Сибирские огни № 10 - 1979
чиво п р о в о д и м о й в д е р е в н е а н ти р е л и ги о з ной п р о па га н д е , о н е о б хо д и м о сти ее там , гд е ве ка м и госпо д ство ва л и тем нота и не ве ж е ств о . Н е ко то р ы е р а сска зы носили аги та ц и о н н о -п л акатны й х а р а кте р и не п е р е ж и ли св о е го в р е м е н и , но нем алое количество из них относится к лучш им пр о и зв е д е н и я м Ш и ш ко в а -с а ти р и ка . Р ассказ «Н ечистая сила» — о р а сп р о ст р а н е н н о сти и устойчивости суе ве р и й . О бъ явивш егося в д е р е в н е ко л д у н а -ку л а ка боя лись все, в то м числе и те, к о м у по ш тату б о яться бы ло не п о л о ж е н о — п р е д се д а тель и с е кр е та р ь в о л и сп о л ко м а , п р е д се д а тель сельсовета и м и л и ц и о н е р , м е ч та ю щ и й вступить в па р тию . У б е д н о й А р и ны , вд о вы с р е б е н ко м , сдохла ко р о в а . О б р а щ алась она ко всем се л ьски м о р га н и за ц и ям — н и кто не п о м о г. Н а ко н е ц , го р о д в от вет на ее заявление, написанное к о м с о м о л ь ц а м и , прислал ука за н и е : отобрать о д ну к о р о в у у кул а ка П е р е п уки н а , у ко л д уна то есть, и вручить ее А р и н е . С ельская власть, на словах уверяя всех, что « п р е д р а с с у д ки есть д о стоя н и е тем ны х масс», и зр я д н о пе р етруси л а. О д ин, прочитав у ка зани е, д р о ж и в р у ка х унять не м о г, у д р у го го « гр у д ь заш ерш авилась гуси ны м и пу п ы р ы ш ка м и » , у тр е ть е го ж и в о т ра сстр о и л ся, четверты й со страху ср а зу пр о тр езве л , и ка ж д ы й из них постарался бы стр ен ь ко спихнуть д ел о в д р у ги е р у ки . М и л и ц и о н е р у н е ко м у б ы л о свои о б яза нно сти п е р е п о р у чить, и он п р е д л о ж и л сам ой А р и н е забрать к о р о в у у ко л д у н а и д а ж е в е р е в ку для этой цели п р и н е с. А р и н а завыла в голос, за кр и чала: «Ч тоб я, да чтобы у колд уна... К о р о ву? Д а я е м у л учш е п о сл е д н е го петуха от д ам . Н а!!». Если см еш ная и стория п р о спектакль в селе О гр ы зо в е рассказана «от автора», ес ли в «О писи м о е го происш естви я» р а сска з ч и к известен и д а ж е о ха р акте ри зо ва н , то в «Н ечи стой силе» повествователь не назван и лиш ь по сте п ен н о вы рисовы вается его, та к сказать, д ухо в н ы й о б л и к. Рассказы вает об А р и н е , ко л д у н е и ко р о в е грам отны й, п о д н а то р е вш и й в письм е, п р о сто д уш н ы й че л о в е к, н у ж н ы й а вто р у и для того, чтоб д осто в е р н е й , и зн у тр и перед ать чрезвы чай ны е и н е о б ы кн о в е н н ы е собы тия, и для то го, что бы авторская мы сль о тр уд н о стя х и с ко р е н е н и я р е л и ги о зн ы х п р е д р а с с у д ко в проявилась в п р о и зв е д е н и и естественно, б е з д и д а кти зм а и назидательности. Суть в том , что р а с с ка зч и к сам глубочайш е у б е ж д ен в исти нности тв о р и м ы х чертенятам и ка в е р з и ко зн е й . С уч е ны м ви д о м он р а з м ы ш л яе т о р усалках, ко то р ы е «топились в д о в о е н н о е врем я» и, «по всей вероятности, бы ли д о ч ё р и ку л а ц к о го элем ента», о тр у д ной д о л е чертей , ко то р ы х « ка ж д ы й солдат о ко л па чи в а л », о том , что «р я д о во й черт во о бщ е сущ е ств о забитое». А в за кл ю ч е н и е напиш ет п л а м е н н о -п уб л и ц и сти че ски й п р и зы в всем и м е р а м и и ско р е н я ть п р е д р а с с у д ки : «Р азум еется, ф акт очень п р и с ко р б н ы й , га д ки й ф акт. Еще слава б о гу, что у нас в СССР та ки х гл упы х м естностей раз-д ва, да и об че л ся. И по наш ем у гл у б о ко м у у б е ж д е н и ю , у ж е ж е л и и с ко р е н я ть п р е д р а с с у д ки, так и ско р е н я ть : д р у ж н о , эн ер ги ч н о , с п о л ны м с о зн а н и ем ответственности. И, к о нечно, не в ко л д у н е тут д ело, не в А р х и - пы че. Что та ко е колдун? Ч еловек и ч елов ек, ка к и все мы, греш ны е. А над о вот что... Н адо уси л е н н о чертей ловить». А в то р ска я ирони я, п р о н и зы в а ю щ а я все пр о и зв е д е н и е , превратилась в ко н ц е ко н ц о в в н ещ а д н ую и зд е в ку над туп о стью р а сска з чика, над н е д а л екостью и д в ур уш н и че ств о м сел ьских властей, над хи тр ю щ и м и наглы м к у л а к о м -к о л д у н о м , и сп о л ь зую щ и м кр е с ть я н с ку ю те м н о ту в ко р ы стн ы х целях. И то л ь ко д ер е в ен ска я м о л о д е ж ь , ко м с о м о л ь ц ы вы светлены , они во главе с К о л ь ко й З уе вым ср а ж аю тся с ку л а ко м , с засилием суе верий и — о д е р ж и в а ю т по б е д у. П р о и зв е д е ние снова оказалось то ч н о -п р и ц е л ь н ы м , са р ка сти че ски -злы м , уб и й ств е н н о-см еш ны м и о п ти м и сти че ски м . Рассказ, написанны й в январе 1925 года, вобрал в себя о с н о в о п о л агаю щ ие п р и н ц и п ы со ве тско й ю м о р и с ти ческой, са ти р и че ско й новеллистики, те са м ы е пр и н ц и п ы , ко то р ы е с таким б л е с ко м б у д у т подхвачены и развиты в д альнейш ем наш ими л учш им и ю м о р и с та м и -с а ти р и ка - м и — от Ильфа и П етрова д о Ш укш и н а . Те перь ж е о чев и д но , что вы зревали они в тв о р ч е ско й п р а кти ке Вяч. Ш иш ко в а . К р атен ьки е гр о те ско в ы е новеллы «С каз ка п р о попа» и «С обачья доха», в ы д е р ж а н ные в ф о л ькл о р ны х традициях, зло вы см е иваю т попов, гр у б ы х и глупы х. О д н а ко тр а кто в ка м н о ги х ра сска зо в в кр и ти ке была д ов о л ьн о странной. Вот что писал, к п р и м е р у , Л. Ерш ов, сопоставляя р ассказ «Верная прим ета» с р а сска зо м А. П. Чехова «См ерть чиновника»: «...Здесь ещ е не сто л ько п р о д о л ж е н и е чехов ских тради ци й, с ко л ь ко внеш нее п о д р а ж а н и е ве л и ко м у ю м о р и сту. Тема ген и альной че хов ско й м и н и а тю ры «См ерть чи новника» была в рассказе Ш иш ко в а из м ельчена, потеряла больш ой социальны й смы сл. У Чехова м ел ки й бы товой случай вырастал в о гр о м н о е о б о бщ е н и е , становил ся ти п и че ски м вы р аж е н и е м то го общ е ст венн ого строя, ко то р ы й калечил человека, униж ал чело в ече ско е д остои нство, во сп и тывал ж а л ки х под халим ов типа Ч ервякова. С о д е р ж а н и е рассказа Ш иш ко в а исчерпы ва ется всего лиш ь частны м эп и зо д о м , варьи р у ю щ и м тем у «С м ерти чиновн ика»: д ь я ко н п о ско л ьзн ул ся и упал на п о хо ро н ах в м о гилу. Затем слег и у м е р ч е р е з н е д е лю не сто л ь ко от п о в р е ж д е н и й , с ко л ь ко от в е р ной прим еты » На са м о м ж е деле зе р н о рассказа не ис черпы вается с м е р ть ю д ь я ко н а от кр е п ко й веры в прим еты . «...С лучам и солнца о тку д а -то п р и м ч а лась свора игривы х псов. Не зам ечая ни солнца, ни п о ко й н и ка , ни гр о зн ы х о к р и к о в толпы , они возле сам ой м оги л ы , п о д нога ми д ья ко н а , затеяли веселую карусел ь и гр ы зн ю . — П ош ли п р о ч ь ! П р о ч ь! — исте р и че ски взв изгнул д ь я ко н . — Бей их! — га р кн ул пса л о м щ и к, п о д д е в н огой за ку вы р ка вш е го с я пуд еля.1 1 Л. Е р ш о в . С атирические ж анры рус ской советской литературы . Л., «Наука». 1977, с. 183.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2