Сибирские огни № 10 - 1979
к о внеш ний л о с к в о зд уш н о го аса, п р и с у щ ий м н о ги м авиаторам , но и к р е п к у ю ра б о ч у ю хватку, гл убочайш ее ува ж е ни е к сво е м у не п р о сто м у/ и д ал е ко не столь к р а си в ом у, ка к м о ж е т показаться со стороны , но очень в а ж н о м у и н у ж н о м у делу. П отом у и не признавал он поверхностны х наб лю д ен ий и с ко р ы х суж д е н и й , ко то р ы е -— он х о р о ш о это знал — м о гу т быть губительны для пилота, эки п а ж а , м аш ины . П отом у п р е ж д е , чем послать на новы й объ ект п о д чиненны х е м у лю д е й , считал Х аты нский своим д о л го м са м о м у д оско н а л ь н о с ним п о зн а ко м и ть ся , и не с птичьего полета, а вот так — «своим и рукам и». Ч е ре з дза д ня над п р о с е ко й с р е гу л я р н остью рейсовы х автобусов начали ку р с и ровать вертолеты , несущ ие на тросах п о д вески труб, Зависая ка ж д ы й раз над точно о п р е д е л е н н ы м м естом трассы, м аш ины б е р е ж н о оп уска л и о тр е зки б уд ущ е й м агист рали на поверхность Б ольш ого Болота. Их пр и ни м а л и специально о ргани зованны е ко м а н д ы м о н та ж н и ко в . О п е р а ц и я «П еревал» стала о д н о й из са мы х я р ки х страниц бол ьш о й стройки . Взаи м од ейств ие назем ны х и возд уш ны х сл уж б бы ло органи зовано- б е зу ко р и з н е н н о . Точно по р а списанию взлетали и опускал ись ве р толеты , точно по граф и ку заправлялись м а ш ины , обедали лю д и. Без м ал ейш его сбоя работали автом обили, по д в о зи вш и е трубы к вертолетны м п л ощ а д кам , автокраны , гр у зивш ие плети. К о р о тки е пе р еры вы для от ды ха — и снова работа. К а к и планировалось, пять ки л о м е тр о в тр уб бы ло за б р ош е н о за пять дней. Не о т к р о ю н и ка ко го о с о б о го секрета, если с ка ж у , что строительству н еф те п р о вода Васю ган — Р аскино в Т ом ско й облас ти прид авалось со ве рш е н н о о со б о е зна чение. Успех всего п р е д п р и я ти я бы л делом п р е сти ж а для м н о ги х и м н о ги х е го участ ни ков. П о п р о б у ю пояснить. Если п р е д ы д ущ и е м а гистрали, пе р е се кш и е всю те р р и то р и ю о б ласти с севе р о -за па д а на ю го -в о с т о к (неф тяная А л е кс а н д р о в с ко е — Т ом ск — А н ж е р о -С у д ж е н с к и газовая Н и ж н е ва р то вск — Т ом ск — Кузбасс), со о р уж а л и сь м о гу ч и м и силам и м н о ги х п о д р а зд е л ен и й «М иннеф те- газстроя» и под е го не по ср е д ств ен ны м р у ко в о д ств о м , то эту, сравни тельно невели к у ю с то с е м и д е с я ти ки л о м е тр о в ую тр уб у с В асю ганья строили т о л ь к о том ичи. В этих условиях н еф тепровод д о л ж е н был стать и стал ка к бы э кза м е н о м на зрелость и са м остоятельн ость для треста «Т ом скгаз- строй», для м н о ги х м о л о д ы х е го управле ний, звеньев, б р и га д , для е го и н ж е н е р о в и р уко в о д и те л е й . Если учесть, что трест был с о зд ан б л а год а р я инициативе областной п а р тийн ой о р га н и за ци и , станет понятна и ее кр о вн а я заин тересованность в успеш ном исход е дела. ...Р аскино стоит в очень ж и в о п и с н о м м ес те. П р я м о к п о се л ку подступает о сл е пи тельной чистоты б е резовая рощ а. Д е ре в ья растут густо, и частокол белы х стволов с о з дает уд ивител ьно п р а зд н и ч н ую картину. Но м н о ги е ли из тех, ко м у приш лось ж ить зд есь в ту зи м у, нашли врем я и л и р и че ски й настрой, чтобы оценить в полной м ер е эту красоту? На не б о л ьш ом отдалении от поселка — м огуча я О бь с б огатейш им и ры б ны м и уго д ь я м и , но м ало кто из числа заяд лых ры б ол овов , ко то ры х, ко н е ч н о ж е, в д ос татке бы ло среди трассовиков , м ог вы браться на р е ку . Трасса отним ала все вр е м я и всю эн е р ги ю строящ их ее лю д ей. Но Р аскино бы ло то л ько о д н и м из цент ров стр о й ки , о д н и м из м ноги х. На Васю - ганье таким ж е ц е н тр о м был ничем не п р и м ечательны й д отол е Ж елты й Яр, откуд а двигались в пр о ти в о п о л о ж н ы х направлениях ср а зу два те хн о л о ги че ски х потока, д есятки ко л о н н и сотни лю д ей' И были п р о м е ж у точны е полевы е поселки м ехан изаторов, сва рщ и ко в, и зо л и р о вщ и ко в , вообщ е н и ка к не п ривязанны е к ка ко й -то од ной то ч ке : в них ж и л и водители тягачей, о б с л у ж и в а ю щ ие аварийны е н уж д ы трассы. П ровод ил авто ко л о н н у ч е р е з опасное м есто, получил сл е д ую щ е е зад ание и — в путь. И ж илье тянет сл е д о м за тр а кто р о м . Но ка к бы а втоном но, на ка ко м бы уд а лении от то варищ ей ни работал человек, он ни ко гд а не был о д и н о к. И в этом , быть м ож е т, главная пр е д п о сы л ка того б о е вого настроения, что стало на стр о й ке все общ им . П о м н ю единственны й в своем р о д е слу чай: он стал известен всей трассе им е н н о в силу е го исклю чительности. П о м ню , ка к свирепел Гильманов, ка к распалялся в те л еф о нную тр у б ку : — Д а чтоб сейчас ж е !.. Чтоб лично д о ставил и извинился!.. Ты представь себя на е го м есте! А ситуация была, в о бщ е м , элем ентарная: тр а кто р и сту С ам ари ну, работавш ем у на расчистке п р о с е ки , д ов о л ьн о д ал е ко от бли ж а йш е го ко тл о п ун кта , не подвезли в о вр е мя гор ячи й обед . Всем привезли, а вот про С ам арина забыли. Гильм анов в ско р е ж е об этом прознал. Что ж , ни чего п о д о б н о го на трассе более не случалось. В Ж е л то м Яре с са м о го начала не зала д илось с хлебом : то нед опечены й , то п о д горелы й . Ш таб оценил это ка к ЧП и м еры принял рад и кальны е — см енил начальника то р го в о го куста. Хлеб Ж е л то го Яра стал славиться сво и м качеством по всей трассе. П о м ню и д р у го е . П риехал в о д и н из вре м ен ны х го р о д ко в се кр е та р ь А л е кс а н д р о в с ко го р а й ко м а партии Евгений Д м и тр и е в. П рош ел по в агончикам , по см о тр е л . С казал: — С нагляд ной агитацией, надо отм етить, у вас не ахти... К раска есть? А кисти? Не сите! И стал писать плакаты. М ы часто го в о р и м о незам етны х героях, д елающ их больш ие дела. Так вот, с сам ого начала работ на всем п р о тя ж е н и и м агист рали от Каты льги д о Раскина незам етны х лю дей не бы ло. К аж д ы й знал: дай он се год н я нестандартно в ы с о ку ю вы р аб отку — и завтра ж е об этом н е п р е м е н н о узнает вся трасса. Им я е го появится в зво н ки х вы пусках «М олний», расклеиваем ы х в к а ж д о м п о се л ке тр ассовиков , п р о зв у ч и т со страниц областной газеты и в перед ачах п о следних известий. С ам о слово «соревнова ние» бы ло на этой стр о й ке н е о б ы кн о в е н н о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2