Сибирские огни № 11 - 1979

ИСКУССТВО Ольга Александрова ПРАЗДНИК Деревянные грубые стеллажи вплотную уставлены керамикой, декоративными фи­ гурами, вазами, сосудами. Стояки стел­ лажей, почти до потолка, увешаны круглы­ ми и квадратными блюдами, рельефами, а иногда странными, причудливыми фор­ мами. Весь этот многоцветный «вернисаж» сразу же берет в плен. Глаз не отвести от разнообразия форм и цвета, небывалых в природе деревьев и зверей, удивительных по красоте декоративных блюд и пластов. Их множество! Можно часами ходить, рас­ сматривать, удивляться... Хозяйка мастерской — скульптор Валерия Семенова, наверное, уже привыкла к во­ сторженным «ахам» и «охам». Она даже не прерывает своей работы, лишь иногда под­ ходит к стеллажу, чтобы сдвинуть в сторону одну фигуру и достать другую , еще более неожиданную. Керамика только частица того, что делает Семенова. Зайдите в Новосибирскую кар­ тинную галерею. В отделе советского ис­ кусства— скульптурный портрет архитек­ тора Авксентюка. Задержитесь возле него. Обратите внимание, как точно передано психологическое состояние человека, как остро обозначен характер. Вглядевшись, вы обязательно оцените высокий профес­ сионализм, с каким сделан портрет: тща­ тельную проработку лица, точность резца скульптора, обозначившего переходы от более тонко прочувствованных участков к почти необработанному мрамору. Наискосок, у окна, небольшая полуфигу- ра «Материнство». Молодая, прелестная женщина на вытянутых руках держит ре­ бенка. Нежное, отрешенное, полное внут­ ренней сосредоточенности лицо, мягкий узел волос, «текучая» линия спины... Ребе­ нок в бережном кольце рук, как цветок, который женщина приносит миру. Малыш, как в диковинной морской раковине, лежит в своей простынке. Материал — фактурная керамика с цветным покрытием — придает несколько идеальному образу особую теп­ лоту. Поистине современная Мадонна! Уди­ вительно красива, изящна эта работа. ЖИЗНИ Станковая скульптура, малые формы, мелкая пластика, керамика в разнообраз­ ных вариантах... Но в последние годы Ва­ лерия Семенова не ограничивается только этим. Новосибирский горисполком, один из первых, принял решение увековечить па­ мять воинов, умерших от ран в госпиталях. Среди многочисленных, уже имеющихся в области памятников, этот — отличается но­ визной композиционного решения. Семе­ нова сделала фигуру воина полулежащей. Решение диктовалось местом, окружением, где установлен сегодня монумент. Гори­ зонталь— контраст к вертикалям деревьев. Да и сам сюжет — раненый воин — подска­ зывал такой пластический ход. ...На постаменте полуобнаженная муж­ ская фигура. В гневном и мужественном рывке солдат пытается побороть смерть, вплотную подступившую к нему. Резким контрастом неподвижному телу вскинутые в последнем, несломленном усилии плечи и голова. В лице нет страха, только жизне­ утверждающая воля и непобежденность перед лицом врага. Не только широкий творческий диапазон, но и драгоценное для скульпторов свойст­ в о— острое ощущение материала — харак­ терно для Семеновой. В ней органически сочетается скульптор и керамист, и она легко переходит из одного качества в дру­ гое. Именно керамика дала Семеновой ощущение свободы и раскованности, по­ зволила найти новые пластические и сю­ жетные возможности при создании произ­ ведений. * * * ...Сколько себя помнит Валерия в детст­ ве, у нее в руках была глина. В общем-то все дети любят лепить и рисовать. Ее мать, I Елизавета Ивановна, школьный педагог, которая сама была не чужда искусству, поддерживала увлечение дочери. К сожа­ лению, учиться изобразительному искусст

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2