Сибирские огни № 10 - 1979
/ Вначале И гнатьев нрави тся Х рустал еву, ко т о р ы й «все б о л ьш е п р о н и ка е т си м патией к это м у с к р о м н о м у т р у ж е н и к у неба». За б л у ж д е н и е д л ится н е д о л го , д о п е р вы х п о летов, д о н астоящ ей р а б о ты . В небе ср а зу станови тся ви д но , к а к д а л е ки д р у г от д р у га эти два ч е л о в е ка и в о тн ош е н и и к ж и з ни, и в п о н и м а н и и с в о е го п р оф е с с и о н а л ь н о го д ол га . Х рустал ев о ткр ы т, честен, п р я м . К о м п р о м и с с ы п р о ти в н ы е го х а р а кте р у . Ц ельность А н д р е я с ка зы в а е тся и на е го тр у д о в о й ж и з н и . А в то р п о д ч е р ки в а е т, что н е б у «ну ж е н весь ч е л о в е к со всей е го ж и зн ь ю » , и от то го , ка ко в а эта ж и зн ь , во м н о го м за висит, к а к и м б уд е т л е тч и к в в о зд у х е . А н д р е й Х р уста л е в не п р и н о р а в л и в а л ся к не б у — ж и л и м и не м ы слил себ я вне его. Д л я И гнатьева н е б о , летная работа — в се го л иш ь о д и н и з с п о с о б о в д о б и ть ся ж и з н е н н о го п р е у с п е в а н и я . И не и с кр е н н е й п р е д а н н о с т ь ю д ел у, не в ы с о ки м п р о ф е с с и о н а л ь ны м м а с те р с тв о м с тр е м и тс я он вы д е литься. И гнатьев установи л д ля се б я: «Все, о ка зы в а ется, р е ш а ю т л ю д и . И на д о ум еть с н и м и ладить, не наж ивать врагов . И не п р о с м о тр е ть , п е р е д ке м снять ш апку...» О п р е д е л и в эту «истину», о н и то р и т д о р о гу с в о е м у б л а го п о л у ч и ю . Б о л ьш и м в н у тр е н н и м н а п р я ж е н и е м отл и чается нр а вств е нны й п о е д и н о к Х русталева с И гн а тье вы м . П равд а, писатель н е с ко л ь ко о б л е гч а е т се б е зад ачу, созд ав ая о с о б у ю а тм о сф е р у экс тр е м а л ь н ы х усл о ви й н о ч н о го полета в н е п о го д у . З ато о б е спе чи ва е тся в о з м о ж н о с т ь на это м ж и з н е н н о м и зл о м е ч е тко расставить а кц е н ты . К а к бы л о о тм е ч е н о , в с о б ы т и й н о м плане ф инал по ве сти по чти в то ч н о сти п о в то р я е т к о н ц о в к у р а с с ка за « К о н тр о л ь н ы й полет». Н о в р а с с ка зе т о л ь ко ко н т у р , а б р и с х а р а к те р о в : тр у с о с ть о д н о го , б л а го р о д с тв о д р у го го . В п о в е сти ж е ха р а кте р ы о б о и х л е тчи ко в вы све че н ы д о п о с л е д н е го за ко у л ка . М а й о р И гнатьев п р о и гр ы в а е т п о е д и н о к. П р о и гр ы ш этот станови тся кр а х о м , к ко т о р о м у он д ав н о ш ел. Э к за м е н на н р а в с тв е н н ую зр е л о сть не о д н а ж д ы п р и х о д и тс я сдавать и ге р о я м р а с с ка зо в В. Л е с ко в а «В и ток спи р а л и » , «За о б л а ка м и с р е д н е го яруса», « П е р е д стартом ». В п р о ч ем , м о л о д о го писателя и н те р е с у е т не т о л ь ко « ч е л о в е к с р е д и лю д е й » , но и «че л о в е к во и м я лю д е й » , и б о о тсю д а и д е т п о н и м а н и е в ы с о к о го чувства Р одины , к о т о р у ю п р и зв а н ы охр а нять и защ ищ ать е го ге р о и . Весьм а п р и м е ч а те л ь н о , что н овеллисти ч е ска я часть кн и ги « С е р е б р я н ы е стрелы » о ткр ы в а е тся в о е н н ы м и р а с с ка за м и («М ай по б е д ы » , «П р о ры в» , «С ны м атери »). О н и не о тл и чаю тся о с о б ы м со в е р ш е н с тв о м , то ч ны м зн а н и е м ф р о н то в ы х б у д е н , они, м о ж е т бы ть, д а ж е в к а ко й -т о степени п о д р а ж а тельны (С е н т -Э кз ю п е р и , А . П латонов — в о з м о ж н ы е и с то ч н и ки это го п о д р а ж а н и я ), но они п р е д е л ь н о и с кр е н н и , в них чув ств у ется гл у б о ка я а в то р ска я п о тр е б н о с ть п о нять п р и р о д у п о д в и га р а тн о го п о ко л е н и я , п р о н и кн у ть с я в е л и ч и е м духа тех, кто делал П о б е д у . Т ол ь ко ч е л о в е к -т р у ж е н и к м о г п о б е д и ть в этой войн е — вот в чем гл у б о к о у б е ж д е н В. Л е с ко в . Эта м ы сль отчетл иво о ф о р м и лась в р а с с ка зе «П е р е д стартом », ставш им с в о е о б р а зн ы м и т о го м -в ы в о д о м всей кн и ги . Есть в р а с с ка зе та ко й эп и зо д . Л ейтенант Е го р уш ки н п р и е зж а е т к те стю ко си ть сено. П р о к о с за п р о к о с о м п л е чо в п л е чо идут о н и с л и то в ка м и по л у гу . Т яж е л о п о ж и л о м у, р а н е н о м у ч е л о в е ку , но он и вида не по ка зы в ае т, не уступает зя тю . И не из ка ко й -т о там бравады , не и з ж е л а н и я трях нуть ста р и н о й . П р о сто т р у д на п р е д е л е сил — е го н о р м а л ь н о е со сто я н и е . И наче он не м о ж е т, не у м е е т, не хочет. И невольн о спраш ивает себ я м о л о д о й лейтенант Его р у ш ки н : «А к а к ж и в е т он, их наслед ник... С п о л ны м ли н а п р я ж е н и е м д уш и , во всю ли силу?» В о п р о с ко м м у н и с т Е го р уш ки н за д ает себе не п р а зд н ы й . О н — е го п о ко л е ние — д о л ж е н ж и ть та к ж е д о с то й н о , со б л ю д а я с в я тую п р е ем ств ен н о сть п о ко л е н и й . В и кто р Л е с ко в то л ь ко начинает свой ли те р а ту р н ы й путь. « С е р е б р я н ы е стрелы » е го пе р ва я кн и га , но, д ум ается, м а р ш р у т им п р о л о ж е н верны й. А. ГОРШЕНИН «Собеседник». Сборники для юношества. Зап.-Сиб. кн. иэд. Составители Л. Белявская, Г. Прашкевич. Выл. 1, 1974; вып. 2, 1975; выл. 3, 1977; вып. 4, 1979. Не р а з п р е д п р и н и м а л и с ь п о п ы тки с о з дать в С и б и р и е ж е го д н и к и д ля ю ны х чита телей, ко то р ы е со в р е м е н е м м о гд и бы тр а н сф о р м и р о в а ть с я в альм анах, а то и в ж ур н а л ... Ж е л а ни е это б ы л о не столь у ж б е с п о ч в е н н ы м . Д о войны вы ходил в Н о во с и б и р с ке д е тс ки й ж у р н а л «Товарищ ». В 1948 го д у на в с е с и б и р с ко м совещ ани и по д е т с ко й л и те р а тур е б ы л о в ы ска за н о е д и н о д уш н о е м н е н и е о н е о б х о д и м о с ти в о з р о ж д е н и я п о д о б н о го ж ур н а л а . Н е о д н а ж д ы п о сле это го пи са те л ьски е о р га н и за ц и и сиб ир с ки х го р о д о в снова и снова го в о р и л и о н е о б х о д и м о с ти т а к о го изд ания. Так, в 1964 го д у пр а вл е н и е Н о в о с и б и р с ко й писатель с ко й о р га н и за ц и и п р и н я л о р еш е н и е хода тайствовать о с о зд а н и и в с е с и б и р с ко го е ж е м е с я ч н о го ж у р н а л а для детей и п о д р о с т ко в в во зр а сте 13— 17 лет. К то м у вр е м е н и на п р о тя ж е н и и м н о ги х лет издавались в Н о в о с и б и р с ке с б о р н и ки « З ол оты е и с ко р ки » , затем их с м ен и л о не с к о л ь к о в ы п уско в «Т р о пи н ки » . И зд ательст во и п исател и-энтузиасты (п р е ж д е всего Г. П уш ка р е в , Е. С тю арт, Н. О си ни н) настой чиво «соб ирал и силы », чтобы и спод вол ь готов и ться к вы п у с ку д о л го ж д а н н о го ж у р нала. Ни « З ол оты е и с ко р ки » , ни «Тропинка» не п р и ж и л и с ь . П р и ч и н ы это го о чев ид ны . С б о р н и ки и спо л н ял и сь по весьм а н е со в е рш е н ной п р о гр а м м е . А м о р ф н ы й , расплы вчаты й « во зр а стн о й ценз», о б р а щ е н и е о д н о в р е м е н н о к д о ш ко л ь н и ка м , п и о н е р а м и ю н ош а м , сто ящ и м на п о р о ге зрел ости, п р е д о п р е д е л я л и неуд ачу. З аинтересовать о д н о в р е м е н н о столь р а зн ы х по в о зр а сту и к р у гу и н те р е со в читателей о ка за л о сь д е л о м б е зн а д е ж н ы м .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2