Сибирские огни № 10 - 1979
Н о зато в соответствии с х о д о м и сто р и ч е с ки х собы тий о п р ед е л е н а суд ьба Касьяна. Вяч. Ш и ш ко в так и не соед и нил са м о сто я тельны е п р о и зв е д е н и я — «П риблудыш », « Д и в о д и вн о е » и «П о е д и но к» — в нечто це ль но е , в за д у м а н н ую «П овесть о Касья не». Н о « Д и в о д ивное» осталось в нашей л и те р а тур е ка к сам ое раннее и ярчайш ее са ти р и ко -д р а м а ти ч е с ко е и зо б р а ж е н и е к о л ебаний р у с с к о го с р е д н е го крестьянства в п е р е л о м н у ю эпоху е го истории. 5 Н е л ьзя отры вать п р о и зв е д е н и я от в р е м е ни, к о т о р о е е го п о р о д и л о . Ф антастическая м стория, случивш аяся с отставным кавале р и с то м в «Р оковы х яйцах» М . Б улгакова, п р и кр е п л е н а к реальны м типам то го вре м е н и и от н его неотд елим а. Т а ко го р о д а кавал еристы п о я в л я л и с ь в начале д вадца ты х го д о в во м н о ги х сф ерах наш ей ж и з ни — в н а учн о й , хозяйств ен ной, политиче с ко й . Вяч. Ш и ш ко в то ж е за се к их в своих са ти р и ч е ски х рассказах. И тот ф акт, что р а с с ка зы эти — Вяч. Ш иш ко в а и М . Булга ко в а — ж и вы , о б ъ ясняется худ ож е ств е н ны м п р о н и кн о в е н и е м в п р и р о д у типа, а та кж е п р и с п о с о б л е н ч е с ко й ж и в у ч е с ть ю этой ка те го р и и л ю д е й . О н и се го д н я, ка к и вчера, б е р утся реш ать сл о ж н е й ш и е п р о б л е м ы б е з н е о б х о д и м ы х д л я дела знаний и за го д на л о м а ю т с то л ь ко д р о в , что по то м и в д еся тилетие не наверстаеш ь у п ущ е н н о го . Рас с ка з « С о чув ствую щ и й » относится к п р о и з ве д е н и я м та ко го ж е оода. О н появился а р а зга р сл о ж н е й ш и х собы тий в д е р е в н е 1927 год а . В о о бщ е чуть ли не два д есятка «ш утейны х» п р о и зв е д е н и й , написанны х Вяч. Ш и ш ко в ы м в 1927— 1929 год ах (н е ко то р ы е и з чих о п у б л и ко в а н ы по зд н е е ), о р га н и ч н о связаны с и д е й н о й и социальной б о р ь б о й тех лет. В р а с с ка зе «С очув ствую щ ий» главны й ге р о й — ко зе л , а главная тем а — кавал ерий с ки е н а с ко ки в р а зр еш е н и и нарастающ их д е р е в е н с ки х п р о ти в о р е ч и й . П р и е зж а ю т в д е р е в н ю ш ефы , п р о в о д я т со б р а н и я и м и ти н ги , на ко то р ы х о б с у ж д е н и е насущ ны х н у ж д д е р е в н и перерастает п о р о й в словес н у ю тр е с ко тн ю , в п р и кл е и в ан и е политиче с к и х я р л ы ко в : ко н тр р е в о л ю ц и о н е р , б е спа р тий ны й , со ч увствую щ и й , в п о и с к «ко зл о в отп ущ е н и я » . В ф антазии писателя — это р е альны й ко зе л , ко то р ы й п р я м о с р о ж д е н и я пр о яв и л н е б л а го н а д е ж н о сть, иб о хозяин у н е го ку л а к («тезис — бы тие опр ед е л яе т со з н а н и е — нашел в д ан н о м случае реаль нейш ее п о д тв е р ж д е н и е » ,— зам ечает рас с ка зч и к). Гак вот, ко зе л , в силу своей д ав ней нелю б в и к с о б р а н и я м , попугал и ш е ф ов и одн осельчан, пом еш ал им ка ко е -то вр е м я м итин говать, и ко м с о м о л е ц Ковалев, ко гд а ко зе л был у ж е п ойм ан и привязан, п р е д л о ж и л е го расстрелять ка к « я р ого че рн осо те н ц а , нен а в и д ящ его то л пу и кр а с ны й цвет». За ко зл а , в ко н е ч н о м счете, за ступились: «К акой он че рн осо те н ец , б е с парти й н ы й он». Тогда К овалев пиш ет ста ть ю « К о н тр р е в о л ю ц и о н е р ко зе л вы полняет на сто п р о ц е н то в зад ание сво е го хозяина 1 2 Сибирские огни № 10 кулака». « К озел о тпущ е н и я» найден, и пр е д л о ж е н а самая суровая м ера е го наказани и, П ервы й акт ка в а л е р и й с ко го н а с ко ка со ве р ш ен, счастье ко зл а , что ш еф ы лиш ь в ш ут к у согласились с К овалевы м , да и расстре ливать в д ер е в н е бы ло нечем , п о это м у р е ш или сей акт считать усл о вны м и ж д ать но вых ко зл и н ы х по ступ ко в . За р о ступ ка м и д ел о не стало. Н рав у козд а не изм енился. На д р у го й день ко зе л , о тп ущ е н ны й ж а л о стливым П ахом ом , напал на кр е стны й ход, м у ж и ки возм утили сь и взяли ко зл а в колья, но теперь заступился Ковалев: у ко зл а , д ес кать, изм енилась ид еология, он провел «по ка за те л ьн ую а н ти р е л и ги о зн ую п р о па га н ду» — и повесил на ко зл а д о с ку : «Беспар тийны й». К о гд а ж е Ковалев сотворил ста тью « Д аж е ко зл ы пр о зр ел и », он надпись на д о с ке зам енил словом «С очувству ющ ий». М е ж д у тем кул а к Вавилин по на сто я н и ю р а згн е в а н н о го свящ ен ника козл а зарезал. Н е следует искать во всем , что есть а рассказе, п р я м ы х аналогий. Но, очевид но, что м ал о гр а м о тны й то р о п ы га Ковалев — л и ц о ж и в о е , что е го «игра» в ярлы чки д о - н о си тел ь ско го свойства опасна, в ред ит д е лу обновлен ия д еревни и, в о сно вн ом , на р у к у кул а ку, ко то р ы й зд есь и зо б р а ж е н злы м , приспосаб л иваю щ им ся, н е п р и м и р и м ы м , ибо чувствует, что почва уход и т и з- п о д е го ног. Д е р е в е н с ки х активистов с ко м с о м о л ь с ки м и и партийны м и билетам и Вяч. Ш и ш ко в и зо б ра ж а л не оди н раз. Н е р е д ко они у не го носители « све ж е го ветра», настойчивы е и б е зо гл яд н ы е п р опаганд исты н о во го . Но писатель не скры вает их нед остатков. С лу чается, что и они пр ям о л и н ей ны , поступаю т ничуть не лучш е самы х тем ны х своих о д носельчан. Рассказ «Зелены й о стр о во к» (1924) не вош ел ни в од н о отд ельное изд а ние ш утейны х рассказов, м о ж е т бы ть, п о то м у, что д ерев ня в нем вы глядит очень м ра ч н о й : гря зь , пьянство, д р а ки д о с м е р тоубийства, д ухов н о е о скуд е ни е ... П ослан ный в д е р е в н ю на партраб оту А н то н С ло- вечкин потрясен уви денны м и услыш анны м в первы й ж е день и с то с ко й д ум ает, что «в этой тр ущ о б е е м у пред стоит п р о ж и ть целы й год». М у ж и ки пр о д о л ж а л и пьянство вать, отм ечая Егорьев день, С л о ве чки н за валился на повети спать, п о л о ж и в п о д го лову л о сн ящ ую ся от гр я зи п о д у ш ку и накры вш ись ш уб ой с сотням и блох. И п р и снилось ем у, что он, С ловечкин, «перев о зит че р е з грязь зд о р о в е ц ко го ка к ко н ь м у ж и ка . М у ж и к ви зж и т, ругается, д ры га е т ногам и: «Ой б ою сь, б ою сь , ур о н иш ь !» Но С ловечкин, напрягая силы, все-таки перета щил м у ж и ка че р е з гря зь и поставил на тверды й зелены й о стровок». П рям ол и н е й н о -н а и вн ы й а л л е го р и зм , ви д и м о, не устроил впоследствии и са м о го писателя, о д н а ко С л овечкин здесь п р о ти вопоставлен тем , кто сознательно или по н е ве ж е ству хитрит и изворачивается, ка к председ атель сельсовета Т риф он К о зы р е в : ко м м у н и с т, а в ц е р ко в ь ходит да ещ е и оправды вает себя и себе п о д о б н ы х. « Д р у гой , ко н е ч н о , и партийны й, да о б о ж р а вш и сь ви н ищ е м и ни чего в п р о гр а м м е не м о ж е т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2