положи тельным образам. Семеновой — художнику тоже важно найти значительное, незауряд ное в человеке, и тут ей помогает верный глаз, обостренное чутье психолога. Но и как гтвртретист Семенова тоже разная в различные периоды ее творчества. «Порт рет председателя», «Медсестра» — это ко нец шестидесятых годов. То, что Семенова делает сегодня,— уже качественно иная ступень, шаг вперед. Начиналось все с увлечения керамикой. Керамика подсказывала новые ходы, но вые пластические решения. Скульптура, особенно портретная, ограничивает, при традиционном подходе, пластические воз можности. Керамика позволяет «высказы ваться» очень свободно на любую тему. Ее «освободительную миссию» для художника трудно переоценить. В мастерской у Вале рии Елизаровны можно проследить, как она овладевала формой, «раскрепощалась», ис кала пути от керамики к скульптуре. Кое-ко му эти поиски казались формальными, а на самом деле это было движение по спира ли, к новым вершинам в творчестве. Семе нова открывала для себя все новые каче ства и возможности, казавшиеся, на первый взгляд, формальными — «изыски» давали живые токи. Работы последних лет красно речиво обозначили путь, ею пройденный. На областной выставке, посвященной 60-ле- тию Октября, демонстрировался скульптур ный портрет молодой художницы Наташи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2