Сибирские огни № 10 - 1979
м ехан изаторы вы рвались вперед, а сварщ и ки приотстали, уб е ж д а е т в этом больш е всего. М о н та ж н и ки д ого н я т, куд а они д е нутся... Главное — есть хорош ий ф р о нт ра б о т и есть во всех п о д р а зд е л ен и я х настоя щ ий б о е во й настрой. Так рассуж д ал за пятьдесят два д ня д о на м е че н н ого строителям и с р о ка о кончания работ б ул ь д о зе р и ст В и ктор Ф и л и ппов . Не расходился с ним и б р и га д и р сварщ и ков М арат Галям ов: — К о н е чн о, ко нф у з неслы ханны й. Где это бы ло, на ка ко й трассе, чтобы м о н та ж н и ки отставали от зем лероев? П одвела нас, п р я м о с ка ж у , о р га н и за ци я и р е о рга н и зац и я , но не б уд е т та ко го , чтобы краснели мы пе р ед м ехан изаторам и. И с ка ж д ы м д н е м нарастал тр уд ов о й на кал. Все новы е и новы е п о д р а зд е л ен и я ав то тр а н сп о р тн и ко в , зе м л е р о йщ и ко в , свар щ и ко в и и зо л и р о вщ и ко в вступали в бой за д о с р о ч н ы й пуск м агистрали. Не стихая, кр у гл ы е сутки работала трасса, и почти кр у гл о с у т о ч н о действовал штаб стройки . В 21.00 начальник строительства, главный и н ж е н е р треста А льф ис Гильманов начи нал е ж ед н е в н ы е операти вны е совещ ания (вр е м я бы ло вы брано не б е з умы сла:' с утра р у ко в о д и те л я м звеньев н у ж н о быть на трассе, б л и ж е к п р о и зво д ству), ко то ры е иной раз затягивались д о полуночи . А у ж е в шесть утра вклю чались в по м ещ е н и и шта ба раци и, ож ивали полевы е телеф оны и м е ж д у го р о д н ы е аппараты . Здесь, в Раскино, был с ко н ц е н тр и р о в а н м о з г стройки . А во к р у г поселка н еф теперекачи ваю щ ей стан ции р а зр о сся го р о д о к строителей — д е сятки вполне б л а гоустро е н н ы х п е р е д в и ж ны х в а го н ч и ко в , вм естивш их не то л ько ж и л ь ц о в , но и все н е о б хо д и м ы е для н о р м альной ж и зн и сл уж б ы : м агазины , столо вую , баню , п а р и км а х е р с ку ю , кл уб с ки н о - уста н о в кой и би б л и о те ко й ... П риехавш ая в Р аскино на полчасика б а ры ш н я из о б л астного р а д и о спраш ивала трассовиков , уд ов л е тв о р яю т ли их бы товы е условия. — Н о р м а л ьн о ,— отвечали м у ж и ки .— Все, что надо, все есть. — Ну, а ка к у вас с о тд ы хо м , с К П Д сво б о д н о го врем ени? — не уним алась ж у р н а листка. — Газеты п р и в о зя т р е гу л я р н о , ки н о ка ж д ы й день новое,— вы м учивали ребята. — Ну, а танцы, с ка ж е м , часто бывают? Д о л го по то м на трассе вспом инали этот в о п р о с! — Н адо ж е , +анцы! — хохотали п о ко р и те ли северны х простран ств.— Эх, милая, да за д ен ь на п р о с е ке так натанцуеш ься, что ни ка ки м вальсам рад не будеш ь. Или, перед ав по раци и е ж е д н е в н у ю свод ку в ш таб, иной ш утн и к добавлял: — А что, И рина Н иколаевна, нельзя ли вас пригласить на тур-де-твист? — О твя ж и сь! — гов ори ла в таких слу чаях И рина П ерова.— К о н е ц связи. / А «натанцовы вались» на трассе д ей стви тел ьно п о -н астоящ ем у. Д а и ка к иначе? К ак часто, го в о р я о тр уд о в ы х поб ед ах, м ы , пи ш ущ ие, ко н ста ти р уем у д а р н у ю работу — и то л ь ко , сл о вно забы вая, с ко л ь ко ф и зиче ских сил требует эта самая «ударность», ско л ь ки х потов, ка ко го н е и м о в е р н о го по сто я н н о го н а п р я ж е н и я ! К ак ни старайся вос петь прим еты гр я д ущ е го в о б л и ке новы х, более соверш енны х м аш ин, ка к ни стре м ись о бобщ и ть светлы е проявления и сгла дить контрасты ,— не см ож еш ь ты забыть о б о ж ж е н н ы е м о р о зн ы м ф евральски м вет р о м лица трассовиков, груб ы е их р у ки с навечно въевш им ся м азутом , с об л о м ан ны ми и о бби ты м и ногтям и. С саж ен ны е на хо лоду голоса, п ром асл енны е р о бы ; тяж елы е и злые, но верны е, ка к пуд овы е гири, сло ва, с к а з а н ь ю по адресу чьей-то н е р а сп о ряди тельности и неум ности. Э н тузиазм час то зам еш ан на ярости и злости. С о зи д а н и е — назло! Н азло — м о р о за м ! болотам ! д у р а ка м ! н е взго д ам ! назло нед остатку зап частей, н е п р о в о р н ы м сн а б ж е н ц а м и фаль ш ивым р о м а н ти ка м из последней к и н о ка р тины. Талл, где это поним аю т, где м о гу т и ум ею т направить м о гу ч у ю эн е р ги ю ярости в н у ж н о е р усло, там и р о ж д а е тся под ли нно уд арны й труд. В спом ним хотя бы К улы м ски й Ёган... «Кулымский Ёган —одна из самых серь езных преград на пути третьего потока. Са ма по себе р е чуш ка особого впечатления не производит. Но долина ее, зажатая меж ду двумя увалами, очень хорошо дрениру ется. Словом, колонны встретили на своем пути шестисотметровое торфяное болото. Неделя ушла на то, чтобы провести на этом отрезке весь комплекс работ». (И з то м ско й газеты «Красное знам я»). Рассказы вает Иван С е м уче н ко, начальник участка управления м еханизации треста «Т ом скгазстрой»: — Нам, трассовикам , тр уд н о угод ить. Это я о п р и р о д н ы х всяки х ф акторах. П ом ню , ко гд а строили га зо в ую тр уб у на К узбасс, ж аловались: м о р о зы не д аю т взд охнуть. Ну, а эта зим а, на трассе Васю ган — Раски но, и то го хуж е : сл иш ко м у ж теплая. Все ж е м о р о зы для работы по этим м естам , ко н е ч но, предпочтительней. Ведь при ни зки х тем пературах лишь о д н о п о -н астоящ ем у плохо: тр у д н о заводить техни ку, м н о го вре м ени уходи т на то, чтобы р а зо гр е ть м оторы . И вот — зим а теплая. Т ем пературы д е р ж атся не н и ж е м и н ус двадцати. И п р о и с х о дит у нас, с ка ж у я вам, что-то в р о д е ката строфы . П о то м у ка к ни черта настоящ его п р о м е р за н и я грун та нет. Вот, д опусти м , тот ж е Яша Болдт, р е ко р д с м е н и все та ко е прочее. О н за сутки делал по д евять сот м етро в транш еи. А вы знаете, с ко л ь ко врем ени е го экскаватор в эти ж е сутки те рял? И все потом у, что вязкая, н е п р о м е р з шая глина постоянно забивала ковш и, их приходи лось то и д ел о очищ ат^,— р а зу м еется в р у ч н ую ,— ну, а это, извините, са мая что ни на есть д ур а ц ка я работа. Но так бы ло на увалах, а увалы — ц веточки по сравнению с низинам и. Тот ж е К ул ы м ски й Ёган. К л ассическое б о лото. М о р о з с осени едва прихватил его поверхность, образовалась ко р о ч к а санти м етро в н е с ко л ь ко . С верху лег утеплитель —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2