Сибирские огни № 10 - 1979

ж и в ы м , д ей ственны м и очень о б иход ны м . О тсю д а и эф ф ективность соревнователь­ н о го процесса. П о м н ю р а д о с тн о -с м ущ е н ­ ны е лица п е р е д о в и ко в , ко то р ы м вручали кр а сны е вы м пелы — к а ж д о м у н е п о ср е д ­ ствен но на р а б о че м м есте. Не так у ж и ве­ лика наград а — вы м пел. Но у ж е о д н о то, что пр и в о зи т е го сам начальник стройки , что го в о р и т х о р ош и е слова р я д о м с твоим , тут ж е гр о х о ч ущ и м в о ж и д а н и и , агрегатом , что ж м е т тебе р у к у не ради п уб л и ч н о го д е ­ м о к р а т и ч е с ко го ж е ста (п уб л и ки -то ка к раз и нет), а д ей ствительно благод арит за хо­ р о ш у ю ра б о ту — у ж е это воод уш евляло. В п р о ц е ссе строительства неф епровод а нем алы е о р га н и за ц и о н н ы е и зм е не ни я п р е ­ терпел трест «Т о м скга зстр ой » : в е го состав влилось цело е строител ьное управление, со сто ящ е е из м о н та ж н и ко в — очень вы со­ ко кв ал иф и ц и р о в а н н о й , но и очень р азве­ селой вольницы . К ко н ц у стр о й ки СУ-17 стало п о л н о ц е н н о й и по л н о пр ав н о й б оевой е д и ниц ей в ра м ках треста. То ж е м о ж н о ска ­ зать о д есятках лю д е й , приш едш их на трас­ су в р а зга р работ. П оявлялись ин дивид уа­ листам и, старателям и от строительства, а ч е р е з д ва-три м есяца не м ы слили себя вне кол л ектив а. Э то пр о ц е сс естественны й и тр у д н о обра ти м ы й : сближ ает не тол ько экстр ем а л ьно сть условий и удаленность от ц и в и ли заци и, но и о б щ и й 'т р у д о з о й накал. И у ж ч е го -ч е го , а эн тузиазм а здесь бы ло п ред остаточно. Т р у б о п р о в о д н о е строительство в нашей стране им еет за плечам и едва со р о ка л е т­ ний опы т. Но опы т этот освящ ен славными д елам и: от н е гр о м ко й , но весьм а важ ­ ной газов о й м агистрали С аратов — М о с к ­ ва, п е р е б р ош е н н о й в стол иц у в с у р о ­ вом с о р о к четвертом , д о гиган тских тр у б о ­ п р о в о д о в Бухара — Урал, С редн яя А зи я — Ц ентр, « Д р у ж б а » , «С ияние С евера», О р е н ­ б у р г — Западная гран ица С о в е тско го С о ю ­ за... У больш инства тех, ко м у д овелось строить н еф те п р о во д с В асю ганья, был за плечам и Стаж с о о р у ж е н и я двух п о д зе м ­ ны х трасс от С ам отЛ ора д о Кузбасса, К а к и всякая больш ая индустриальная отрасль, т р у б о п р о в о д н о е строительство им еет свои трад и ци и. Т олько лучш им из лучш их предоставляется право сделать са­ м ы е послед ни е, заве рш аю щ и е работы на трассе: вы нуть п осл ед ни й («зол о то й » !) ковш грун та из транш еи, сварить последни й ш ов, с о е д и н я ю щ и й всю м агистраль,— «красны й сты к». За это право б о р ю тся , получить е го — д ел о вы сш ей чести экс ка в а то рщ и ка и сварщ и ка. З десь с и м в о л и ка - и пр а кти че ска я н е о б хо д и м ость н е р а зры вн ы : хотя огн е н н о е д в и ж е н и е эл е ктр о д а сочлен яет воед ино всего лиш ь два о тр е зка трубы , ко гд а п о ­ ставлена по сл е д няя точка, р о ж д а е тся новое качество — р о ж д а е тся М агистраль. С е м н а д ц а то го д е ка б р я был сварен п е р ­ вый ш ов на неф те пр о во д е . Д ва д ц а то го ап­ реля — последни й. Был теплы й солнечны й д ен е к, хотя снег в.тайге, казалось, д а ж е и не успел просесть с начала весны . С ю га у ж е задувал устойчи­ во ласковы й ветер, и руш или сь п о д натис­ к о м а та кую щ е го тепла зим ни е д о р о ги . К а ж ­ ды й строитель поним ал: закончена трасса ка к нельзя б олее во врем я, п о то м у что ещ е д ве недели — и вся техника осталась бы в тайге. И п о то м у в тот день и час, ко гд а лучш ие м о н та ж н и ки стр о й ки М арат Галя- м ов и М ихаил Устинов варили «красны й сты к», м но ги х их товарищ ей у ж е не бы ло р я д о м . П р а зд н и к п р а зд н и ко м , а ко л о н ны м'ашин ш ли на С евер по таеж ны м д о р о га м , о б го н я я распутицу. Техника сделала свое д ел о и д ол ж н а была уйти. И л ю д я м , что оставались на трассе, п р е д сто ял о д еловито отпраздн овать о ко н ч а н и е работ и то ж е д ви ­ нуться в путь. ‘ В переди ж дала следую щ ая стр о й ка : неф те пр о во д Л у ги н е ц ко е м есто ­ р о ж д е н и е — П арабель, затем Л у ги н е ц ко е — Б арабинск и ещ е м н о ги е и м н о ги е трассы, ка ж д а я из к о т о р ы х — всего лиш ь стр о ка в б и ограф ии освоения неф тяной С ибири. С варка о д н о го сты ка длится нед олго, И н а п р я ж е н н о , и б л а гого в е й н о м олчали л ю ­ д и в эти м инуты , ради ко то р ы х ка ж д ы й из них отдал в а сю га н ско й тайге по четы ре м е­ сяца. Н епривы чн о нарядны е, они видели своих товарищ ей и себя ка к бы со стороны . Радостно улы бался и зо л и р о вщ и к Влади­ м и р Русанов, стоя р я д о м со своим д р у го м и учителем И ваном И вановы м . См ущ ался под о б ъ ектив ам и ки н о ка м е р экска в а то рщ и к Я ков Болдт. П илот Виталий Хаты нский снял ф о р м е н н у ю ф у р а ж ку и подставил апрель­ с ко м у ветру р а зго р я ч е н н у ю голову. Раст­ ро га н был ш и ро ко п л е ч и й Иван Ш ам и н, соб­ ран и по дтян ут А льф ис Гильманов. Н ем но­ гие ж е нщ и н ы заняли почетны е места б л и ж е к ц ентру собы тий. И рина П ерова оперлась на р у к у поварихи М аш и Гаф уровой, а та пром аки вала п л а то чко м нечаян ную счаст­ л и вую слезу. И все затаили ды хание, глядя на тр е скучи й о сл е п и те л ьн о -го л уб о й о го н е к эл е ктр о сва р ки . И бы ли аплодисм енты и улы б ки , и бы ло д р у ж н о е нестройное «ура!», ко гд а М арат Галямов б е р е ж н о вы нул из д е р ж а ка несго- р е зш у ю п о л о в и н ку эл ектрод а и а кку р а тн о воткн ул ее в нагрудны й карм ан , ка к цветок, на счастье. И были хо р ош и е слова и теп­ лые речи. И сам М арат то ж е сказал речь. — Вот,— сказал ^м онтаж ник,— и ко н ч и ­ лась эта трасса. И радостно, и грустно. Не знаю , ка к в С ибири, а у нас в П овол ж ье го ­ в орят: оставил ку с о ч е к сердца. И я знаю , что м еня всегда буд ет тянуть сю да, на Ва- сю'ган. Эту зе м л ю я полю бил. Это — м оя зем ля. — П рид ет вр е м я,— сказал М арат,— и все здесь буд ет не таким . П ротянут на Каты ль- гу ЛЭП, п р о л о ж а т д о р о ги . Д вин ется нефть по нашей трубе. Вы растут новы е поселки. А где б уд е м тогда мы? Гд е-нибуд ь далеко. Н о /в о т бы ло бы ин тересно закончить о ч е ­ р е д н ую тр уб у, взять о тп уск и приехать с ю ­ да, д осм о тр е ть — ка к и что. И сказать л ю ­ д ям ,, ко то р ы е б уд ут ж ить здесь и работать: а вы знаете, ка к это было? Рассказать им все. Вспом нить П ы ль-М еги т, Б ольш ое Бо­ лото, К ул ы м ски й Ёган... И звините, я, м ож е т, что-то не так го в о р ю , но я так д ум аю ... Но и д р у ги е дум али точно так ж е. ❖

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2