Сибирские огни № 10 - 1979
леп, н е с о о б р а зе н и см еш о н , но о с н о в н о е в нем п р и н и м а л о сь и п о д д е р ж и в а л о с ь авто р о м . С та ки м ге р о е м м ы встречались в р а сска за х «О пись м о е го п р о и сш е стви я » и « К о м м у н и я » . Т аких ж е ге р о е в м ы н аход им в р а сска за х «На тр а в ку» (1918) и «Вавилыч» (1920), в п ь е с е -ш у т ке « М у ж и ч о к» , с о зд а н ной на о сн о в е р а сска за «Вавилыч». В неш не в р а с с ка зе «На тр а в ку » рисуется в се го лиш ь забавны й случай. П риехал из П и тера в д е р е в н ю и зго л о д а вш и й ся м о л о д о й р а б о чи й , м ечтая х о р о ш о поесть и п р о д у кт о в в п р о к н а куп и ть, но был со б л а зн е н х и тр о у м н ы м м у ж и ч к о м на у б о р к у х о р о ш е го у р о ж а я : у ж б о л ь н о сы тно в д е р е в н е ! Но за эти м в н еш н и м стоит и нечто сущ е ств ен ное. Ж алуется м у ж и к : ны не го р о д не п р о и зв о д и т ни ситца, ни гв о зд е й . Забы л то л ь ко он — и Я ков М о х о в е м у н апом и нает,— что нет те п е р ь ни п о м е щ и ка , ни у р я д н и ка и зе м л я вся м у ж и к у п р и н а д л е ж и т. А что если тебе, спраш ивает парень, д ад ут и ситец, и м ы л о , и сахар, но с ка ж у т: пол учай, то л ь ко п о м н и , все о б е р н е тс я п о -с та р о м у , со гл а сиш ься? Завзды хал с та р и к и все-таки с ка зал: нет! В этом суть р а ссказа, е го паф ос, е го цель. О б ъ е кт сатиры — стары е п о м е щ и чьи п о р я д ки , во зв ра т к к о т о р ы м не в о зм о ж е н . С 1918 по 1921 го д Вяч. Ш и ш ко в ы м напи сано не гб ол ее д еся тка ш уте й ны х р а с с ка зо в, но почти все они на актуальны е темы , ка саю тся со ц и а л ь н о -в а ж н ы х со бы ти й и п р о ц е ссов в ж и зн и д ер е в н и . Н ам етился свое о б р а зн ы й ге р о й — за щ и тн и к с п р а в е д л и в о сти, п р о п а га н д и с т и а ги татор. Э то — м о л о д ой р а б о чи й («На тр а в ку» ), в о л га р ь -гр у зч и к (« К о м м у н и я » ), учитель («П р о в о ка то р » ), к о м с о м о л ь ц ы («Вавилы ч», « М у ж и ч о к» ). В л уч ш и х р а сска за х с о зд ан х а р а кте р с н е п о в то р и м ы м о б р а з о м м ы ш л е ни я, со св о и м о р и ги н а л ь н е йш и м я зы к о м , со своей п равд ой . В к а ж д о м н о в о м р а сска зе писатель все ш и р е и у в е р е н н е й р и суе т бы т п о с л е р е в о л ю ц и о н н о й д е р е в н и и, естественн о, за д у м ы вается над о с о б е н н о с тя м и сатиры р е в о л ю ц и о н н о го в р е м е н и . «Р ассказы названы «ш утейны м и» п о то м у ,— писал Вяч. Ш и ш ко в в 1926 го д у в п е р - в о м и п о сл е д н е м их п о л н о м изд а ни и ,— что во м н о ги х из них и зо б р а ж а ю тс я в ю м о р и с ти ч е ско й ф о р м е слабы е с то р о н ы и к у р ь е зы наш ей д ей ствител ьности, н е и зб е ж н о с ть ко и х при ко р е н н о й п е р е с т р о й ке быта очевид на». В то м -то и д ело, что д а л е ко не все п р и знавали н е и зб е ж н о с ть слабостей и к у р ь е зо в и всех вы те ка ю щ и х из нее последствий, п о то м у это п р е д и с л о в и е к «Ш у те й н ы м р ас с ка за м » являлось п р и н ц и п и а л ь н о в а ж ны м о б о с н о в а н и е м н е о б х о д и м о с ти своей работы в и зб р а н н о м направлении . Д а л ее он п р о д о л ж а л : « О д н а ко читателям , н е д о ста то чн о зн а ю щ и м н е д ра С о в е тско й России, автор д о л ж е н сказать, что наш новы й бы т и зо б и л уе т и светлы м и гр а н ям и , так или иначе п р о я в л я ю щ и м и ся в тво р че стве с о в р е м е н н о й ж и зн и » . З десь писатель м о г бы поставить то ч ку и сослаться на те «светлы е гран и», ко то р ы е нашли свое о тр а ж е н и е в е го ш утей ны х рас сказах. Но, зная х а р а кте р со в р е м е н н о й е м у кр и ти ки , п о д о зр е в а я , что е го р а сска зы м о гут бы ть исто л ко в ан ы п р е вр а тн о , прочи таны невн и м ател ь н о или п о д о гн а н ы п о д новы е « те о ретические» и зы ска н и я в чистейш ем в у л ь га р н о -с о ц и о л о ги ч е с ко м д ухе, Вяч. Ш и ш ко в вы н у ж д е н был доб авить: «Эти п о л о ж и те л ь н ы е с то р о ны с о в р е м е н ности тем ж е а в то р о м б е сп р и стр а стн о за тр а ги ваю тся в д р у ги х е го пр о и зв е д е н и я х, не н о сящ и х оттенка «ш утейны х». Т аким о б р а зо м , писатель пы тался о гр а дить себя от у ж е зазвучавш и х в кр и ти ке обви н е н и й в о д н о б о ко с ти , в п р и стр а стн о м кр и ти ка н ств е , в очерни тельстве. В то ж е вр е м я он р а зу м н о предлагал рассм атривать свои п р о и зв е д е н и я ка к нечто е д и н о е по и д е я м и целям . 3 С 1922 год а начинается этап ин те н си вн ого участия Вяч. Ш и ш ко в а в м н о го ч и с л е н н ы х ю м о р и с ти ч е с ки х ж у р н а л а х — «М ухо м о р » , «Д ре зи н а » , «К расны й ворон», «Лапоть», «См ехач», «Б егем от», « К р о ко д и л » , е го ш у тейны е р а сска зы печатаю тся, кр о м е то го , в « К ра сн ой ниве» и « П р о ж е кто р е » , в « К рас ной нови» и «Н о во м м и р е », в «С м ене» и «30 дней»... С ловом , он п о л н о й м е р о й у д о влетворял в о зн и кш у ю по тр е б н о сть в л ите р а тур е та ко го род а, работая о д н о в р е м е н н о над п р о и зв е д е н и я м и д р у ги х ж а н р о в . О д н о в р е м е н н о — это сл едует п о д ч е р кн у ть , ибо в сатире Вяч. Ш и ш ко в отвоевы вал и защ и щал те ж е по л и ти ч е ски е , нравственны е и эстети чески е п о зи ц и и , что и в сво и х к р у п ны х эп и че ски х п р о и зв е д е н и я х — в повестях и ром анах. В 1922 го д у новая эко н о м и ч е с ка я пол ити ка за м етн о о ж и ви л а всю х о зя й ств е н н ую ж и зн ь страны , сущ е ств ен н о о б л егчил а по л о ж е н и е д ер е в н и . Н о вм есте с н ею по я вился нэпм ан. О н бы л не п р о сто к о н к р е т ной ф и гу р о й , но и си м в о л о м , п р о н и ка вш и м во все слои общ ества. Н эпм ан — д о б ы тч и к м а те р и а л ь н о го б л а гоп о л уч и я , п е н ко с н и м а тель, не ж е л а ю щ и й ни с ке м считаться в своей ж а ж д е брать и рвать из д о з в о л е н ных и о с о б е н н о н е д о зв о л е н ны х благ, о б р а зовавш ихся в ре зул ьта те о б ъ явл енной « своб од ы обо р о та » , с в о б о д ы то р го в л и и пр е д пр и ни м а те л ьств а . За н эпм а н о м заш е велилась вся гр я зь старой и н овой Рос с и и — м ещ а н е , б ю р о кр а ты , в зя то ч н и ки , авантю ри сты , хулиганы , пьяницы , лентяи, п о л и ти ч е ски е д е м а го ги , п е р е р о ж д е н ц ы , ханж и и д еляги. В то м ж е 1922 го д у В. И. Л е нин сделал на XI съ е зд е партии отчет, заявив в са м о м е го начале, что «в п о л и ти ч е с ко м д о кл а д е Ц К нам надо вести речь не п р о с то о том , что бы ло за отчетны й год , но о том , ка ки е за отчетны й го д п олучи ли сь пол и ти че ски е ур о ки » , и далее об этих у р о ка х главны м о б р а зо м и го в о р и л о сь . А в за кл ю ч и те л ь н о м слове п о д а пл о д и см е н ты делегатов съ езда В лад им ир И льич сказал: «П ролетари ат не боится признать, что в р е в о л ю ц и и у не го то -то выш ло ве л и ко л е п но, а т о -т о не выш ло. Все р е в о л ю ц и о н н ы е партии, ко то р ы е д о сих п о р г и б л и ,г и б л и «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2