Сибирские огни № 10 - 1979

Народ на участке Улыбина собрался разношерстный. Из двух смен, то есть из восьми проходчиков, опытных, таких, кто работал ранее на проходке гидротехнических тоннелей, было только трое, считая и Лопу­ хова. Двоим приходилось пробивать лишь геологические штольни. Володя Уткин после школы до восемнадцати лет работал в магази­ не, подвозил на мотороллере товар. А еще двоих бородатых мужиков Улыбин нашел случайно в столовой. Они пили пиво и рассуждали, где бы им применить мускульную силу. Одного зва^ли Николай Баев, друго­ го Герман Веселов. По документам они оказались значительно моложе, чем на взгляд, работали во-многих местах. Были токарями на крупном заводе, электросварщиками На стройке, бетонщиками, трактористами, шоферами и даже чабанами, вернее погонщиками скота. В Дроздиху они попали после неудачного перегона овец из Монголии. Последнее из всех предприятий, в которые они пускались, удалось им, видимо, мёньше всего, и поэтому пришлось работу искать на половине пути к большому городу, где они жили и куда возвращались. Виталий Клементьевич поглядывал на свои кадры скептически. У не­ го была очень определенная цель —не задержаться на этой малопер­ спективной стройке. В сущности, он сам был здесь таким же залетным, как и они, и желал только одного —«рвануть» и быть замеченным. Он с удовольствием бы избавился от любого из них, если бы было, кем за­ менить. Но заменить было некем. Трест знал, где надо держать настоя­ щие кадры. Если там и возникали разговоры в разных отделах об Изгорском гидроузле, в связи с отправкой оборудования или специалистов, то всег­ да с недоуменным вопросом: «А где это?» И если оказывался рядом приблизительно сведущий человек и пытался объяснить, ему отвечали неопределенным возгласом «А-а-а». Так думал Улыбин. И на это было немало причин. Иногда приходи­ ло оборудование, какого он не запрашивал, иногда чертежи для работ, которые здесь вряд ли будут когда-либо делаться —их серийно выпус­ кала проектная контора. И главное, в тресте не торопились отправлять ему специалистов. Он уже послал три телеграммы, в которых сообщал, что проходку ведет в три смены, что нужны маркшейдер и три мастера, но людей не было. Возможно, в тресте догадывались, что не ведет он ни­ какой проходки в три смены, а топчется на врезке. Но Улыбин не верил в такую догадливость. И теперь, если он хочет, чтобы люди работали, он должен по суткам не уезжать с участка. Он решил доказать, что раз надо, он сможет. Неделю, две, даже месяц он выдержит. Приедут же, наконец, мастерами прораб, и тот же маркшейдер. И у него должно быть право сказать: «А ведь все это до вас я делал один». У него была еще одна смена свежеиспеченных проходчиков из трес­ товского учебного комбината, но на них было мало надежды. Это были совсем зеленые парни, которым за три месяца обучения сумели внушить больше апломба, чем^дать знаний. Все они были недовольны, что их направили в эту дыру. Им мерещились многокилометровые тоннели, про­ ходческие машины и другие прекрасные вещи, о которых так красочно, с демонстрацией фотографий и фильмов рассказывали преподаватели. Эту четверку Улыбин оставил в одной смене, пусть их недовольству не разъедает остальной, не очень окрепший, коллектив. ...С аркой возились долго. Людей было много, у каждого свои идеи, как притулить к стенке эту немудрящую железяку. Выяснилось, что с арочной крепью не имели дело даже те двое проходчиков, которым при­ ходилось работать на гидротехнических тоннелях. Улыбину вспомнилось, как в Киргизии огромную металлическую конструкцию, собираемую из трех сегментов, ставили в считанные ми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2