Сибирские огни № 10 - 1979

на нет ни че го от за м кн уто сти кр а е в е д че ­ с ко го исследования. В. П. Т руш ки н — оди н и з н е м н о ги х спе­ циалистов, ко то р ы й м о ж е т д о с ко н а л ь н о ра­ зоб раться в тех н е п о в то р и м о -св о е о б р а зн ы х условиях, ко то р ы м и бы ли вы званы к ж и з ­ ни такие о р и ги н а л ьны е изд ания, ка к «О м ­ ская артель поэтов и писателей», «В ью ж ны е дни», ж у р н а л ы «И скусство», «Таеж ны е з о ­ ри», « П р о л е та рски е побеги », «С ибирь» и, н а ко н е ц , собиратель всех литературны х сил С и б и р и — « С и б и р ски е огни». Его иссл ед о­ вание — это о д н о в р е м е н н о и анализ тв о р ­ чества « п и о н е р о в м о л о д о й с и б и р ско й ли­ тературы ». К а к и во всех работах В. П, Т руш кина, зд есь и спол ьзованы и архивны е изы скания, и новы е д о ку м е н т ы , и воспом инания со вр е ­ м е н н и ко в , и письм а очевид цев автору. И весь этот р а зн о о б р а зн ы й м атериал п о д ч и ­ нен е д и н о й и б л а го р о д н о й цели — найти с и б и р с ки м писателям д остой н о е м есто в о бщ е м л и те р а тур н о м р яд у, спасти от заб­ вения м н о ги е писательские имена. В. П. Т р уш ки н пиш ет: «Ч резвы чайно инте­ ресная и богатая, насыщ енная п о искам и новы х худ о ж е ств е н н ы х ф орм , м н о го о б р а ­ зи е м тв о р ч е ски х индивид уальностей, лите­ р а тур а с о ве тско й С иб ири первы х лет р е в о ­ л ю ц и и воистину шла «с в е ко м наравне». П рим ечательн о, что не гд е -н и б уд ь, а им ен­ но в С иб ири бы л созд ан и увидел свет пе р вы й со ве тски й ро м а н, что из С ибири выш ли наш и п е р во кл а ссны е советски е поэты и п р о за и ки и здесь ж е зародился старейш ий в стране л и те р а ту р н о -х у д о ж е с т­ венны й ж ур н а л ». Д о с то и н с тв о раб о ты 8. П. Т руш кина — бы ть в н о гу со Своим в рем енем . С траст­ ная влю б л ен ное п» в п р е д м е т своего ис­ следования не ллешает е м у быть тр е звы м а нал ити ком , учиты вать д ости ж ен и я своих ко л л е г и, если н у ж н о , ум еть отказаться от привы чны х о ц е н о к и ф о р м у л и р о в о к, хотя бы и своих собствен ны х. О с о б е н н о это ска­ залось п р и о ц е н ке личности и творчества В. З азуб р и н а . Ведь про б л е м а В. З а зуб р и ­ на д о сих п о р не снята с п овестки дня с о в р е м е н н о го литер а тур о ве д ен и я. П од ­ в е р гн у ты й е щ е в 20-е год ы кр и ти ч е с ко м у р а зн о с у ралповцеа, автор п е р в о го совет­ с к о го р о м а н а с о в е рш е н н о н е за сл уж е н н о бы л почти забы т в 30— 40-е го д ы , да и в п о с л е д у ю щ и е д есятилетия сохранялась и з ­ вестная о с то р о ж н о с ть и половинчатость в о ц е н ке е го творчества. С ам В. П. Т руш кин, вы с о ко оцен ивая «Д ва м ира», в то ж е в р е ­ м я , о ч ев и д н о не б е з влияния го сп о д ств у­ ю щ е го м нения, весьм а кр и ти ч н о относился к д р у ги м , м ен ее изв естны м п р о и зв е д е н и ­ ям писателя. В' н о в о й своей кн и ге автор пы тается осмы слить все сам обы тное тво р ­ чество В. З азуб р и н а в л и те р а тур н о м к о н ­ те ксте эпохи, нам етить р еш е н и е н е ко то ры х сп о р н ы х п р о б л е м , связанны м с этим бо л ь­ ш им писателем . Т во р че ски опираясь на и зы ска ни я п о с л е д н е го вр е м е н и , п р е ж д е в се го на р аб оты Н. Н. Я н о в ско го и С. С. Па­ ра м о но в а, на а рхивны е м атериалы , В. П. Т р уш ки н во ссо зд а ет я р ки й и м н о го гр а н ­ ны й о б р а з В. З азуб р и н а — собирателя и о р га н и за то р а литературны х сил С иб ири, п о д ч е р ки ва е т е го и с кл ю чи те л ь н ую роль в созд ан ии С и б и р с ко го с о ю за писателей, ана­ л и зи р уе т . ид е й но -эсте ти че ски е взгляды писателя, сним ает ка те гор и чн ость тона в о ц е н ке н е ко то р ы х спорны х е го п р о и зв е ­ дений. Паф ос тво р че ски х р а зд ум и й , п о сто я н н о го п о л е м и ч е с ко го на п р я ж е н и я является ве­ д ущ и м и в анализе л итературной и о бщ е ­ ственной деятельности В. П равдухина. В еликолепны й знаток не то л ь ко литера­ туры , но и кр и ти ки р а ссм атрив аем ого пе­ риод а, В. П. Т руш ки н для вы явления исто­ р и ч е ско й и литературной истины весьма ум ел о соотносит кр и ти ку 20 и 70-х годов, п р и ч е м сравнение это свидетельствует не всегда в п о л ьзу кр и ти ки со врем ен ной. В р азделе о творчестве кр у п н е йш е го совет­ с ко го ж урналиста и кр и ти ка 20-х год ов В. П равдухина, этого « си б и р ско го Белин­ ско го» , м н о го сил и энергии отдавш его м о л о д о й литературе С ибири, В. П. Т руш кин го р я ч о п о л е м и зи р уе т с то ч ко й зрения М . В. М и н о ки н а и В. Н-. Ч увакова, у тв е р ж ­ д аю щ их, что «В. П равд ухин отрицал в о з­ м ож н о сть п р о л е та р с ко го искусства, не д о ­ оценивал в искусстве р е в о л ю ц и о н н о й р о ­ м антики» и т. п. Д о ка зы в а я несостоятельность п о д о б н о й точки зрения, В. П. Т руш ки н соверш енно п р а в о м е р н о ц елую главу кн и ги посвятил этом у зам ечательном у кр и ти ку , ко то р о м у п р и н а д л е ж и т вы сокая роль в теоретиче­ с ко м , эстети ческом и и д ейном осмы слении м н о ги х новы х явлений в со ве тско м и с ку с ­ стве. Рассматривая такие работы В. П рав­ духина, ка к «И скусство в стихии р е в о л ю ­ ции», «В б о р ьб е за новое искусство (на путях к н о в о м у искусству)», е го статьи о со­ вре м е н н о й литературе, собранны е в кн и ге «Творец, общ ество, искусство», В. П. Т руш ­ ки н п о д р о б н о освещ ает систем у эстетиче­ ских взгл яд ов кр и ти ка , его разм ы ш ления о специф ике искусства, e rb ра зд ум ья , п о д ­ час с п о р ны е и противоречивы е, е го о ц е н ­ ки, иногда р е зки е и с сегод няш н ей точки зр е н и я несправедливы е, но со ответствую ­ щ ие са м о м у ха р а кте р у н а п р я ж е н н о го п о ­ иска в б о р ьб е за новое р е в о л ю ц и о н н о е искусство. О см ы сляя худ ож ествен ны й опы т писате- л е й -си б и р я ко в , В. П. Т руш ки н сам ое п р и ­ стальное вним ание уделяет вы явлению сво е о б р а зи я и с то р и ко -л и те р а ту р н о го п р о ­ цесса этого период а, о п р е д е л я е м о го ря­ д о м чисто си б и р ски х явлений, ко то р ы х не бы ло в о б щ е р у с с ко м п роцессе. К их числу относится инонациональная тем а в р у с с ко й литературе, давш ая в о зм о ж н о с ть поставить п р о б л е м у взаим од ействия р у с с ко й и на­ циональны х л итератур С ибири. К числу специф ических явлений литера­ туры С ибири относится и кни га А. М . Т опо­ рова «Крестьяне о писателях» — первы й опы т ж и в о го и н е п о ср е д ств ен н о го участия читателей в л и те р а тур н о м п р о це ссе . «П ре­ кр а сны м явлением » и «гласом народа» на­ звал эту кн и гу А. М . Гор ьки й в 1928 г. В ы со ко оценивая ра б о ту В. П. Т руш кина, нельзя вм есте с тем уйти от н е о б х о д и м о ­ сти сделать « по м е тки на полях». В лю б лен­ ность а п р е д м е т исслед ования заставляет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2