Сибирские огни № 10 - 1979

9 КНИЖНОЙ ПОЛКИ Б. Лапин. Разноцветье, разнотравье. Рас­ сказы. М., «Современник», 1977; Б. Лапин. Под счастливой звездой. Повести и расска­ зы. Библиотека советской фантастики. М., «Молодая гвардия», 1978. Э ту р е ц е н з и ю м о ж н о бы л о бы начать та к: два с и б и р с ки х п р о за и ка почти о д н о ­ в р е м е н н о вы пустили в М о с к в е свои кни ги . О д и н бы л ф антастом : он п р и вы чн о увод ил читателя в ины е ци ви ли за ци и , см е л о «рас­ секая» п р о стр а н ств о и в р е м я . Д р у го й ав­ т о р -р е а л и с т— на пр о ти в, огр а н и чи ва л с в о ю п р о з у п р е д е л а м и м а л е н ь ко го го р о д ка , п о ­ селка, д ер е в н и ... Н о не б у д е м л укави ть. Д в у х писателей не бы ло. Был о д и н . Б ори с Л апин. Н о е го л и те р а тур н а я б и огр аф и я , д ей стви ­ те л ьно , вы зы вает н е ко то р о е н е д о ум е н и е . Все о ч е в и д н е е д ва р а зны х, ко н тр а стн ы х п о о тн о ш е н и ю д р у г к д р у гу направления в творчестве Б ори са Л апина. П е р е д нам и и д ва с п о со б а п и с а те л ь с ко го м ыш лени я. В ф антасти ке стиль Б. Л апи на к а к бы п у н к ­ ти р е н : о н п р е ж д е в се го о ч ер ч и ва е т нравст­ в е н н ую си туа ц ию , ту или и н у ю э ти ч е с кую п р о б л е м у , гл ав ное зд е сь д л я автора м ы сль — с л о ж н а я , часто «страдающ ая». В д р у ги х ж е , «неф антастических» вещ ах п р о з а и к тщ ательн о вы писы вает детали: о н и о ка зы в а ю тся п о -н а с то я щ е м у м н о го зн а ч н ы ­ м и и н е т о р о п ко , но в е р н о в е д ут читателя к п о с ти ж е н и ю а в то р с ко го замы сла. Так что ж е — писатель о д н о в р е м е н н о ид ет в и скусств е д в у м я д ор о га м и ? Д у м а ю , ч то это не со все м так. Читая столь несхо­ ж и е д р у г с д р у го м кн и ги Б. Л апина, ви­ д иш ь их н е с о м н е н н о е е д и н ство ; п о н и м а ­ еш ь: автор не п р о с то « экс п е р и м е н ти р уе т» , п р о б у е т свой го л о с в р а зны х тональностях, о н, в сущ н ости , п о -р а з н о м у го в о р и т о б о д н о м и то м ж е . Л е гк о ф о р м у л и р у е тс я и главная, с о кр о в е н н а я тем а Б ориса Л апина: суд ьб а кр а с о ты , суд ьб а чувств ч е ло в еч е ­ с ки х в эп о х у НТР. И вовсе не п р о ти в о с то я т д р у г д р у гу в творчестве п р о за и ка «ф антастическое» и « зе м н о е» . С о е д и н е н и е их о р га н и чн о , хотя п о р о й и па р ад о кса л ь н о . О писы вая зе м н ы е б уд н и , а втор иссл ед ует то, к а к ж и в а я ч е ло ­ веческая д уш а попад ает п о д «пресс» быта, по все д н е вн о сти , м учается, в о зр о ж д а е тс я , н о п о р о й и гибнет. П исатель по ка зы в ае т и д р у го е : о треш ая от з е м н о го бы та, ко с м о с сам п о себе не и зб авляет че ло в ека ни от го р я , ни от одиночества, ни от нереш ен­ ных в о пр о со в, ни от сом н ений. В повести «П ервы й ш аг» отчаянно м е­ чется по ко р и д о р а м ко с м и ч е с к о го К о р а б ­ ля м ол о д а я ж е нщ и н а по им ени П олина. Н очам и ей снится зе м л я: го р н ы е ущ елья, тр о п и н ки ,! пропасти... Н о «это бы ли ка ки е -то ненастоящ и е сны, см утны е И нереальны е, ка к б уд то видиш ь во сне, что тебе снится сон. К о гд а ж е в ее снови д ени ях появлялся зн а ко м ы й м и р К о ра б л я, она восприни м ала е го р еаль ны м д о м елочей». Д е л о в том , что ге р о и н я н и ко гд а не была на зе м л е — она и роди лась здесь, на К ораб л е. Э ки п а ж , сн а р я ж ен ны й уч е н ы м и стран З ап а д н о го С о д руж е ств а , соверш ает путь д л и н о ю в триста лет: за это вр е м я см ен ится не ско л ь­ к о п о ко л е н и й обитателей К о ра б л я, но у всех у них б уд е т одн а цель — д остичь д а л ь н ю ю от зем ли звезд у... П олина пони­ м ает: цель б л а го р о д н а и вы сока, о д н а ко она вы брана д р у ги м и ; им ели ли они пра­ во реш ать не то л ь ко с в о ю суд ьб у, но и Судь­ б у потом ков? О б этом д ум а е т гер о и н я . О б это м д ум а е т и читатель; тем б ол ее ко гд а узнает: все, что пр о и схо д и т на Кораб ле, то л ь ко э кс п е р и м е н т — сл о ж н ы й , важ ны й, но... э кс п е р и м е н т. К о ра б л ь так и остался на зем ле. Т ел е ка м е ры вн им ательно следят за х о д о м это го у н и ка л ь н о го опыта.” С о р о к во­ сем ь лет э кс п е р и м е н та у ж е м иновал о: у ж е бы ли см е р ти от неизвестны х б о л е зн е й , м у ­ ки н е р а зд ел е н н о й л ю б в и и м у к и ревности ; у ж е п р и х о д и л о тя гостн о е ощ ущ е н и е : ты ж и ­ веш ь в кл е тке , ку д а за кл ю ч е н от р о ж д е н и я ; у ж е появилось третье п о ко л е н и е эки п а ж а , ко т о р о м у со все м не хочется на зем лю ... И так, в повести ч е тко вы рисовы вается два нравственны х полю са: д алекая зв е з­ да — заветны й о р и е н ти р на пути челове­ чества в б ол ьш ой ко с м о с и реальная ж и зн ь личности, у ко то р о й отсутствует вы бор... С о и зм е р и м о ли это? — спраш ивает автор. М о ж е т ли гу м а н н о е общ е ств о б у д ущ е го со зна те л ьно п о ж е р тв ов а ть хотя б ы не­ с ко л ь ки м и судьбами? Б. Л апин не настаи­ вает ни на о д н о м из в о зм о ж н ы х ответов: е го п р о за стрем и тся ставить вопросы ... Э то п р о за и ж и в е т в о п р о са м и ; в п о и с ке отве­ тов — ее д в и ж е н и е , ф и лософ и чность — о д ­ но из ее свойств. П р и ч е м ф и лософ и чность в п р о и зв е д е ­ ниях Б. Л апина естественна. З десь нет к о м ­ п о зи ц и о н н о й ры хлости, в о зн и ка ю щ е й в тех случаях, ко гд а р а зд у м ь я писателя ка к бы «повисаю т» в пр о стр ан стве п р о зы : сю ж е т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2