Сибирские огни № 10 - 1979

ф инала ха р а кте р М ил и пол учи лся н е ско л ь ­ к о с ко м ка н н ы м ). О д н а ко не над о забы вать и то, что н и кто из писавш их о л ю б в и , ещ е н и ко гд а не брал на себя роль п ровид ца... Р ассказы , ко то р ы е В. С ука че в в кл ю ч и л в с в о ю кн и гу , и н тересны п р е ж д е всего у м е ­ н и ем автора п с и х о л о ги ч е с ки то ч н о лепить ч е л о в еч е ски е характеры . Р асхож ие, п р о п и с ­ ны е истины? Д о п у с т и м . Н о я со зна те л ьно а кц е н ти р у ю вним ан ие на столь о ч ев и д н о м , иб о за по сл е д н е е врем я опять м н о го тол­ ку ю т о зы б ко с ти ж а н р о в ы х гр а н и ц ра сска ­ за, о б и х « в и б рац ионн ой» п о д в и ж н о с ти , за­ ви си м о сти от ко нф л и ктн о й ситуации и т. д. С п о р у нет: ко нф л и ктн о сть , п р о б л е м н ость , ко н е ч н о , очен ь важ ны для рассказа, н о о с ­ н о вн о й ц е н тр Т яж ести е го все-таки с о с р е ­ д ото ч е н на вы явлении ч е ло в ече ски х ха р а к­ теров. И м е н н о у б е д и те л ьн о сть ю хар а кте р ов и п р и вл е ка те л ьны , п о в то р яю , р ассказы В. С укачева. Вот, с ка ж е м , р а сска з «В той сто р о н е , где ж и з н ь и солнце». Без вся ки х преам бул авто р начинает е го ка те го р и ч е с ки м утв е р ­ ж д е н и е м : « М а ка р Ч уп р ов верил в ж и зн ь » ,— ка к бы с р а зу заявляя, что речь по й д е т п р е ж д е все го об о со б е н н о стях ха­ р а кте р а с в о е го ге р о я . И действительно, в р а с с ка зе почти не п р о и схо д и т н и ка ки х со ­ бы тий, н и ка ки х ко нф л и кто в , зато н е п р и н у ж ­ д е н н о р а скр ы в а е тся своеобы чная, ч у то чку чуд аковатая, по эти че ски чистая д уш а М а ка ­ ра Ч упр ов а : «...что бы ни делал М ака р, а зе м л я в нем ж и л а , п р о и зр а ста я чуд н ы м и ж е л а н и я м и . Вобьет ли он о д н и м л о в ки м уд а р о м д е р е в ян н ы й гв о зд ь в п о д м е тку , а е м у ч уд и тся, что по б о ко в у ш ке запах б е р е ­ зовы х листьев пахнул, возьм ется за вар, д ра тв у п р о см о л и ть , и вот она, за кр уч и в а е т­ ся в т р у б о ч к у золотистая кора». Р е зко и за п о м и н а ю щ е то чно очер че ны х а р а кте ры Е гора В асякина («Ч уд о -ю д о , сл а д ки й с о к» ), В и ктора П ривалова («С куч­ ны й че ло в ек»). П осл ед н ий во о бщ е-то не­ с к о л ь к о вы бивается из ряда сука че вски х ге р о е в -м у ж ч и н своей н е п р и ка я н н остью , р а нней «усталостью », а точнее всего — от­ сутствием цельности, у в е р е н н о сти в ж и зн и . Есть в ха р а кте р е В и ктора черты , внеш не р о д н ящ и е е го с ге р о я м и н е ко гд а н аш ум ев­ ш ей «исповед альной» п р о зы , но он о тню д ь не п р о д о л ж а те л ь их и тем б ол ее не эпи­ го н . В и кто р П ривалов — дитя наш их дней из п л е м е н и «интеллектуальны х» ске п ти ко в , п р е ж д е в р е м е н н о состаривш ихся и о зл о б и в ­ ш ихся на ж и зн ь , п о то м у что она, ж и зн ь , я ко бы п о гр у ж е н а в м о н о то н н о е о д н о о б ­ разие. Д а, мы знаем таких суб ъ ектов, с ку ч а ю ­ щ их и н а го н я ю щ и х с к у к у на д р у ги х , и р о н и ­ з и р у ю щ и х над « м е л ки м и » заботам и п р о ­ сты х тр у ж е н и ко в , м н ящ и х „о себе ка к об и скл ю чи тел ь ны х натурах, знаем , что д ело тут, в сущ н о сти , за у р я д н о е — б о л е зн ь э го ­ ц е н тр и зм а . З нать-то знаем , но относим ся к ним чащ е сн и сход и те л ьн о и д а ж е с с о ж а ­ ле ни е м . И не приспела ли пора привести их к вы сш е м у н р а вств е н н о м у суду? В р а сска ­ зе В. С укачева нет п р я м о го пр и зы в а к п о ­ л о ж и те л ь н о м у ответу на наш в о п р о с, но вся л о ги ка повествования ведет к том у, что п р о б л е м у « с ку ч н о го человека» м о ж н о разр еш и ть то л ь ко ч е р е з суд совести... И н те р е сн о вы писан х а р а кте р К о л ь ки 6 о - струхина (ра ссказ « Д е р е в я н н ы е кр у ж е в а » ), н а п о м и н аю щ и й своей о сновательностью , н е то р о п л и во стью зн а ко м о го у ж е нам М и тю С енотрусова, «странностям и» — М акара Ч упрова, но ничуть не д у б л и р ую щ и й к о го - л иб о и з них; запом н ятся читателю гер о и ра сска зо в «С корпион», « Г орьки е радости», в ко то р ы х , ка к и всегда у В. С укачева, затрагиваю тся в о п р о сы сем ьи, л и чн о го счастья. И затрагиваю тся с той взволнован­ н о стью и п си хо л о ги че ско й точностью , ко то ­ ры е искл ю чаю т р а в н о д уш н о е к ним о тн о ­ ш ение. Н.КУЗИН Виктор Лесков. Серебряные стрелы. Влади­ восток, Дальневосточное кн. изд., 1978. А в то р этой кн и ги — капитан авиации Во­ е н н о -М о р с к о го Ф л о та , и естественно, что пиш ет м о л о д о й п р о за и к п р е ж д е всего о л ю д я х своей проф ессии, о небе, в ко то р о е влю б лен так ж е , ка к е го гер о и . В прочем , влю б лен ность эта не ср о д н и пустой в о с то р ж е н н о сти и слащ авости. Д л я В. Л е ско ва «полет — это работа, гд е тр е б у ­ ется вы сокая о р га н и за ци я человека, с п о ­ собность чувствовать детали, ю вели рн ая точность д ви ж е н и й и, ка к лю б ая д руга я работа, вы раж ает личность: интеллект, тр е ­ бовательность к себе, м уж е ств о» . С этих по зи ц и й писатель всм атривается в своих гер о е в, п р е д п о л а га я в то ж е врем я, что столь ж е с тр о го б уд ут суд ить читатели и его. «Требовательность к себе, м уж е ств о» у В. Л е скова в п р я м у ю ассоци ирую тся, с ч е ­ стностью и п р и н ц и п и а л ьн остью . С первы х ж е р а сска зо в сто л кн о ве н и е честности и б е сп р и н ц и п н о сти становится ле й тм о ти во м е го кни ги . В р а сска зе « К он трольны й полет» м ай о р В оскр е сны й при п о са д ке вы каты вается за полосу. П ред стоит тя ж е л о е об ъ яснение с начальством , и В оскресны й у н и ж е н н о у м о ­ ляет в то р о го пилота: «Ты м о ж е ш ь взять на себя б о л ьш ую д о л ю м оей вины, если с к р о ­ еш ь, что пилотировал сам олет я... А если узнаю т, что во всем виноват я,— м ен я ж д е т катастроф а». К о нф л и кт в д ан н о м случае р а зр еш и л ся б л а гоп о л уч н о — справедли вость в о с то р ж е ­ ствовала, но в о зм о ж н о с ти ситуации о ка за ­ лись д а л е ко не исчерпаны . Ч увствуя это, автор вто р и чно возвращ ается к ней в п о в е ­ сти «С вы соты полета». Главный ге р о й повести капитан А н д р е й Х русталев попад ает в эки п а ж м ай о ра И г­ натьева в о б щ е м -то случайно. О н п е р ев е л ­ ся сю д а, чтобы вновь видеть б ы вш ую свою лю б о в ь, пе р ее ха вш ую ж ить в этот го р о д о к . П о ир о н и и суд ьбы Тамара теперь у ж е ж е ­ на И гнатьева. О д н а ко д ей ствие не з а кр у ч и ­ вается в о к р у г кл а с с и ч е с ко го « тр е уго л ь н и ­ ка». Не р евни вое с о п е рн и ч еств о д в ух м у ж ­ чин ин тересует В. Л ескова, а м ор а л ьн ое п р о ти в о б о р с тв о за право назы ваться «на­ сто ящ и м че ло в еком » .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2