Сибирские огни № 10 - 1979
за р о ж д е н и я и закл ейм ил у н и ч то ж а ю щ и м см ехо м . В 1923 го д у о п у б л и ко в а н о свыш е тр и д цати ш утейны х рассказов, в 1924— 1926 го д а х — о ко л о ш естидесяти. И м е н н о в эти год ы был со зд ан их, что назы вается, о сн о в ной ко с тя к. З ам етно в о зр о с л о и о кр е п л о м астерство х у д о ж н и ка в ж а н р е ко р о т ко го , по п р е и м ущ е ств у с а ти р и ч е ско го рассказа. Д л я д ости ж ен и я своих вы соких целей пи сатель пол ьзуется р а зн о о б р а зн ы м и х у д о ж е стве н ны м и средствам и : ф антастикой, п р е уве л и чен и я м и , гр о те с ко м , ги б ки м , р а з н о о б р а зн ы м по ин тонаци и ска зо м , ш утли вы м и н е о л о ги зм а м и , ко м и з м о м п о л о ж е н и й и характеров... Вяч. Ш и ш ко в все реш итель ней и см ел ей стрем и тся к тв о р ч е с ко м у ов ла д е н ию кл а сси че ски м наследством — от Гоголя д о Чехова — и вы рабаты вает свой, теперь л е гко разл и чи м ы й голос. М ы узн а ем е го по уд ивительной сочности и к о н трастности кр а с о к, по н е и зм е н н о й л ука во - груб о в а то й ш утке, по л и р и зм у , ко гд а речь идет о м и л о -см еш ны х, но по л о ж и тел ь ны х явлениях наш ей ж и зн и , по б е зу д е р ж н о й ф антазии, п р о н и кн у то й о п ти м и зм о м . В этом см ы сле «С пектакль в селе О гр ы з о - ве» — типично ш иш ко вски й , о б р а зц о вы й р ассказ. О ра сска зе м н о го писалось, о нем не п р е м е н н о с восхищ ением вспо м и н аю т л ю ди, слыш авш ие р а сска з в м а с те р с ко м ис по л не ни и с а м о го автора, на е го основе со зд ал и в свою о ч ер е д ь веселы й с п е к такль, р а сска з вклю чали в свой р е п ер туа р чтецы -и сполни тели, он пользовался о гр о м ной п о п ул яр н о стью , издавался и п е р е и зд а вался, читался и перечиты вался. В нем ка к бы со ср е д о то ч е н ы все «см еховы е» о со б е н ности Ш и ш ко в а -ю м о р и с та . К о н е чн о, «С пектакль в селе О гры зо ве » п р е ж д е всего о тем ноте кр е стья н ской . З д е сь налицо и д ре м уч ая застойность б ы та, и р е л и ги о зн о е засилие, и тр а д и ци о нно е пьянство, и р а згул по пр а зд н и ка м . «Н авоз ница ко нчил ась,— сообщ ается в сам ом на чале р а ссказа,— д о се н о ко са ещ е далече, кр е стья н е отды хали, справлялись сол неч ны е п р а зд н и ки : Н и кол а веш ний, Троица, Д у х о в день — с м ол еб нам и , тр е зв о н о м к о л о ко л о в , кр е стн ы м и ходам и, бесш абаш ной гул ь б о й и м о р д о б о е м » . В этот м о м е н т и появился в р о д н о м О гр ы зо в е кр а с н о а р м е е ц Павел М охо в — и возм утился: «Вот ч е р ти! Ж ивут, ка к самая отсталая националь ность. Еж ели с птичьего полета погляд еть, то р е в о л ю ц и и -то здесь и не ночевало ни ка ко й . П о зо р !» — и орга ни зо ва л театральны й к р у ж о к . Павел М о х о в п р о д о л ж а е т дело, так свое о б р а зн о начатое ге р о е м рассказа «О пись м о е го п роисш естви я» и М и ш ко й С битнем и з «К ом м ун и и ». О баяние рассказа во м н о го м идет от обаяния Павла М охова, от его п р о сто д уш и я , и скр е н н е й увлеченности, за рази те л ьно й эн ер ги и , от е го п р е д анн ой л ю б в и к театру, хотя сам он к сцене был с о в е рш е н н о н е п р и го д е н . Его гор д о сть со б ственной пьесой п о д названием «Безвинная см ерть А н н уш ки , или б у р ж у й в буты лке», е го пе р еж и в а н и я и тревол нени я в связи с п о ста н о в ко й спектакля, д л ивш егося с трех часов дня и д о третьих петухов, н а конец , сам и кр е стья н е села О гр ы зо в о , в зб у д о р а ж е н н ы е П авлом ,— все это чуд о д е й стве н н о ол и ц е тво р яет колоссальны й п оры в лапот ной России к кул ьтур е , к знаниям . Той ж е тональности и направленности рассказы «Смы чка», «С удбищ е», «Кольцо», «П одвох». О д н а ко голос Вяч. Ш иш ко в а , ю м о р и ста и сатирика, им еет н е с ко л ь ко р е гистров. За м я гко с ть ю и д уш евной те пл о той по о тн ош е н и ю к л ю д я м типа Павла М охова стоит н е п р и м и р и м о сть к лю бы м п р о яв л е н и я м л ж и и пош лости, зл обы и не веж ества, б ю р о кр а ти з м а и политической тр е ско тн и . В эти год ы он созд ает н е ско л ь ко д есятков остр о обличительны х, п о д л и н но сатирических рассказов, с не п р е хо д я щ и м с о ц и а л ьн о -зн а чи м ы м со д е р ж а н и е м и блестящ их по ф о р м е. П ри этом писатель, ка к правило, объ ективен и не спеш ит с от кр о в е н н о осуди тельной о ц е н ко й , но почти всегда за ви д им ой «ш утейностью », за фан тастичностью и пр и ч уд л и в о стью характеров и п о л о ж е н и й распознается реальны й смы сл и дальняя цель рассказов. М н о ги е из них и се го д ня звучат зл о б о д невно, и д о сто й н о сож алени я, что в со б р а ния сочинений писателя посл ед ни х лет вхо дит в общ е й сл о ж н о сти не более полутора д есятков ра сска зо в со стр а н н о -н е п о н я тны м их о тб о р о м . Л иш ь о д н а ж д ы в 1965 го д у в В о р о н е ж е появился специальны й с б о р н и к, ко то р ы й вобрал в себя с о р о к три рассказа, б е ссп о р н о за сл уж и ваю щ и х вним ания и рас простран ения. К со ж ал е н и ю , д о сих п о р остаю тся в силе слова, сказанны е исслед о вательницей творчества Вяч. Ш иш ко в а А, Б огд ановой: «О «Ш утейны х рассказах» гов о ря т р е д к о и бегло. М н о ги е из них стали не д оступны для ш и р о ко го читателя... М е ж д у тем такое забвение непростительно. Ведь рассказы Вяч. Ш иш ко в а с больш ой в е р н о стью отра зили опр ед е л е н ны й этап в развитии совет ско й деревни, ко гд а лом ались стары е ж и з ненны е устои, ко гд а ш ло наступление новой ко м м у н и с ти ч е с ко й ид е о л оги и на пат риархальны е вековы е обы чаи и р е л и ги о з ны е верования, и в то ж е врем я ж и вы и ц е пки бы ли стары е взгляды , п р е ж н и е пр е д р а ссуд ки » . Горечь исследователя нельзя не р а зд е лить, паф ос в о ц е н ке значения рассказов нельзя не п о д д е р ж а ть . Ц енность рассказов не то л ько в ж ивучести типов, в д о л го в е ч н о сти, д об р отн о сти идей, но ещ е и в том , что здесь названо о тр а ж е н и е м « о п ре д е л е н н о го и с то р и ч е с ко го этапа». О стры й глаз писате ля подм етил и запечатлел такие грани д ей ствительности, ко то р ы е нигд е в д р у го м м е сте и так, в деталях и красках, об ъ е м н о и ж и в о п и сн о , че сохранились и сохраниться не м огл и , картины и образы , созд ан ны е п е р о м реалиста, стали с течением врем ени д о стов е рн ы м и сто ч н и ко м наших знаний о п р ош л о м . В озьм ем р ассказы о попах и м онахах, о ко л д ун а х и ведьм ах и о всяко й иной ч е р товщ ине, такие, ка к «Собачья доха», «Са харок», «Верная прим ета», «С казка п р о по па», «Ведьма», «Нечистая сила», «По ку р с у дня» и д р у ги е ; они го в о р я т нам о настой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2