Сибирские огни № 10 - 1979

усм отре ть » ,— р а зъ ясняе т К о зы р е в С ловеч- ки н у со зд авш е е ся п о л о ж е н и е дел в д е р е в ­ не. С ам С л о в е ч ки н н а м е р е н ч естно отдать все свои силы б о р ь б е с д е р е в е н с ко й гр я ­ з ь ю и те м н о то й . Р ассказ « Х о л о д н ы й д уш », написанны й в 1927 го д у , у ж е о сознател ьны х п е р е р о ж ­ д ен цах. Его ге р о й не чета д е р е в е н с ко м у К о зы р е в у , он а го р о д е ж ивет, ответствен­ ны й пост заним ает, на а вто м о б и л е р а зъ е з­ ж ает, в бане б а нщ и ка бе р е т, и сам глад ­ кий , ка к б о р о в , е го го л о го в бане за «ваше степенство» п р и н и м а ю т. Так о но, со б ств ен ­ но, и есть, ка к вы ясняется к к о н ц у ра сска ­ за. Толсты й в бане из тех, для к о го п а р ­ тий ны й би лет д ав н о п р евратил ся в с р е д с т­ во д о б ы ч и вся ки х п о тр е б и те л ь с ки х благ. «Ч его е м у ,— о б о бщ а е т р а с с ка зч и к,— пиво ж р е т, к о н ь я к ш усто в ски й ж р е т, ч е го уви ­ дит, то и ж р е т» . Т ощ ий б а нщ и к п р о с то д уш ­ но излагает и с то р и ю по я вл е н и я та ки х д е я ­ телей, не вдаваясь в п с и х о л о ги ч е с ки е ню ан сы , не загляд ы вая в п р и р о д у их « п о ­ ка ч н увш е й ся д уш и», он ка к бы то л ь ко ко н ­ статирует н е о п р о в е р ж и м ы й , по е го у б е ж ­ д е н и ю , ф акт: «П равда, та ки х со все м д а ж е м ало, а все ж е есть, и это зар а зи те л ьн о , не х о р о ш о , не п о -б о ж е ц ки ...» Не над о ч р е з м е р н о напрягать пам ять, что б ы вспом нить тут ге р о е в из написанной в 1929 го д у «Н овой Ш е х е р е за д ы » И. Ильф а и Е. П етрова — П о ртищ ев а и А ллад инова, вл а д е ю щ и х «волш е б н ы м би ле то м » . О н п о з ­ волял и м д о п о р ы д о в р е м е н и ж и ть д в о й ­ н о ю ж и з н ь ю (П о р тищ е в ) или брать нахра­ п о м все е м у н е о б х о д и м о е о д н и м п о х л о п ы ­ вани ем л а д о н ь ю п о ч уд о д е й с тв е н н о м у би лету (А л л а д и н о в ). Вяч. Ш и ш ко в в 1927 го ­ д у х о р о ш о п оним ал, что и у нас найдутся л ю д и , не с п о с о б н ы е в ы д е р ж а ть б р е м е н и власти, и что к партии пр и м а зы в а ю тся вся­ к о го р о д а ка р ь е р и с ты и п р и с п о с о б л е н ц ы . С уть д ела не т о л ь ко в о д и н а ко в о с ти п р е д ­ м ета осм е я н и я , а в то м , что тип этот о к а ­ зался ж и в у ч и м и усто й ч и вы м , в то м , что са ти р и ки п р и м е н я л и о д н и и те ж е средства ти п и за ци и , п о -о д и н а ко в о м у осм ы сл ивал и их зн а ч е н и е в п о л и ти ч е с ко й а тм осф е ре ко н ц а д вад цаты х год о в . С о в е р ш е н н о оч ев и д н о , что с а ти р и ч е ски й накал ш уте й ны х п р о и зв е д е н и й Вяч. Ш и ш ­ кова в эти го д ы становится о стр е й и р е зче . Н е то л ь ко в р а сска за х «С очув ствую щ ий» или « Х о л о д н ы й д уш », но и в таких, ка к «На­ учны й ры б о в о д » '(1927) «П ьяная больни ца» (1928), «П ол овой во п р о с» (1928) или «Тор­ ж е ств е н н а я речь» (1928), затраги ваю тся, о б ­ с у ж д а ю тс я и вы см е и в аю тся се р ь е зн ы е не­ д остатки в по в е д е н и и со в е тски х л ю д е й , в ж и з н и наш е го общ ества. Н о и с кл ю ч и те л ь н о е зн а че н и е п р и о б р е л а в это в р е м я повесть « Д и ко л ь ч е », написан­ ная, по сви д етельству с а м о го Вяч. Ш и ш ко в а , « о се н ью 1927 год а» и о п уб л и ко в а н н а я в я н в а р с ко м н о м е р е «З везды » за 1929 год. П овесть вы звала д и с ку с с и ю и д о сих п о р о с у д и те л ь н о у п о м и н а е тся в р а зл и ч ны х ис­ сл е д о в ан и я х л и б о о б хо д и тся м ол ча н и е м . О б ъ е кти в н о р а зо б р а ться в п р о и зв е д е н и и , в стр а н н о й д и с ку с с и и в о к р у г него, в ответ­ н о м вы ступлен ии с а м о го писателя — он от­ вечал на неспр а ве д л и вы е , о с ко р б и те л ь н ы е о б о бщ е н и я р а п п о в с ко й кр и ти ки — наш д ол г п е р е д пам ятью писателя. О д о л ге п е р е д е го п а м я тью мы загов о­ рили по то м у, что теперь известно: в 1945 го д у , п е р е д с м е р ть ю писатель, ка к сви детельствует а вто р ски й э кзе м п л я р «Звезды », перечитал повесть «Д икольче», внес не б о л ьш и е п о п р а в ки , сделал п р и м е ­ чания и ни че го сущ е ств е н н о го в ней не и з­ м ен ил. Д р о ж а щ е й от слабости р у ко й Вяч. Ш и ш ко в поставил д ату и расписался, ка к бы ещ е р аз, ч е р е з п ол тора д есятка лет после написания повести, утв е р ж д а я все запечатленн ое и вы ска за нно е в ней. И в этот п е р и о д своей р аб оты Вяч. Ш иш ­ ков, кр и т и ку я и обличая, с не м ен ьш ей на­ стойчивостью , чем раньш е, д ум ает о пер­ спектив ах развития с о в е тс ко го общ ества, о паф осе со зи д а ни я, ка ки м охвачен был на­ р о д в м ассе своей после О ктя б р ь с к о й р е ­ в о л ю ц и и . Эта осо б е н н о сть е го сатириче­ с ки х вы ступлен ий блестящ е вы р аж е н а в по­ вести «Д и ко л ьче ». К о м и че с ка я ситуация д в и ж е т сю ж е т повести, • о п р е д е л я е т ее ко нф л и кт. Д ва кр естьяни на, о д и н п о б е д н е е, п о то м у что л о д ы р ь и п р о п о й ц а , д р у го й вд во е -втр о е п о кр е п ч е , п о то м у что тр уд яга , п о сп ор и л и и о б м е н я л и сь хозяйствам и. В зы грало у п о д в ы п и вш е го Н огова са м о лю б и е , ко гд а е го К о л че н о го е о бозвал ку л а ко м . К о л че н о - гов у не о чем д ум ать и сокр уш а ться , он рад, хо зя й ств о получи л исправное, а Н огов зад ум ался, об озвал себя д у р а к о м и не ср а зу реш ился, приступать е м у к пере­ с тр о й ке за п ущ е н н о го , б е зд о х о д н о го хозяй­ ства или нет. Не пол учи тся ли снова, что он на ч у ж о го д я д ю б уд е т работать? И н е м уд ­ р е н о : их ж е н ы запротестовали и обрати­ лись за р а зр еш е н и е м ко нф л и кта в вы сш ие инстанции. Н е о ж и д а н н о на п о м ощ ь Н о го в у приш ел а гр о н о м П етр И ванович К онд рать ев . У него п р я м о глаза р а зго р е л и сь , ко гд а узнал об о б м е н е , так ка к почуял он за л о ж е н н у ю в нем « б о л ьш ущ ую и д ею ». О д н а ко Н огов у нет дела д о «идей», и К о н д р а ть ев стал разъ яснять е м у, ка к тр у д свой на н о во м не м и л о м м есте сделать п о л е зн ы м и ра­ д остны м . « — С е кр е т п р о сто й ,— сказал а гр о н о м , снял о ч ки и в у п о р уставился в взволнован­ ное л и ц о кр е стья н и н а .— Р азгадка этого се кр е та вот в че м : не надо делить л ю д ей на ч у ж и х и своих. Т ол ь ко и всего. — К а к так? — и потны й л о б К сеноф онта и зб о р о зд и л с я м о р щ и н а м и на п р я ж е н н о й м ы сли. — О чень просто. Нет своих и нет чуж и х, все — братья. Есть от п р и р о д ы сильны е, есть от п р и р о д ы слабы е. И нет в то м греха, е ж е л и сильны й 'д аст п о д м о гу слабом у. Ты ска ж е ш ь — это подвиг? П усть так. Н о п р и ­ д е т врем я, ко гд а п о м о щ ь сл а б о м у о б р а ­ тится в радость». Эти гум а н и сти ч е ски е слова К ондратьева, по за м ы сл у п р о и зн е с е н н ы е из б у д ущ е го и к б у д ущ е м у об р ащ е н ны е , вы звали неисто­ вый гнев м н о ги х кр и ти ко в , словно они за­ бы ли, что б ол ее столетия человечество во­ о д уш е вл я л ось л о з у н го м «С вобода, равен­ ство и братство» и ни че го от этого не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2