Сибирские огни № 10 - 1979

тя бы о д н и м гл а зо м видеть н е н а гл я д н о го с в о е го С тепу»... Не стала Клавдия и ж а л о ­ ваться о бщ е ств е н н о сти : «ж аловаться на С тепана — все р а в н о что на себя сам у ж а ­ ловаться». Ч то ж е это за л ю б о в ь такая?! — в о с кл и кн е т кто -н и б у д ь в о зм ущ е н н о . Н о вед ь Клавдия не «набивается» на со ч ув ­ ствие, не п р о с и т н и ко го следовать ее п р и ­ м е р у . О на ж и в е т па м ятью , д ал ь ним светом своей лю б в и : она « гр е зи ла п р ош л ы м , ка к б у д у щ и м ,— и в это м бы ла ее главная ж и зн ь ». П ам ять — очень важ ны й ко м п о н е н т п р о ­ зы Б ориса Л апина. П усть ни что не вечно, д а ж е в п р ед ел ах о д н о й ч е л о в е ч е с ко й ж и з ­ ни; все у х о д и т и вм есте все остается: м о ­ лод ость , м ечты , л ю б о в ь , д р узь я ... Д о р о га ­ м и пам яти о тп р а в л яю тся писатель и е го ге ­ р о и в р а сска за х « А м е р и ка н е ц В олодя», «Н егативы хранятся вечно», «Б укет цветов из Н иццы », « К ор а б л и не ум и р аю т» . П ам ять, б у д то п о м и м о воли ч елов ека, п р и в о д и т в р о д н у ю д е р е в н ю с о р о ка л е тн е ­ го ш оф е р а , к о т о р о го все зо вут п о п р о с ту : В итек (р а с с ка з «С воя ж е на»). Д ва год а на­ зад оставил В итек здесь м ать, ж е н у , д о ч ь — уш ел к д о к т о р ш е Л ю д м и л е Пав­ л овне. У ш ^л не по то м у, что она интелли­ ген тная; по ка за л о сь , что влю б ился. В пам я­ ти ч е л о в е ч е ско й , д о ка зы в а е т и зд есь писа­ тель, б е с с п о р н о за л о ж е н о нравственное начало. Г ерой, н а п р и м е р , видит в о к р у г се- •бя п р и вы чн ы е ко гд а -то вещ и и п о этим « за р у б ка м » в озв ращ ает врем я. В итек п о ­ ни м ает: это п р о ш л о е — истинно, этим и сейчас ж и в е т е го д уш а ; а настоящ ее — ил­ л ю з о р н о , и н о гд а ка ж е тся , е го и нет со в­ сем ... В р а сска зе «Р азноцветье, разнотравье» пам ять заставляет о д н о го из строителей ги д р о с та н ц и и в С и б и р и вступить в с п о р о то м , ка ка я бы вает ро м а нти ка ... А р гу м е н т в с п о р е — ко н кр е тн а я че ло в ече ска я суд ь ­ ба, ж и з н ь м о л о д о й воспитательн ицы д е т­ с к о го сада Л ю б ы Т им оф еев ой , у д о ч е р и в ­ ш ей пяте ры х м алы ш ей, чьи р о д и те л и (то­ ж е строители ГЭС ) п о ги б л и . В р а сска зе нет сенти м ентал ьн ости; есть тр уд ны й бы т п о с е л ка ги д р о с тр о и те л е й : столовка, к о т о ­ р у ю б укв а л ь н о « о са ж д аю т» тр и ж д ы в д ен ь, б а р а ки , та н ц п л ощ а д ка , гд е со все м м ало д е в ч о н о к... Есть, н а ко н е ц , пять б ы стр о в зр о с л е ю щ и х д етей , от ко то р ы х скр ы в а ю т п р а в д у , но ко то р ы е эту п р а в д у с к о р о у зн а ­ ю т... М ы с л е д и м за б у д н я м и Л ю б ы Т им о­ ф ее во й и п о н и м а е м : р о м а н ти ка — это не то л ь ко кр а си вы е песни, стихи, ко с тр ы , п о д ­ виги и лиш ен ия, это и в ерность че ло в ека с а м о м у себе, своей д уш е , в к о т о р о й д о л ­ ж е н всегд а звучать го л о с д об р а. И зв естн о : ф антастика р а н о или п о зд н о становится р е а л ь н о стью — р а н о или п о з д ­ н о п р о я с н я ю тс я м н о ги е за га д ки вселенной. Н о п о -п р е ж н е м у за га д о ч н о й и таинствен­ н о й остается «вселенная» ч е л о в е ч е с ко го се р д ц а . К о н ста ти р уя это в своих кни га х, 6. Л апи н не п р и х о д и т в отчаяние. Н а п р о ­ тив, и м е н н о н е за п р о гр а м м и р о в а н н о с ть в н у тр е н н е го м и р а л ичности ка ж е тся писа­ те л ю за л о го м б у д ущ и х путей человечества. Что ж д е т нас там, на п о р о ге тр е ть е го ты сячелетия? — не р а з зад ум ается чита­ тель п р о и зв е д е н и й Б ориса Л апина — ка к тех, что у в л е ка ю т нас в д р у ги е м и р ы , так и тех, что заставляю т п р и см о тре ть ся к б л и ж н е м у « ко см осу» . К а ко е оно, это завтра? П о ж и в е м — уви ­ д и м . М о ж е т бы ть, д ож и в е м ... Е. ЦЕЙТЛИН В. П. Трушкин. Восхождение. Литература и литераторы Сибири 20 — начала 30-х годов. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1978. Н овая кн и га и зв е стн о го с и б и р с ко го у ч е ­ н о го В. П. Т руш ки н а « В осхож д ени е» посвя­ щ ена я р к о м у и с л о ж н о м у п е р и о д у станов­ л ения с о ве тско й л итературы , ко гд а «все пе р ев о ро ти л о сь » и то л ь ко начало обретать свои с п е циф и ч е ски е ф о р м ы ; соответству­ ю щ и е д у х у н о в о го р е в о л ю ц и о н н о го вр е ­ м ени. Э тот п е р и о д и сто р и и с о ве тско й литера­ туры нашел д о с то й н о е о тр а ж е н и е в с о в р е ­ м е н н о м л и те р а тур о ве д ен и и . О с о б ы м инте­ р е с о м к н е м у о тм ече ны исследования п о с л е д н е го д есяти летия, ко то р ы е спо со б ст­ вовали в о вл е ч е н ию в научны й о б о р о т новы х и с то р и ко -л и те р а ту р н ы х м атериалов, су­ щ е ств ен н о д о п о л н и л и с л о ж н у ю ка р ти н у л и те р а тур н о й ж и з н и 20-х го д о в . О д н а ко в этой ка р ти н е, к а к правило, упом и нались им ена п р ивы чны е, д ав н о известны е. За п о сл е д н и е два д есяти летия сделано нем ал о д ля и зуч е н и я и стории советской л и те р а туры С иб ири. Т руд ам и си б и р ски х исслед ователей с о б р а н и о б о б щ е н б о га ­ тый м атериал. С воя особая р оль п р и н а д л е ж и т здесь В. П. Т руш ки н у. А в то р ф ун д ам ен тал ьного тр уд а «П ути развития л и те р а тур н о го д в и ­ ж е н и я С и б и р и (1900— 1932)», В. П. Т руш ки н на п р о тя ж е н и и р я д а десяти летий иссл ед у­ ет р а зви ти е л и те р а ту р н о го п р о це сса С иб ири п е р в о й трети наш е го века. В м н о го ­ численны х о ч е р ка х об отд ел ьны х с и б и р ­ с ки х писателях, в р я д е м о н о гр аф и й («Л и­ тер а тур на я С иб и р ь первы х лет р е во л ю ц и и » , «П ути и суд ьбы », «И з плам ени и света») о сновн ая тем а ко н кр е ти зи р у е тс я исследо­ вателем в р а зны х аспектах, со м н о ж е с тв о м ню а н сов и п о в о р о то в . П редш ествовавш ая « В о схо ж д е н и ю » кн и га «И з плам ени и света» зн а ко м и л а читателей с ка р ти н ой л и те р а тур н о й ж и з н и С иб и р и и Д а л ь н е го В остока в го д ы гр а ж д а н с ко й вой­ ны. В ней рассказы в ал ось о суд ьбах тех писателей и поэтов, ко то р ы е стояли у ис­ то ко в м о л о д о й со ве тско й литературы с л о ж н о го и ге р о и ч е с ко го вр е м е н и (Ф . Лы т­ ки н , И. С лавнин, Н. Я нчевский), б ол ьш ое м е сто уд ел ял о сь анализу то гд аш н ей си б и р ­ с ко й ж ур н а л и с ти ки . Н овая кн и га В. П. Т руш ки н а тесно связана с е го п р е дш е с тв ую щ и м и работам и. П ервая часть ее посвящ ена лите р а тур но й ж и з н и З апад ной С иб и р и 20-х го д о в . Вто­ рая повествует о с в о е о б р а зи и л и те р а тур ­ н о го п р о це сса ко н ц а 20 — начала 30-х год о в . И хотя анализ л и те р а тур н о й д еяте л ь­ ности писателей С иб ири д ается так назы ва­ е м ы м и «гн езд ам и», в кн и ге В. П. Т руш ки-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2