Сибирские огни № 10 - 1979

сам по себе, а в то р с ки е р а зм ы ш л е н и я сам и ' п о себе... З д е сь нет и и н те лл е ктуа л ь н о го «вакуум а», что то ж е п о р о й бы вает в ф ан­ та сти ке: главное для созд ател я п о д о б н ы х вещ ей по ка за ть «аксессуары » б у д у щ е го — к о с м о д р о м ы , уд и ви тел ь ны е полеты ... К о с ­ м и ч е с ки е «аксессуары » п р и сутств ую т и в п р о з е Б ориса Л апина, но он у м е е т с о е д и ­ нить хо д сю ж е та с х о д о м мы сли. П о то м у тр а ги зм действия у Б. Л апина — это всегд а и тр а ги зм м ы сли. В повести «П о д счастливой зве зд о й » л о м а ю тся ч е ло ­ в е ч е с ки е суд ьб ы , на д о л ги е год ы расста­ ю тся л ю б и м ы е л ю д и , а д о л ж н ы ге р о и в к о н ц е к о н ц о в р еш ить п р о с то е : н у ж н о ли ч е л о в е ку идти на риск? И есть ли смы сл р и ско в а ть , ко гд а не все м о ж н о пр е д в и д е ть заранее, вы числить с п о м о щ ь ю ум н ы х м а­ шин? П о с то я н н о м е н я я р а ку р с х у д о ж е с тв е н н о го ви д е ни я, Б. Л апи н не о д н о р о д е н и в ф ан­ та сти ке: п р о и зв е д е н и я тр а д и ц и о н н о п р и ­ кл ю ч е н ч е с ки е с о с е д ств ую т у н е го с л и р и ч е ­ с ки м и и д а ж е с ю м о р и с ти ч е с ки м и . М ен е е в с е го писатель с ко в а н ж а н р о в ы м и уза ­ м и, б о л е е все го о б е с п о ко е н он тем , чтобы найти то ч н о е ж а н р о в о -с ти л е в о е в о п л ощ е ­ ни е с о б с тв е н н о го замы сла. П а р а д о кса л ьн а повесть Б. Л апина « К о н г­ ресс». П а р а д о кс состоит не в том , что в чис­ ле главны х ге р о е в п р о и зв е д е н и я — черти и п р о ч е то р о д а «нечисты е» (наличие этих п е р с о н а ж е й , к а к изв е стно , не в н о в и н ку и скусств у). Не ка ж е тс я п а р а д о кса л ь н ы м д а­ ж е и то , что черти со б и р а ю тс я на свой к о н г­ ресс. С о б и р а ю тс я в о б ы ч н о й р у с с ко й д е ­ р е в е н ь к е Б аклуш и, вв ед енны е в за б л у ж ­ д е н и е уста р е вш е й ге о гр а ф и ч е с ко й ка р то й : в о зл е Б акл уш ей ко гд а -то п р о те ка л а р е чка В о н ю ч ка , п р о зв а н н а я так за ц е ле б ны е се­ р о в о д о р о д н ы е ' кл ю ч и (те пе р ь со сед н ий ги д р о л и з н ы й за в о д п р евратил р е ч к у в с то ч н у ю ка н а в у); бы ли р я д о м с Б аклуш ам и З м е и н ы е б о л о та , гд е р а н ьш е вод ил ось м н о го д и ч и — сейчас б ол ота о суш и л и ; на­ хо д и тся за д е р е в н е й гл у х о й лес, но от «по­ р о ш ка , ко т о р ы й р а с п ы л я ю т п о всей о к р у ге с сам олета», «в л е су вся ж и в н о с ть п е р е ­ д охла». П а р а д о кс а л ь н о д р у го е : «еди нствен­ ная зад ача ко н гр е с с а — спасти за б л удш е е в д е б р я х ц и в и л и за ц и и человечество». Ч ер­ ти д у м а ю т, н а п р и м е р , о б о тм и р а ю щ е м се ­ м е й н о м о ч а ге (« ж и л и щ е ч е л о в е ка п р е в р а ­ тилось в п р о с т у ю н о ч л е ж к у и п о те р я л о п р е ж н ю ю с в о ю притягательность»)... Р ассказы вая о н е о б ы ч н о м с и м п о зи у м е , писатель наш ел то ч н у ю по ве ство в ате л ьн ую и н то н а ц и ю . О н у м е е т во в р е м я спрятать с а р ка с ти ч е с ку ю у л ы б ку , п о р о й п р о с то д уш ­ н о со о бщ а е т р е а к ц и ю уд и вл е н ны х чертей, м е т а м о р ф о зы их зн а ко м ств а с че ло в еч е ­ с ки м и д ел а м и . А в то р у м е е т сказать ва ж ­ н о е «кстати», « м е ж д у п р о ч и м » (так у з н а ­ е м м ы о б и д ее ко н гр е с с а ). Н о главное — п р о з а и к талантливо п о д д е р ж и в а е т в п о в е ­ сти а тм о сф е р у ф а н та сти че ско го карнавала: в м е сте с д о в е р ч и в ы м читателем о н, автор, не п е р естае т гадать — бы л или не бы л к о н г­ ресс? И зв естн о , что нечистая сила не су­ щ е ств ует в п р и р о д е , но вм есте с тем так зр и м ы , р е а ль ны ее делегаты . О д н о го из них, м а ги стр а о р д е н а , члена и с п о л ко м а ге р р а Ш т ю кка , с т о р о ж Д о м а ку л ь ту р ы д ед К узь м а п ойм ал в м е ш о к и с п о м о щ ь ю ош е й н и ка п ривязал к н о ж к е своей кр о ва ти . Г ерр Ш т ю к к сб еж ал , о д н а ко ведь остались в Б аклуш ах н е о п р о в е р ж и м ы е сви детель­ ства е го пр е бы в ан и я — и зо гн у та я кр о в а т­ ная н о ж ка и записка с « м а ги ч е ски м » сло­ вом . Р азум еется, « п о сю с то р о н н и е » ра сска зы писателя не м ен ее насыщ ены м ы слью , че м е го ф антастика. З десь то ж е п р е ж д е в се го и н тересен и в аж ен у р о в е н ь челов е­ ч е с к о го сознани я, а не у р о в е н ь быта. Ис­ сл е д уя это сознани е, Б. Л апин о пять задает себе и читателю тр у д н ы е в о п р о с ы , на п р и ­ м е р , ка ко в а суд ьба в XX ко с м и ч е с к о м ве­ ке с а м о го д р е в н е го чувства — любви? О твет Б. Л апина н е о ж и д ан , если в с п о м - ' нить д ан ны е со ц и о л о го в о ко л и ч е стве р а з­ в од ов. Нет, сви детельствует писатель, с л ю ­ б о в ь ю ни че го не пр о и схо д и т, ч е л о в е к и с е го д н я не м о ж е т об ойти сь б е з чувств и «святы х» п онятий так ж е , ка к вчера и п о ­ завчера. Н о все с л о ж н е е , тр у д н е е стано­ вится м ор а л ьн ы й , нравственны й вы б о р лич­ ности. Б ори с Л апин пр е д л а гае т читателю инте­ р е с н ы е х у д о ж е ств е н н ы е «доказательства». И он о п я ть-та ки не боится при этом т р а ги з. м а, не п р я че т сты д ливо взгл я д от затенен­ ны х с то р о н ж и зн и . Р ассказ Б. Л апина «К л ав дю ш ка » ка ж е тся поначалу у н и ж а ю щ и м ч е л о в е ч е с ко е д о с ­ тоинство. «Клавдия вернулась д о м о й сл о вно с то го света. У е зж а л а в б о л ь н и ц у п о м и р ать , с д о м о м п о п рощ ал а сь, с д е тиш ка м и , а вот не взя­ ла зем ля, о б р а тн о вернула, в ч у ж у ю изб у, в ч у ж у ю се м ь ю . П о ка п о м и р ал а д а снова поправлялась, м н о го е и зм е н и л о сь на свете». А случилось то, что м у ж Клавдии, С те­ пан, пр и ве л в это вр е м я в д о м н о в ую ж е ­ ну. Н е б у д е м за ранее о с у ж д а ть С тепана — вы сл уш аем е го О н с ка ж е т гл у х о , с то с ко й : «П равда, е й -б о гу , правда, л ю б и л я тебя и н и ко гд а не обм аны вал. А тут сам а п о суд и ... Все ведь знали, что ты п о м р е ш ь , и сам а ты знала, да и д о к т о р го в о р и л . Я вед ь не ср а зу, не в д р у г, о й ведь с к о л ь к о п о д у м а в ­ ш и. А изб а не п р и б р а н н а я , не п р и го т о в ­ лено... А д е ти ш е к ж а л ко ... У ж я д ум а л , ов­ д ов е л я...» Р ассказ бы л бы и н те р е сн ы м и в то м слу­ чае, если бы получи л о д н о из о ж и д а е м ы х читателем сю ж е тн ы х за ве рш е н и й . Клавдия со С тепаном м о гу т навсегда расстаться, но м о гу т и сохранить с е м ь ю : го д ы р а ссею т обид у... О д н а ко в р а сска зе Б. Л апина все п р о и с ­ хо д и т иначе. В д о м е о стаю тся о б е ж е н ­ щ и ны : и К лавдия, и М ар и ш а — новая ж е н а С тепана. В неш не все вы гл яд ит с тр а н ны м и д а ж е ч у д о в и щ н ы м : К лавди я становится к а к бы « б а б уш ко й » в этой н овой и... старой се м ь е — своей сем ье. К лавди я о тве р гл а оба — о б ы ч ны х в таких случаях — пути, она не с м о гл а уйти — «боялась п о те р ять д а ж е то, ч то у нее оставалось: ж и ть д о м а , бы ть р я д о м с д е тиш ка м и , заб отиться о них и хо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2