Сибирские огни № 10 - 1979

Н ищ ие с к р и к о м б р о си л и сь на псов. Д ь я ­ ко н , п о д хв аченны й а за р то м битвы , все забы л: — Б лаголепие наруш ать! Н на!! — он на­ отм аш ь д в а ж д ы о гр е л р ы ж е го , ка к теле­ н о к, пса д ы м ящ и м с я («адилом, п о с ко л ь зн у л ­ ся и съехал на сам ое д н о м огилы ... Во врем я о б р я д а п о гр е б е н и я п о зе л е н е в ­ ш ий д ь я ко н весь д р о ж а л , стучал зуб ам и и путал возгласы . « К он ец... Верная прим ета»,— холодея, д ум ал он, и с е р д ц е е го за м и р а л о. А ко гд а п р о в о згл аш ал ве ч н ую пам ять, заплакал и лиш и лся чувств». Все бы л о б п р авил ьн о по Л. Е рш рву, е с­ ли бы Вяч. Ш и ш ко в на са м о м д ел е брал ч е х о в с ку ю те м у о м а л е н ь ко м ч е ло в еке, ис­ ка л е ч е н н о м о бщ е ств е н ны м и усл о ви ям и , те­ м у для р у с с ко й лите р а туры тр а д и ц и о н н ую , и д у щ у ю от «Ш инели» Н. Гоголя. Н о тем а в «В ерной пр и м е те» Вяч. Ш и ш ко в а , ка к и в «С обачьей дохе», и в « С ка зке п р о попа», д р у га я . У н е го п р е д м е т и зо б р а ж е н и я , о см е я н и я — свящ е н н о сл уж и тел и , к ко и м он не испы ты вает ни почтен ия, ни сочувствия. В зад ачу писателя в хо д и л о — уни зи ть но­ сителей «слова б о ж ь е го » , отхлестать авто­ ри те тны х в свое врем я блю сти телей б л а го ­ честия и бл& гонравия, п о ка за ть н и кч е м ­ ность представителей ц е р кв и , нед авно ве р ны х охр а ни те л е й с а м о д е р ж а в и я и п р о ­ п о в е д н и ко в м р а ко б е с и я . Вяч. Ш и ш ко в вы­ полнял социальны й за ка з с в о е го в рем ени то ч н о так ж е , ка к Ч ехов — сво е го. С о п о ­ ставления б е з о п р е д е л е н и я д ей ствительной тем ы п р о и зв е д е н и й , сопоставления вне учета вр е м е н и их со зд ан и я сп о со б ны лиш ь запутать исслед ователя, искази ть п о д л и н ­ ное с о д е р ж а н и е рассказов. О «Л айке», ка к о б е зусл о в н о са тириче­ с ко м р а сска зе , х о р о ш о и в е р н о писали' И. И зо то в и А . Б огд анова в своих м о н о гр а ­ ф иях о Ш и ш ко в е . Н о он в творчестве Вяч. Ш и ш ко в а д а л е ко не е д и нствен ны й в та ко м р о д е и с та ки м д ал ь н и м п р и ц е л о м . А . Б ог­ данова причисл ил а к явны м неуд ачам рас­ с ка з с зн а м е н а те л ьны м и не случай ны м на­ з в а н и е м — «Сатира». Но так ли это?.. В о д н о м селе на п р и с ту п о к ц е р ко в н о й с т о р о ж к и кто -то п о д б р о с и л р е б е н ка . С ель­ ски й схо д реш ил оты скать м ать. С обрали всех н е за м у ж н и х д е в уш е к и с о л д а то к и на­ чали п р о в е р я ть , у к о го есть гр у д н о е м о л о ­ ко . Р азум еется, дичь, гл упость и... явная « над ум анн ость» сю ж е та . Н о с ю ж е т в сати­ р и ч е с ко м п р о и зв е д е н и и сущ е ств ен н о от­ личается от сю ж е та в о б ы ч н о м д ра м а ти че ­ с к о м или э п и ч е с ко м повествован ии. О н почти всегда к у р ь е з и ка зус, е д и ни че н и н е п р а в д о п о д о б е н . Н о паф ос ра сска за не в констатации ещ е о д н о го д и ч а й ш е го ф акта в ж и зн и д ер е в н и , а в с а м о р а зо б л а че н и и ге р о я -р а с с ка з ч и ка , «борца» за правд у, д е ­ м аго га. О н, го р о д с к о й ку зн е ц , появивш ись на селе в самы й р а зга р «следствия», не­ м е д л е н н о собрал всех ж и те л е й и п р о и зн е с « м о р а л ь н ую речь», разъ яснив «всю глупость п р е д п р и я ти я » и за кл е й м и в «м ерзавца, тай­ н о го отца». О д н а ко ж е — «пред ставьте все­ о бщ и й уж а с»,— витийствует р а с с ка зч и к,— «п р еступн ы й о те ц о ка за л ся — я!» У ж ас, к о ­ нечно, бы л не в се о бщ и м , а в се о бщ и м , надо полагать, был го м е р и ч е с ки й хохот над не­ зад ачливы м о б личителем . Т аков истинно ко м и ч е с ки й п р и е м , и спо л ь зуе м ы й Вяч. Ш и ш ко в ы м с в и р ту о зн ы м со ве рш е н ств о м . К л ю ч к «тайнам » рассказа был дан в са­ м о м начале, ко гд а ге р о й касался не част­ ностей, а в о п р о со в о бщ и х, так сказать, те о ­ р е ти ч е ски х — о м есте сатиры в ж и зн и об ­ щ ества: «Нет, что ни го в о р и , товарищ и, а надо себя бичевать во ка к! Ч то есть сатира? Са­ тира — это значит вы см еивать п о р о к и ж и ­ тельства. А м е ж д у п р о ч и м я это слово ска ­ зал в д ер е в н е , буд уч и на по б ы в ке , м ен я на см ех по д н ял и . П о -р у с с ки о н о д ей ствитель­ но см еш но, а это слово за гра н и чн о е и зна ­ ч и т— бичевать. Д а ж е на политчасе нам внуш али: сатира — самы й л учш ий кнут, к о ­ то ры й вы пячивает всю кул ьтур у» . Д а л ее идет сама « н е о б ы кн о в е н н а я исто­ рия», о ко то р о й д а ж е «ид иот ска ж е т» — в ж и зн и она н е в о зм о ж н а ! А м е ж д у тем в ней, ка к в зе р ка л е , отразился во всей кр а ­ се о б ы кн о в е н н е й ш и й и ти пи чнейш ий го р л о - хват, в сю д у н е п р е кл о н н ы й суд ья и настав­ ни к, п о ны н е читаю щ и й м ор а л ь направо и налево, а сам, то л ь ко пр и гл яд и сь , по уш и в гря зи . И ра зве м о ж н о за п о д о зр и ть Вяч. Ш иш ко в а в ка ки х -л и б о сим патиях к п о д о б ­ ны м типам ! Им , не со м н е н н о , р у ко в о д и л а ненависть к д ем а го га м л ю б о й о кр а с ки , иначе он не заставил бы сво е го ге р о я с ка ­ зать уб и й ств е н н ую для н е го за кл ю ч и те л ь ­ н ую ф р а зу: «Значит, в р о д е то го выш ло, что, и зв и н яю сь, в сатиру попал сам ол и чно я, ку зн е ц ... Д л я м у ж и ко в ж е сатира эта то­ ж е б уд е т н а д о л го пам ятна: з д о р о в о я от- чехвостил их в своей д е м а го ги ч е с ко й р е ­ чи». На д еле не м у ж и к о в «отчехвостил» ге­ рой, а писатель отчехвостил е го са м о го , б е з п ощ а ды и за сл уж е н н о . Р ассказ «Сад» по сво и м те н д е н ц и я м цели­ к о м п р и м ы ка е т к «Сатире», ф р у кт о в ы м са­ д о м , п р и н а д л е ж а вш и м ко гд а -то п о м е щ и ку , сообщ а влад ею т кр е сть я н е села А ку л и н и ­ на. З ав е д ую щ и й всем хо зя й ств ом П е р е п е л- кин назначил на завтра с б о р яблок, но тут ж е об этом б л а го п о л уч н о забы л, увлечен­ ны й л ю б о в ь ю к Т аню хе, ж е н е кузн е ц а . О лю б в и П е р е п е л ки н а и ревности ку зн е ц а читатель узнает м н о го см еш н о го , но рас­ ска з не о лю бви, он об о тнош ени и к об ­ щ е ств е н н о м у д о б р у , ко то р о е на глазах на­ чинает гибнуть. П е р е п е л ки н все запам ято­ вал, а м у ж и к и приш ли в сад и, не застав за в е д ую щ е го , реш или п о д о ж д а ть , а по то м спать завалились. Л иш ь к к о н ц у дня явился П е р е п е л ки н , ур а зум е л , что поступил п о -го ­ л о в о тя п ски , и начал изворачиваться пе р е д тол пой р у га ю щ и х с я кр е сть я н : «О казы в ает­ ся, товарищ и, се го д н я я б л о ки собирать ни­ ка к нельзя. В редно... я в к н и ж к е вы читал. Ч ервь набрасы вается на в с я ку ю ф р укту... М о ж н о во все дни, кр о м е пятницы , н а п р и ­ м ер . А ги ткул ь тур а ... Ф а кт». Тут-то и начинается ф антасм агория с Та­ ней, ку з н е ц о м и П е р е п е л ки н ы м . П ьяны й Танин м у ж за гон я ет с о п е р н и ка на д ер е в о. П е р е п е л ки н обзы вает ку зн е ц а ко н тр р е в о ­ л ю ц и о н е р о м , м у ж и к и над ни м изд еваю тся, п ь я н о го ку зн е ц а связы ваю т, и ни кто за ц е ­ лы й день не п о д ум а л , что я б л о ки м о ж н о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2