Сибирские огни № 11 - 1979
Кедровые орешки Трудно дается трасса. Темной стеной стоят густые разлапистые ели, мохнатые лиственницы, старые скособоченные березы. Из-за камней выползает стланик-недо росток, цепляет за ноги, рвет одежду. В гордом отчуждении высятся кедры, обосаб ливаясь от всего лесного населения. Рядом с кедром всегда посвободней, хоть и пы таются подниматься в его тени молодые елочки. Здесь, на западном склоне Байкальского хребта, удивительно буйная раститель ность. Теплей тут. И влаги много. Дожди — чуть не каждый день. Облака идут с запа да, на их пути горная гряда, и они собираются, скапливаются на склоне, застревают на верхушках деревьев. Участок нам достался сложный — подъем к перевалу Давен. Намечено несколь ко вариантов трассы, их надо проложить «4 натуре». Потом сравнить, сопоставить, отобрать лучший — и снова пройти, прошагать по тайге второй, третий раз, исследуя каждый метр. Конечно, надежней всего преодолеть горный хребет тоннелем. Тогда поездам не страшны обвалы, снежные лавины. Но тоннель — это семь тысяч метров крепчай ших гранитов, которые надо пробивать, взрывать, укреплять. Для строительства объ ект не самый дешевый. Можно поднимать дорогу на перевал по открытым склонам, насыпью пересекая распадки, врезаясь выемкой в скальные массивы. И хоть седловина много ниже окру жающих гор, ни один локомотив не сможет взобраться на нее прямо, «в лоб». По степенно набирая высоту, дорога пойдет серпантином, получится много длинней, а значит, потребует больше рельсов, мостов, труб. Тяжелый поезд потащат два, даже три локомотива. Но уж очень опасны крутые косогоры с камнепадами и снежными лавинами. Каждый такой вариант необходимо тщательно изучить, просчитать. Нужна точ ная топография склона. Надо разведать его геологическое строение, мерзлоту, под земные воды, узнать характер многочисленных рек и речушек. Случается, один вариант дополняет другой. Пока сооружается тоннель— а это дело долгое — можно временно проложить через перевал открытую дорогу, чтоб облегчить доставку грузов и провести путеукладчик дальше, на следующие кило метры. ...Евгений Михайлович устанавливает теодолит, рассчитывает азимут. Взгляд назад, взгляд вперед. Цифры в блокнот. Чтоб увидеть рельеф, надо пробить просеку. Это делают Петя Никулин и Витя Замыкин. Вместе с рабочими прорубаются они через густой ельник, сквозь заросли папоротника. Потом тянут металлическую измеритель ную ленту, натягивают потуже, чтоб и сантиметра не «потерять». Каждые сто метров забивают белый колышек-пикет. Уклоны будущей дороги должны быть пологими, по вороты — плавными. Трассу ведут древним, испытанным способом: пока сам, своими ногами не прой дешь, не проторишь ее — дорога не состоится. Потом посидят у костра, испекут кедровых шишек. Почти как картошку, которой у нас нет. Горячие, в масляной копоти, они легко надламываются, раскрывают свои чешуйки. Вкус кедровых, из огня, орешек необыкновенный. Они могут и голод уто лить. Найти бы побольше... Но шишки на земле не валяются, хотя кедров много. Бел ки и бурундуки подбирают. Если хочешь, можешь забраться по стволу, потрясти сверху. Это удается не каждому. Говорят, можно выпросить шишку у птички-кедров- ки. Серенькая, с длинным клювиком, кружит она над тобой, пищит изо всех сил, от пугивает. Чтоб отделаться, откупиться, бросит одну. Так рассказывают таежники. Но мне кедровка пока ничего не дарила. Сегодня я остался в лагере, на камералке — надо расчертить планшеты к завт рашнему выходу. Закончил работу, и очень захотелось орешков. Обед еще не ско ро — обычно ждем, когда вернутся с трассы все; Пойти посбивать, что ли? Совсем рядом растет большой кедр. Поднимается ярусами, и почти на каждой ветйе —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2