Сибирские огни № 11 - 1979

— Это дело новое для района, опыта богатого у нас нет И я, наверное, выскажу мнение, несколько отличное от общепринятого. В общем этот метод, конечно, перс­ пективный. При наших темпах развития, при удаленности месторождений в принципе нет никакой разницы, откуда будут приезжать люди на Варьеган — из Нижневартов­ ска или из Львова. С появлением хороших машин, с бурным развитием Аэрофлота разница получается в нескольких часах. Очевидно, надо это практиковать. Я и сам по­ работал по такому методу (может, не совсем по такому) четыре года на Урае. Схема была примерно такая же, даже несколько жестче, когда мы появлялись дома два- три раза в месяц. С переходом на пятидневку и лучшим обустройством стали даже на субботу и воскресенье приезжать. Повторяю, вахтовый метод безусловно перспекти­ вен. И в таком варианте, когда приезжающие к нам товарищи пятнадцать дней рабо­ тают и столько же отдыхают, он вполне приемлем. Пятнадцати дней, которые человек будет у себя дома, вполне хватит, чтобы побыть с семьей, решить воспитательные, бы­ товые и всякие прочие задачи. Но есть здесь и «но». Сегодня у нас практикуются две формы вахтовой работы. Часть «летающих» работников числится в нашем штате, а часть нам только придана. С теми, которые состоят у нас в штате, работать легче и лучше. С них можно спросить. Они получают у нас заработную плату. С ними ведется вся работа, как на обычном промышленном предприятии, включая и воспитательную. Мы можем и трудовую дисциплину повышать и следить за ростом квалификации. Эти люди состоят в одних с нами партийной и профсоюзной организациях. В общем, они н а ш и . С ними, честно скажу, приятно работать. А вот с чужими, с «гастролерами» — труднее. Приезжают они зачастую с настроением... не знаю даже, какое слово подо­ брать. С иждивенческим скорее всего. Руководство тех предприятий, которые посыла­ ют их нам из обжитых районов европейской части, тоже не в восторге от такой схе­ мы. Для них это лишняя канитель, не дает им ни пользы, ни выгоды, потому что их просто-напросто заставили выделить для нас людей. Отсюда и начинаются все слож­ ности. Приезжие выискивают всякие причины, не стремятся выполнять поставленные перед ними задачи. У них нет никакой заинтересованности, даже не материальной, а в конечных результатах труда. Тонны нефти, которую мы добываем, это не их тонны, поэтому сплошь и рядом у нас идут распри с прилетающими буровиками. Они набу­ рят скважину и не сдают ее. С нашими работниками в массе своей такого не бывает, хотя, чего греха таить, случается и у нас разное. Но мы стараемся сразу заставлять готовую скважину давать продукцию. Я за вахтовый метод. Но при этом необходимо решить ряд проблем — опять проблемы! Прежде всего — проблему комплектных вахтовых поселков с хорошими жилищными условиями, с решенными вопросами соцкультбыта. Чтобы можно было быстро, в темпе привезти такой поселок и смонтировать на новом месторождении. Эти поселки должны быть в высочайшей степени готовности. Привезли, поставили, подключили — и поселок живет. Оборудование таких поселков должно обладать высо­ кой монтажной способностью, чтобы быстро можно было принимать нужное коли­ чество людей. Лучше нужно решить и проблему авиации, поскольку и при наличии поселков возможны срывы. С длинным плечом мы сейчас как-то выходим из положения, по­ скольку там более мощные аэрофлотовские подразделения. А наше. Тюменское, в этом плане выглядит несколько хуже. Надо решить наконец с нашим базовым аэро­ портом для доставки вахтовых рабочих на месторождения. Использовать вахтовый метод следует, конечно, только на удаленных месторож­ дениях. Здесь же оставлять только оседлых рабочих. У нас получается наоборот. Пора разобраться с дирижаблями. Пятнадцатый год я здесь работаю и столько же лет слышу, что есть надежные конструкции, что они работоспособны. А дирижаб­ лей как не было, так и нет. Где-то, в какой-то инстанции происходит очередной срыв, и все начинается сначала. Пока этот вопрос решается, необходимо наряду с усилени­ ем дорожного строительства укрепить авиационные подразделения, обслуживаю­ щие нас. «. Если мы решим все вопросы доставки вахтовых смен, если мы в конце концов придем к взаимопониманию с министерствами, что люди, работающие вахтово-экспе­ диционным методом, наши люди, тогда, я считаю, дело пойдет хорошо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2