Сибирские огни № 11 - 1979
ИСКУССТВО Ольга Александрова ПРАЗДНИК Деревянные грубые стеллажи вплотную уставлены керамикой, декоративными фи гурами, вазами, сосудами. Стояки стел лажей, почти до потолка, увешаны круглы ми и квадратными блюдами, рельефами, а иногда странными, причудливыми фор мами. Весь этот многоцветный «вернисаж» сразу же берет в плен. Глаз не отвести от разнообразия форм и цвета, небывалых в природе деревьев и зверей, удивительных по красоте декоративных блюд и пластов. Их множество! Можно часами ходить, рас сматривать, удивляться... Хозяйка мастерской — скульптор Валерия Семенова, наверное, уже привыкла к во сторженным «ахам» и «охам». Она даже не прерывает своей работы, лишь иногда под ходит к стеллажу, чтобы сдвинуть в сторону одну фигуру и достать другую , еще более неожиданную. Керамика только частица того, что делает Семенова. Зайдите в Новосибирскую кар тинную галерею. В отделе советского ис кусства— скульптурный портрет архитек тора Авксентюка. Задержитесь возле него. Обратите внимание, как точно передано психологическое состояние человека, как остро обозначен характер. Вглядевшись, вы обязательно оцените высокий профес сионализм, с каким сделан портрет: тща тельную проработку лица, точность резца скульптора, обозначившего переходы от более тонко прочувствованных участков к почти необработанному мрамору. Наискосок, у окна, небольшая полуфигу- ра «Материнство». Молодая, прелестная женщина на вытянутых руках держит ре бенка. Нежное, отрешенное, полное внут ренней сосредоточенности лицо, мягкий узел волос, «текучая» линия спины... Ребе нок в бережном кольце рук, как цветок, который женщина приносит миру. Малыш, как в диковинной морской раковине, лежит в своей простынке. Материал — фактурная керамика с цветным покрытием — придает несколько идеальному образу особую теп лоту. Поистине современная Мадонна! Уди вительно красива, изящна эта работа. ЖИЗНИ Станковая скульптура, малые формы, мелкая пластика, керамика в разнообраз ных вариантах... Но в последние годы Ва лерия Семенова не ограничивается только этим. Новосибирский горисполком, один из первых, принял решение увековечить па мять воинов, умерших от ран в госпиталях. Среди многочисленных, уже имеющихся в области памятников, этот — отличается но визной композиционного решения. Семе нова сделала фигуру воина полулежащей. Решение диктовалось местом, окружением, где установлен сегодня монумент. Гори зонталь— контраст к вертикалям деревьев. Да и сам сюжет — раненый воин — подска зывал такой пластический ход. ...На постаменте полуобнаженная муж ская фигура. В гневном и мужественном рывке солдат пытается побороть смерть, вплотную подступившую к нему. Резким контрастом неподвижному телу вскинутые в последнем, несломленном усилии плечи и голова. В лице нет страха, только жизне утверждающая воля и непобежденность перед лицом врага. Не только широкий творческий диапазон, но и драгоценное для скульпторов свойст в о— острое ощущение материала — харак терно для Семеновой. В ней органически сочетается скульптор и керамист, и она легко переходит из одного качества в дру гое. Именно керамика дала Семеновой ощущение свободы и раскованности, по зволила найти новые пластические и сю жетные возможности при создании произ ведений. * * * ...Сколько себя помнит Валерия в детст ве, у нее в руках была глина. В общем-то все дети любят лепить и рисовать. Ее мать, I Елизавета Ивановна, школьный педагог, которая сама была не чужда искусству, поддерживала увлечение дочери. К сожа лению, учиться изобразительному искусст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2