Сибирские огни № 10 - 1979
бы ло начать убирать и б е з за в е д ую щ е го - «вертуна», коль у ж все собрались. И у них самих, у м у ж и ко в , день пропал, и общ ест венны й сад остался не уб ранны м . Горечью пропитаны последни е слова писателя: « М у ж и ки , поплевы вая, расходились по д ом ам . С д ерева упало яблоко, кр е п к о сту кн у в шись о зе м л ю . Гнездивш ийся в нем червь приш ел в м гн о в е н ны й уж ас, но м гн о в е н н о ж е об этом позабы л. Все снова бы ло на своих м естах, в по р яд ке » . «Сад» написан в 1924 год у, ко гд а вопрос об отнош ени и к общ ественной соб ств ен но сти не стоял ещ е с такой остротой, ка ку ю пр и о б р е л он впоследствии. Вяч. Ш иш ко в нащ упы вал о д н у из важ нейш их п р о б л е м б уд ущ е го . В осприним ать общ ественное как свое м у ж и к и ещ е не привы кли, и п ом очь им понять ко р е н н ы е изм енени я в общ естве такие р уко в о д и те л и , ка к П е р е пе лки н, к о нечно, не м огл и . Вы смеивая нерадивость м у ж и ко в к о бщ е ств е нно м у, Вяч. Ш иш ко в ж у р и л их, воспиты вал; вы см еивая ж е вер- ту н о в -п е р е п е л ки н ы х , он уничтож ал их за верхогляд ство, за п р е ступ н о е п р е н е б р е ж е ние к сво и м обязанностям . Н о в то м и д р у го м случае речь шла о п о р о ка х в сознании, в п овед ен ии гр а ж д а н н о во го общ ества. М ы п е р е х о д и м от о д н о го рассказа к д р у гом у, и ка ж д ы й раз уб е ж д а е м ся , что они у Вяч. Ш иш ко в а , ка к правило, затрагиваю т важ нейш и е п р о б л е м ы соврем ен ности, о ка зы ваю тся значительны м и ка к по мы сли, так и по испо л н е н и ю . Но сред и них есть п р о изведени я о со б о й сл о ж н о сти , с п р и н ц и п и альны м и о б о бщ е н и я м и . Таким п р о и зв е д е нием является « Д и во д ивное», или в п о зд нем наим еновани и — «Повесть о Касьяне». 4 Л е то м 1924 год а Вяч. Ш и ш ко в снова хо дил с ко т о м ко й по д е р е в н я м и селам Рос сии, на этот р а з по К о с тр о м с ко й губ е р н и и . Он хотел видеть со б ств ен ны м и глазам и, что п р о и схо д и т в д ер е в н е после гр а ж д а н с ко й войны , после р а зр у х и и голод а. П е рвы м р е зул ьта то м путеш ествия, ка к и в 1918 и 1922 год ах, бы ли о ч е р ки . О бщ е е впечатле ние о п р о и сш е д ш и х пе р ем е н а х в ы р аж е н о в са м о м начале о ч е р ко в , названны х «П ри в о л ж ски й край». П р е ж д е всего писатель отм ечает стр е м л е н и е д ер е в е н с ко й м о л о д е ж и учиться, о ко н ч и ть вы сш ую ш ко л у и не прельщ аться го р о д с ко й ка р ь е р о й , а р а б о тать, ка к и теперь, д ом а. «Такое ревни вое б тн ош ение к д ер е в н е ,— п р о д о л ж а е т Вяч. Ш и ш ко в ,— п р иш л о не с ветру: это отчасти внуш ается учителям и , и ве р нувш и м и ся из плена солдатам и, и б ол ее или м ен е е р а з витым и кр а с н о а р м е й ц а м и , а отчасти м ест ной ин те лл и ге нц и е й , кн и га м и , газетам и, но главны м о б р а з о м — б л а год а р я о бщ е м у сд ви гу всей наш ей б о л о тн о й ж и зн и , д у хо в н о м у в и х рю вн утрен ней р е в о л ю ц и и , охвативш ей се р д ц а и гол о вы м у ж и ко в . Д е ревня кр я хти т, р у га е т п о р я д ки , пьянствует, бьется н о ж а м и и ко л ья м и , но д ер е в н я д а л е ко не та, что п р е ж д е . Ч еловек п о чув ст вовал, что он че ло в ек, и это главное». Вы вод о главны х сд вигах в ж и зн и д ер е в н и им ел значение не для о д н и х о ч е р ко в «П р и в о л ж с ко го края», а налож ил о тп е ча то к на все п о сл е д ую щ и е п р о и зв е д е н и я писателя. М аленькая повесть « Д и во д ивное», если судить по а вто р ско й дате, написана в то м ж е год у, что и о ч е р ки « П р и в о л ж с ки й край», и, нёсом ненно, с ним и ид е й н о связана. Разница в том , что о ч е р ки — отчет о п уте ш ествии, « Д и во д ивное» — х у д о ж е с тв е н н о е о б о бщ е н и е . В о ч е р ка х писатель то и д ело гов о ри т, что кр е стья н е ж а ж д у т знаний, кул ьтуры , вы го д ны х сп о со б о в хозяйств ов а ния, обновлен ия. О б этом ж е н а п р я ж е н н о д ум ает Касьян, главны й ге р о й повести « Д и во д ивное». Н о повесть эта есть самая на стоящ ая сатира. В ней в п р и ч уд л и в о й ф о р м е рассказы вается о суд ьб е с р е д н е го крестьяни на, м е ч ущ е го ся м е ж д у ж а ж д о й разбогатеть, стать кр е п к и м х о зя и н о м и о д н о в р е м е н н о принять все хор ош е е , что, по е го р а зу м е н и ю , несет в д е р е в н ю С оветская власть. Разлад с сам и м со б о й составляет д в и ж ущ и й нерв пр о и зв е д е н и я , р а с кр ы в а ю щ и й с л о ж н ы й ха р а кте р Касьяна. П о ч е м у, собственно, изб рана сатира? П о то м у, что п о п ол зн о в е н и я Касьяна к б огатству нена вистны писателю , он вы см еивает е го за это б е з в с я ко го с н и схо ж д е н и я , р авно ка к и за колебания, ко то р ы е ка ж утся автору затя нувш им ися. К р о м е то го, н е ко то р ы м и св о и м и гра н ям и повесть нацелена на п р я м о е осм е яни е б у р ж у а з н о го З апада и тем са м ы м возв од ит « п р о б л е м у Касьяна» в ус л о виях р о с с и й с ко го нэпа д о вы сот ч р е зв ы чайной важ ности. Вне это го с е р ь е зн о го са ти р и ч е с ко го задания, о сущ е ств л я е м о го че р е з ф антастический, подчас ирреальны й сю ж е т, понять что -л и б о в К асьяне нельзя, и н е ко то р ы е кр и ти ки 20-х год о в явно п о спеш или, объ явив « Д и в о д ивное» «о д н и м из наиболее талантливы х вы явлений ку л а ц ко -б у р ж у а з н о й и д е о л о ги и в л и тературе», где автор «со св о е о б р а зн ы м в о схищ е н и е м и лю б о в ан и е м дает л ю б о п ы тн ы й о б р а з но во го кул ака. Э тот хозяйств ен ны й м у ж и ч о к , хищ н и к, стр е м ящ и й ся ра зб о гатеть всем и способ ам и , очень инициативны й, п о -с в о е м у кул ь тур н ы й , является в то ж е вр е м я ис кр е н н и м «патриотом » С о в е тско й Р од ины ...»1 М ы привели этот едва ли не пе р вы й от зы в о п р о и зв е д е н и и п о то м у , что в нем с о д е р ж а тся впол не о б ъ е кти в ны е с у ж д е н и я . Д а, повесть написана талантливо, и ге р о й ее на са м о м д еле патриот С о в е тско й Р ос сии; он, д ей ствительно, ч е л о в е к х о зя й с т венны й, иници ативны й и для своей с р е д ы кул ьтур н ы й . Что ж е касается «во схищ ен и я и лю бован ия», то кр и т и к Г. Горбачев в ин тересах своей ко н ц е п ц и и с л е гка см естил понятия, пр и н я в и с к р е н н ю ю ч е л о в е ч е с ку ю о за б о чен н о сть писателя с у д ь б о ю К асьяна за б е зо го в о р о ч н о е во схищ е ни е . А к у л а к о м Касьян п о п р о с ту ещ е не успел стать. О н на распутье. П ока, д о 1924 год а, он п о ступ а л в п о л н о м соответствии с то гд а ш н и м и п р и з ы вами госуд а р ства — р а сш и р я ть кл и н пахот ной зем л и, вести х о зя й ств о ку л ь ту р н о , то есть ре н та б е л ьн о , с н е п р е м е н н ы м п р о и з в о д ство м то в а р н о й п р о д у к ц и и . За о б р а з ц о - 192бУ№ 1,^с? 279.6 В На Переломе‘ «Звезда»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2