Сибирские огни № 11 - 1979

ву Валерии в детстве не пришлось. Да это и понятно, если учесть, что детство-то при­ шлось на самые тяжелые военные годы. После войны Валерия поступила на биоло­ гический факультет Уральского универси­ тета. Однажды на факультете появилось объ­ явление о записи желающих в студенческую изостудию. Руководил .ею преподаватель Свердловского художественного училища А . А . Жуков — хороший живописец, чело­ век глубокого ума и необыкновенной доб­ роты. Изостудия вскоре заняла главное место в жизни Семеновой. Это случилось еще и потому, что будущая профессия биолога не захватывала всех сил души. А половинчатость не в ее характере, Вале­ рии нужна была увлеченность, всепогло­ щающий интерес. Однажды, в порыве от­ кровенности, Валерия призналась учителю, что хотела бы тоже стать художником. Александр Александрович не посмеялся, не отговаривал, наоборот, поддержал эту мысль: — Что же, можно поехать в Прибалтику. Вступительные экзамены в Государствен­ ный художественный институт Эстонской ССР, против удивления, Валерия сдала лег­ ко. По общеобразовательным предметам у нее была солидная подготовка, а специ­ альные тоже прошли довольно гладко. Правда, хотела поступить на графический факультет, но в тот год не было на него набора. Пошла на скульптурный. Скульптуру и композицию преподавал профессор Р. Тимотеус, человек на ред­ кость внимательный и не жалеющий своего времени для студентов. В задачу Тимотеуса входило научить студентов ремеслу скульп­ тора, который должен уметь все: не толь­ ко правильно и красиво вылепить модель, но и сделать каркас, отформовать работу в гипс, а в дальнейшем, может быть, и пе­ ревести ее в материал: в мрамор, металл, дерево, керамику. Валерия припоминает случай, характеризующий отношение Р. Ти­ мотеуса к студентам. Валерии впервые предстояло самостоятельно провести фор­ мовку только что законченного портрета. Нетерпение ее было велико — ведь этим делом ей никогда еще не приходилось заниматься! Она и думать не хотела пере­ носить формовку на завтра. В институте стояла тишина — разошлись даже самые старательные студенты, не только преподаватели. А Тимотеус остался, чтобы помочь ей довести работу до конца. Он тактично подсказывал порядок дейст­ вия, а потом так же, как и Валерия, радо­ вался успешному окончанию работы. В числе особенно любимых студентами преподавателей был А . Старкопф, один из классиков эстонской скульптуры советского периода. Он прививал своим ученикам лю­ бовь к материалу. Уже с первого курса студенты начинали рубить камень, хотя это входило в программу только III курса. Ког­ да через год Валерия приехала на практи­ ку. в Ленинградскую Академию художеств, она привезла с собой' снимки не только этюдов в глине, но и портретов, сделанных в камне. ...Тарту — небольшой старинный городок со своим знаменитым бывшим Дерптским университетом, здание которого, построен­ ное еще в 17 веке, возвышается почти в центре — на горе Домберг. Дорога из ин­ ститута до общежития проходила мимо университетской библиотеки, разместив­ шейся в реконструированном старинном соборе,— здесь Валерия в тишине читаль­ ного зала проводила долгие, счастливые часы,— мимо памятника знаменитому уче- ному-натуралисту К. Бэру — Лера уже зна­ ла, что автор памятника русский скульптор А . Опекушин, памятник Пушкину которого стоит в центре Москвы. Дорога шла мимо анатомического театра, где будущие скульп -. торы изучали строение человеческого тела. Узенькие средневековые улочки города будили фантазию, за каждым домом стоя­ ла История. А иногда город напоминал Лэ- ре театральную декорацию. Ее, сибирячку, особенно поражали богатые традиции при­ кладного искусства в Эстонии, оно прони­ зывало весь быт. Любая вещь — все эле­ менты народного быта, национальный народный костюм, украшения городских жителей, береты, носки, варежки с нацио­ нальным орнаментом — носила на себе пе­ чать народного искусства. Наверное, это удивление и восхищение подсознательно определили в будущем обращение самой Семеновой к декоративно-прикладному ис­ кусству. В институте на одном курсе с ней учи­ лись Борис Пленкин — будущий член-кор­ респондент Академии художеств СССР, известный сегодня московский скульптор Вадим Шелов. ...Скульптор — нелегкая профессия даже для мужчин. Она требует не только таланта, призвания, но и просто физических сил. Среднего роста, очень женственная, Вале­ рия никогда не отличалась богатырским здоровьем — его заменяло упорство. Мол­ чаливая, сдержанная, немного замкнутая, она отличалась невероятным трудолюбием: могла сделать бесчисленное количество карандашных набросков в поисках единст­ венного. Потом наступал черед глины: на­ чинала работу, ломала, лепила, переделы­ вала до тех пор, пока не находила точного решения. У Семеновой обнаружился бесценный для скульптора дар — ощущать любой ма­ териал. Выбор его подсказывала пластиче­ ская задача, которую она ставила перед собой. Семенова любит дерево, его теплоту и красоту структуры. Металл ее привле­ кает гибкостью и подвижностью, возмож­ ностью точной передачи пластики перво­ начального замысла. В камне нравится ощущение сопротивления материала и его фактурные возможности, в керамике — свобода и цветность. К сожалению, слабая производственная база в городах, где ей пришлось жить и работать после института, во многом заставляла становиться «на гор­ ло собственной песне». Дерево в Сиби­ ри ( ! ) — проблема, художественного литья, как, например, на Урале — нет. Приходится обходиться тем, что сегодня есть под ру­ ками: иногда мрамор, иногда шамот, иногч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2