Сибирские огни № 11 - 1979
ву Валерии в детстве не пришлось. Да это и понятно, если учесть, что детство-то при шлось на самые тяжелые военные годы. После войны Валерия поступила на биоло гический факультет Уральского универси тета. Однажды на факультете появилось объ явление о записи желающих в студенческую изостудию. Руководил .ею преподаватель Свердловского художественного училища А . А . Жуков — хороший живописец, чело век глубокого ума и необыкновенной доб роты. Изостудия вскоре заняла главное место в жизни Семеновой. Это случилось еще и потому, что будущая профессия биолога не захватывала всех сил души. А половинчатость не в ее характере, Вале рии нужна была увлеченность, всепогло щающий интерес. Однажды, в порыве от кровенности, Валерия призналась учителю, что хотела бы тоже стать художником. Александр Александрович не посмеялся, не отговаривал, наоборот, поддержал эту мысль: — Что же, можно поехать в Прибалтику. Вступительные экзамены в Государствен ный художественный институт Эстонской ССР, против удивления, Валерия сдала лег ко. По общеобразовательным предметам у нее была солидная подготовка, а специ альные тоже прошли довольно гладко. Правда, хотела поступить на графический факультет, но в тот год не было на него набора. Пошла на скульптурный. Скульптуру и композицию преподавал профессор Р. Тимотеус, человек на ред кость внимательный и не жалеющий своего времени для студентов. В задачу Тимотеуса входило научить студентов ремеслу скульп тора, который должен уметь все: не толь ко правильно и красиво вылепить модель, но и сделать каркас, отформовать работу в гипс, а в дальнейшем, может быть, и пе ревести ее в материал: в мрамор, металл, дерево, керамику. Валерия припоминает случай, характеризующий отношение Р. Ти мотеуса к студентам. Валерии впервые предстояло самостоятельно провести фор мовку только что законченного портрета. Нетерпение ее было велико — ведь этим делом ей никогда еще не приходилось заниматься! Она и думать не хотела пере носить формовку на завтра. В институте стояла тишина — разошлись даже самые старательные студенты, не только преподаватели. А Тимотеус остался, чтобы помочь ей довести работу до конца. Он тактично подсказывал порядок дейст вия, а потом так же, как и Валерия, радо вался успешному окончанию работы. В числе особенно любимых студентами преподавателей был А . Старкопф, один из классиков эстонской скульптуры советского периода. Он прививал своим ученикам лю бовь к материалу. Уже с первого курса студенты начинали рубить камень, хотя это входило в программу только III курса. Ког да через год Валерия приехала на практи ку. в Ленинградскую Академию художеств, она привезла с собой' снимки не только этюдов в глине, но и портретов, сделанных в камне. ...Тарту — небольшой старинный городок со своим знаменитым бывшим Дерптским университетом, здание которого, построен ное еще в 17 веке, возвышается почти в центре — на горе Домберг. Дорога из ин ститута до общежития проходила мимо университетской библиотеки, разместив шейся в реконструированном старинном соборе,— здесь Валерия в тишине читаль ного зала проводила долгие, счастливые часы,— мимо памятника знаменитому уче- ному-натуралисту К. Бэру — Лера уже зна ла, что автор памятника русский скульптор А . Опекушин, памятник Пушкину которого стоит в центре Москвы. Дорога шла мимо анатомического театра, где будущие скульп -. торы изучали строение человеческого тела. Узенькие средневековые улочки города будили фантазию, за каждым домом стоя ла История. А иногда город напоминал Лэ- ре театральную декорацию. Ее, сибирячку, особенно поражали богатые традиции при кладного искусства в Эстонии, оно прони зывало весь быт. Любая вещь — все эле менты народного быта, национальный народный костюм, украшения городских жителей, береты, носки, варежки с нацио нальным орнаментом — носила на себе пе чать народного искусства. Наверное, это удивление и восхищение подсознательно определили в будущем обращение самой Семеновой к декоративно-прикладному ис кусству. В институте на одном курсе с ней учи лись Борис Пленкин — будущий член-кор респондент Академии художеств СССР, известный сегодня московский скульптор Вадим Шелов. ...Скульптор — нелегкая профессия даже для мужчин. Она требует не только таланта, призвания, но и просто физических сил. Среднего роста, очень женственная, Вале рия никогда не отличалась богатырским здоровьем — его заменяло упорство. Мол чаливая, сдержанная, немного замкнутая, она отличалась невероятным трудолюбием: могла сделать бесчисленное количество карандашных набросков в поисках единст венного. Потом наступал черед глины: на чинала работу, ломала, лепила, переделы вала до тех пор, пока не находила точного решения. У Семеновой обнаружился бесценный для скульптора дар — ощущать любой ма териал. Выбор его подсказывала пластиче ская задача, которую она ставила перед собой. Семенова любит дерево, его теплоту и красоту структуры. Металл ее привле кает гибкостью и подвижностью, возмож ностью точной передачи пластики перво начального замысла. В камне нравится ощущение сопротивления материала и его фактурные возможности, в керамике — свобода и цветность. К сожалению, слабая производственная база в городах, где ей пришлось жить и работать после института, во многом заставляла становиться «на гор ло собственной песне». Дерево в Сиби ри ( ! ) — проблема, художественного литья, как, например, на Урале — нет. Приходится обходиться тем, что сегодня есть под ру ками: иногда мрамор, иногда шамот, иногч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2