Сибирские огни № 11 - 1979

Кедровые орешки Трудно дается трасса. Темной стеной стоят густые разлапистые ели, мохнатые лиственницы, старые скособоченные березы. Из-за камней выползает стланик-недо­ росток, цепляет за ноги, рвет одежду. В гордом отчуждении высятся кедры, обосаб­ ливаясь от всего лесного населения. Рядом с кедром всегда посвободней, хоть и пы­ таются подниматься в его тени молодые елочки. Здесь, на западном склоне Байкальского хребта, удивительно буйная раститель­ ность. Теплей тут. И влаги много. Дожди — чуть не каждый день. Облака идут с запа­ да, на их пути горная гряда, и они собираются, скапливаются на склоне, застревают на верхушках деревьев. Участок нам достался сложный — подъем к перевалу Давен. Намечено несколь­ ко вариантов трассы, их надо проложить «4 натуре». Потом сравнить, сопоставить, отобрать лучший — и снова пройти, прошагать по тайге второй, третий раз, исследуя каждый метр. Конечно, надежней всего преодолеть горный хребет тоннелем. Тогда поездам не страшны обвалы, снежные лавины. Но тоннель — это семь тысяч метров крепчай­ ших гранитов, которые надо пробивать, взрывать, укреплять. Для строительства объ­ ект не самый дешевый. Можно поднимать дорогу на перевал по открытым склонам, насыпью пересекая распадки, врезаясь выемкой в скальные массивы. И хоть седловина много ниже окру­ жающих гор, ни один локомотив не сможет взобраться на нее прямо, «в лоб». По­ степенно набирая высоту, дорога пойдет серпантином, получится много длинней, а значит, потребует больше рельсов, мостов, труб. Тяжелый поезд потащат два, даже три локомотива. Но уж очень опасны крутые косогоры с камнепадами и снежными лавинами. Каждый такой вариант необходимо тщательно изучить, просчитать. Нужна точ­ ная топография склона. Надо разведать его геологическое строение, мерзлоту, под­ земные воды, узнать характер многочисленных рек и речушек. Случается, один вариант дополняет другой. Пока сооружается тоннель— а это дело долгое — можно временно проложить через перевал открытую дорогу, чтоб облегчить доставку грузов и провести путеукладчик дальше, на следующие кило­ метры. ...Евгений Михайлович устанавливает теодолит, рассчитывает азимут. Взгляд назад, взгляд вперед. Цифры в блокнот. Чтоб увидеть рельеф, надо пробить просеку. Это делают Петя Никулин и Витя Замыкин. Вместе с рабочими прорубаются они через густой ельник, сквозь заросли папоротника. Потом тянут металлическую измеритель­ ную ленту, натягивают потуже, чтоб и сантиметра не «потерять». Каждые сто метров забивают белый колышек-пикет. Уклоны будущей дороги должны быть пологими, по­ вороты — плавными. Трассу ведут древним, испытанным способом: пока сам, своими ногами не прой­ дешь, не проторишь ее — дорога не состоится. Потом посидят у костра, испекут кедровых шишек. Почти как картошку, которой у нас нет. Горячие, в масляной копоти, они легко надламываются, раскрывают свои чешуйки. Вкус кедровых, из огня, орешек необыкновенный. Они могут и голод уто­ лить. Найти бы побольше... Но шишки на земле не валяются, хотя кедров много. Бел­ ки и бурундуки подбирают. Если хочешь, можешь забраться по стволу, потрясти сверху. Это удается не каждому. Говорят, можно выпросить шишку у птички-кедров- ки. Серенькая, с длинным клювиком, кружит она над тобой, пищит изо всех сил, от­ пугивает. Чтоб отделаться, откупиться, бросит одну. Так рассказывают таежники. Но мне кедровка пока ничего не дарила. Сегодня я остался в лагере, на камералке — надо расчертить планшеты к завт­ рашнему выходу. Закончил работу, и очень захотелось орешков. Обед еще не ско­ ро — обычно ждем, когда вернутся с трассы все; Пойти посбивать, что ли? Совсем рядом растет большой кедр. Поднимается ярусами, и почти на каждой ветйе —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2