Сибирские огни № 10 - 1979

м ехан изаторы вы рвались вперед, а сварщ и­ ки приотстали, уб е ж д а е т в этом больш е всего. М о н та ж н и ки д ого н я т, куд а они д е ­ нутся... Главное — есть хорош ий ф р о нт ра­ б о т и есть во всех п о д р а зд е л ен и я х настоя­ щ ий б о е во й настрой. Так рассуж д ал за пятьдесят два д ня д о на м е че н н ого строителям и с р о ка о кончания работ б ул ь д о зе р и ст В и ктор Ф и л и ппов . Не расходился с ним и б р и га д и р сварщ и ков М арат Галям ов: — К о н е чн о, ко нф у з неслы ханны й. Где это бы ло, на ка ко й трассе, чтобы м о н та ж н и ки отставали от зем лероев? П одвела нас, п р я ­ м о с ка ж у , о р га н и за ци я и р е о рга н и зац и я , но не б уд е т та ко го , чтобы краснели мы пе р ед м ехан изаторам и. И с ка ж д ы м д н е м нарастал тр уд ов о й на­ кал. Все новы е и новы е п о д р а зд е л ен и я ав­ то тр а н сп о р тн и ко в , зе м л е р о йщ и ко в , свар­ щ и ко в и и зо л и р о вщ и ко в вступали в бой за д о с р о ч н ы й пуск м агистрали. Не стихая, кр у гл ы е сутки работала трасса, и почти кр у гл о с у т о ч н о действовал штаб стройки . В 21.00 начальник строительства, главный и н ж е н е р треста А льф ис Гильманов начи­ нал е ж ед н е в н ы е операти вны е совещ ания (вр е м я бы ло вы брано не б е з умы сла:' с утра р у ко в о д и те л я м звеньев н у ж н о быть на трассе, б л и ж е к п р о и зво д ству), ко то ры е иной раз затягивались д о полуночи . А у ж е в шесть утра вклю чались в по м ещ е н и и шта­ ба раци и, ож ивали полевы е телеф оны и м е ж д у го р о д н ы е аппараты . Здесь, в Раскино, был с ко н ц е н тр и р о в а н м о з г стройки . А во­ к р у г поселка н еф теперекачи ваю щ ей стан­ ции р а зр о сся го р о д о к строителей — д е­ сятки вполне б л а гоустро е н н ы х п е р е д в и ж ­ ны х в а го н ч и ко в , вм естивш их не то л ько ж и л ь ц о в , но и все н е о б хо д и м ы е для н о р ­ м альной ж и зн и сл уж б ы : м агазины , столо­ вую , баню , п а р и км а х е р с ку ю , кл уб с ки н о - уста н о в кой и би б л и о те ко й ... П риехавш ая в Р аскино на полчасика б а­ ры ш н я из о б л астного р а д и о спраш ивала трассовиков , уд ов л е тв о р яю т ли их бы товы е условия. — Н о р м а л ьн о ,— отвечали м у ж и ки .— Все, что надо, все есть. — Ну, а ка к у вас с о тд ы хо м , с К П Д сво ­ б о д н о го врем ени? — не уним алась ж у р н а ­ листка. — Газеты п р и в о зя т р е гу л я р н о , ки н о ка ж д ы й день новое,— вы м учивали ребята. — Ну, а танцы, с ка ж е м , часто бывают? Д о л го по то м на трассе вспом инали этот в о п р о с! — Н адо ж е , +анцы! — хохотали п о ко р и те ­ ли северны х простран ств.— Эх, милая, да за д ен ь на п р о с е ке так натанцуеш ься, что ни­ ка ки м вальсам рад не будеш ь. Или, перед ав по раци и е ж е д н е в н у ю свод ­ ку в ш таб, иной ш утн и к добавлял: — А что, И рина Н иколаевна, нельзя ли вас пригласить на тур-де-твист? — О твя ж и сь! — гов ори ла в таких слу­ чаях И рина П ерова.— К о н е ц связи. / А «натанцовы вались» на трассе д ей стви­ тел ьно п о -н астоящ ем у. Д а и ка к иначе? К ак часто, го в о р я о тр уд о в ы х поб ед ах, м ы , пи ­ ш ущ ие, ко н ста ти р уем у д а р н у ю работу — и то л ь ко , сл о вно забы вая, с ко л ь ко ф и зиче­ ских сил требует эта самая «ударность», ско л ь ки х потов, ка ко го н е и м о в е р н о го по­ сто я н н о го н а п р я ж е н и я ! К ак ни старайся вос­ петь прим еты гр я д ущ е го в о б л и ке новы х, более соверш енны х м аш ин, ка к ни стре­ м ись о бобщ и ть светлы е проявления и сгла­ дить контрасты ,— не см ож еш ь ты забыть о б о ж ж е н н ы е м о р о зн ы м ф евральски м вет­ р о м лица трассовиков, груб ы е их р у ки с навечно въевш им ся м азутом , с об л о м ан ны ­ ми и о бби ты м и ногтям и. С саж ен ны е на хо­ лоду голоса, п ром асл енны е р о бы ; тяж елы е и злые, но верны е, ка к пуд овы е гири, сло­ ва, с к а з а н ь ю по адресу чьей-то н е р а сп о ­ ряди тельности и неум ности. Э н тузиазм час­ то зам еш ан на ярости и злости. С о зи д а ­ н и е — назло! Н азло — м о р о за м ! болотам ! д у р а ка м ! н е взго д ам ! назло нед остатку зап­ частей, н е п р о в о р н ы м сн а б ж е н ц а м и фаль­ ш ивым р о м а н ти ка м из последней к и н о ка р ­ тины. Талл, где это поним аю т, где м о гу т и ум ею т направить м о гу ч у ю эн е р ги ю ярости в н у ж н о е р усло, там и р о ж д а е тся под ли нно уд арны й труд. В спом ним хотя бы К улы м ски й Ёган... «Кулымский Ёган —одна из самых серь­ езных преград на пути третьего потока. Са­ ма по себе р е чуш ка особого впечатления не производит. Но долина ее, зажатая меж­ ду двумя увалами, очень хорошо дрениру­ ется. Словом, колонны встретили на своем пути шестисотметровое торфяное болото. Неделя ушла на то, чтобы провести на этом отрезке весь комплекс работ». (И з то м ско й газеты «Красное знам я»). Рассказы вает Иван С е м уче н ко, начальник участка управления м еханизации треста «Т ом скгазстрой»: — Нам, трассовикам , тр уд н о угод ить. Это я о п р и р о д н ы х всяки х ф акторах. П ом ню , ко гд а строили га зо в ую тр уб у на К узбасс, ж аловались: м о р о зы не д аю т взд охнуть. Ну, а эта зим а, на трассе Васю ган — Раски­ но, и то го хуж е : сл иш ко м у ж теплая. Все ж е м о р о зы для работы по этим м естам , ко н е ч ­ но, предпочтительней. Ведь при ни зки х тем пературах лишь о д н о п о -н астоящ ем у плохо: тр у д н о заводить техни ку, м н о го вре­ м ени уходи т на то, чтобы р а зо гр е ть м оторы . И вот — зим а теплая. Т ем пературы д е р ­ ж атся не н и ж е м и н ус двадцати. И п р о и с х о ­ дит у нас, с ка ж у я вам, что-то в р о д е ката­ строфы . П о то м у ка к ни черта настоящ его п р о м е р за н и я грун та нет. Вот, д опусти м , тот ж е Яша Болдт, р е ко р д с м е н и все та­ ко е прочее. О н за сутки делал по д евять­ сот м етро в транш еи. А вы знаете, с ко л ь ко врем ени е го экскаватор в эти ж е сутки те­ рял? И все потом у, что вязкая, н е п р о м е р з­ шая глина постоянно забивала ковш и, их приходи лось то и д ел о очищ ат^,— р а зу ­ м еется в р у ч н ую ,— ну, а это, извините, са­ мая что ни на есть д ур а ц ка я работа. Но так бы ло на увалах, а увалы — ц веточки по сравнению с низинам и. Тот ж е К ул ы м ски й Ёган. К л ассическое б о ­ лото. М о р о з с осени едва прихватил его поверхность, образовалась ко р о ч к а санти­ м етро в н е с ко л ь ко . С верху лег утеплитель —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2