Сибирские огни № 10 - 1979

звтор а кн и ги подчас по вто р яться, бы ть и з­ лиш не п р и стр а стны м , м н о го с л о в н ы м , д а ж е подчас н е б р е ж н ы м , К п р и м е р у , нет и нф о р ­ м ации о том , о тку д а взят н е о п у б л и ко в а н ­ ны й и д а ж е несо хр а ни вш и й ся р о м а н В. За­ зуб р и н а «Щ е п ка » , хотя в кн и ге В, П. Т руш - ки н а он п о д р о б н о анализи руется. К а ж д а я новая кн и га В. П. Т руш ки н а с п о ­ со бствует у с тр а н е н и ю м н о ги х п р о б е л о в в и зуч е н и и с о в е тс ко й л итературы , восстанов­ л е н ию ц елостн ости и по л н о ты л и те р а тур н о - . о п р о це сса и, са м о е главное, отвечает на сущ н ы м н у ж д а м с о в р е м е н н о го л итерату­ р о в е д ен и я , т. к. сп о со б ствуе т у гл у б л е н и ю представлен ий о за ко н о м е р н о с тя х р а зв и ­ тия со в е тско й лите р а туры в целом . С. ГИМПЕЛЬ Вячеслав Сукачев. Горькие радости. Пове­ сти и рассказы. Владивосток, Дальневосточ­ ное кн. изд., 1979. Герои В. С укачева ж и в у т и тр уд ятся на п р о с то р а х С и б и р и и Д а л ь н е го Востока. С п е ц иф и ч е ски е гео гр а ф и ч е с ки е и п р и р о д ­ ны е условия этих кр а е в, их св о е о б р а зн о сл о ж и вш и й ся бы то во й укл а д , естественно, сказались и на ха р а кте р ах л ю д е й . Нет, мы не на хо д и м в них ка ко й -т о о с о б о й « си б и р ­ с ко й экзо ти ки » , но в то ж е в р е м я ви дим их отличие, с ка ж е м , от ж ите л е й с р е д н е р у с ­ с ко й по л о сы . О тличие это п рояв л яется и в м а н е р е п о в е д е н и я (с д е р ж а н н о й , н е м н о го ­ сл о вно й , ув е р е н н о й в себе), и в о тн ош е н и и к д ел у (в о б я за те л ь н о м д ов е д е н и и е го д о ко н ц а , н е взи р а я ни на ка ки е тр уд н о сти ), в п с и х о л о ги ч е с ко м скл а д е (н е ко то р а я « уп р я- м инка», п е р е х о д ящ а я п о р о й в бесш абаш ­ н у ю ’ са м о н ад е янно сть ). Р азум еется, р а зл и ­ чия весьм а усл о в ны е и м и зе р н ы е , ибо о сн о в н о е -то в их характерах — и с ко н н о р у с с ко е , национальное. Вот М итя С е н о тр усо в (повесть «Л ю ба­ ва») — о х о тн и к-б о га ты р ь , не б о ящ и й ся вы ­ ходить о д и н на о д и н с м е д в е д е м , лучш ий п р о м ы с л о в и к, заб отл ивы й и н е ж н ы й сын. Ж ил и работал Д м и тр и й д о п о р ы д о в р е ­ м ен и с п о ко й н о и ур а в н о в еш е н н о , с о б и р а л ­ ся бы ло обзавести сь сем ьей, и вд р уг... не­ ж д а н н о -н е га д а н н о приш ла к н е м у больш ая л ю б о в ь. Л ю б о в ь к со в се м н е зн а ко м о й , впе р вы е ув и д е н н ой д е в уш ке из д р у го го поселка. Все в о д н о ча сье п е р е в е р н у л о с ь в д уш е С енотрусова, и он, на уд и вл е ни е м атери и св о и м зе м л я ка м , «вы кид ы вает н о м е р» п р я ­ м о -та ки экстрав агантны й: за б и ра е т эту д е ­ в уш ку к себе в д о м и ж е н и тся на ней. А по то м наступила в е го ж и з н и полоса тре­ в о ж н а я и печальная, ко гд а почувствовал, что нет е м у м еста в Л ю б а в и н о м се р д ц е . И все ж е М и тя с и сти н н о ч а л д о н с ки м у п ­ р я м ств о м ве р и т и ж д е т, что е го п о лю б ят. Н о с ко л ь ко в е го у п р я м ств е нр а вств е нно го б л а гор о д ства , н е ж н о й терпели вости, ч у тко ­ го п о н и м а н и я ! П о то м у -то м ы не то л ь ко не и р о н и зи р у е м над е го о п р о м е тч и в о й ж е ­ нитьбой, а гл у б о ко соч ув ств уе м е го беде. И хотим верить, что ч е л о в ек этот д остои н на сто ящ е го л и ч н о го счастья. Д а и сама главная ге р о и н я повести Л ю ­ бава в ч е м -то б л и зка по д уш е в н о м у склад у М ите: в ней то ж е ж ивет н е укр о ти м а я вера в на сто ящ ую б о л ьш ую л ю б о в ь ; ка к и М итя, Лю бава вы деляется с р е д и д р у ги х р е д ко й це ль но стью и чистотой помы слов. М о ж е т быть, интуитивное ощ ущ е н и е родства и по­ тянул о ее к М ите в пе р вы е м и нуты зн а ко м ­ ства, ко гд а она реш илась создать се м ь ю совсем с н е зн а ко м ы м ч елов еком ... Но Л ю баве ещ е горш е, чем М ите: она у ж е испытала р ад ость и кр уш е н и е п е р в о го б о л ьш о го чувства, п о это м у отлично пони­ мает, ка к тр уд н о , почти н е в о зм о ж н о это чувство возрод ить... Вот п о ч е м у психоло­ ги ч ески ве р ны м представляется а вто р ско е р еш е н и е оставить ге р о е в на перепуть е, ка к бы в п р е д д в е р и и п е р е м е н в их судьбах. С толь ж е н е п р и н у ж д е н н о , б е з в с я ко го п р о и зв о л ь н о го «наж им а» со с то р о н ы писа­ теля рассказы вается о суд ьбах ге р о е в в по­ вести «На м а л е н ь ко м забы том полустанке», в ц ентре вн им ания ко то р о й то ж е п р о б л е ­ м ы л и ч н о го счастья. Герои повести в о л ею обстоятельств о ка ­ зались в отдалении от ш ум н о й «циви л и зо ­ ванной» ж и зн и — на не б о л ьш ом л е с п р о м - х о зо в с ко м пол устанке. О чень р а зны е и суд ьбы у них, и в згл яды на ж и зн ь . Д л я А р ­ ка д и я Васильевича, испы тавш его во врем я войны радость исти нной лю бви, чр езвы ча й ­ но в а ж ны м является не с то л ько сам ф акт лю б в и , с ко л ь ко способ ность человека со­ хранить на всю ж и зн ь это в е л и кое чувство. Д л я С е р ге я — м о л о д о го гл ав н о го и н ж е н е ­ ра л е сп р о м хо за , вы р о сш е го в п осл евоен­ ны е го д ы в б л а гоп о л уч ны х условиях, л ю ­ бовь п редставляется н е ки м в р е м е н ны м ка п р и зо м д уш и, и он полагает, что такое о тн ош е н и е свойственно всем представите­ л я м п о ко л е н и я «второй пол овины д вадца­ то го века». Ч то зд есь: сп о р представителей двух по­ ко л е н и й или с то л кн о в е н и е разны х харак­ теров? П о м е р е развития повествов ан ия стано­ вится ясным , что А р ка д и й Васильевич, уп­ р е ка ю щ и й С е р ге я в л е гко м ы с л е н н о м отно­ ш ении к в е л и ко м у д а р у п р и р о д ы — к лю бви, во о бщ е не знает н и ка ко го п р о ти во ­ борства по ко л е н и й , на ко то р о е ссылается С ергей . П остоянств о в лю бви, святое отно­ ш е н и е к ж е нщ и н е д о л ж н ы бы ть, по мы сли А р ка д и я Васильевича, о р га н и чн о пр и сущ и наш ем у ч е л о в е ку л ю б о го возраста и п о к о ­ ления. Э тот б л а го р о д н ы й дух ры царства, б е зза ­ ветной пр е д а н н ости л ю б и м о й ж е нщ и н е по ­ чувствовала в А р ка д и и Васильевиче гл ухо ­ нем ая восем надцатилетняя М иля, го р я ч о и к р е п к о п о лю б и вш а я С ергея. Д л я М или, хотя она то ж е и з п о ко л е н и я «второй п о л о ­ вины д в а д ц а то го века», ка к и для А р ка д и я Васильевича, настоящ ая лю б о в ь не им еет гра н и ц «врем ен ности», п о то м у -то она, веря в и с кр е н н о сть чувства С ергея, пож ал уй, сп р а ве д л и во усом н ил ась в е го спо со б н о сти сб е р е чь это чувство на всю ж и зн ь . В о зм о ж н о , к о е -к о го не устроит р а зв я зка повести, п о ка ж е тс я искусстве н н о й , н е п р о ­ писанной. И у п р е ки эти б уд ут и не б е зо с ­ новательны м и (на наш взгляд , и з-за та ко го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2