Сибирские огни № 10 - 1979

м о м е н т наплы ва м о л ящ и хся, написана б е з тени к а к о го -л и б о почтен ия к свя то м у м е с­ ту и к св я то м у д н ю . П еред елы вая рассказ в 1920 год у, Вяч. Ш и ш ко в с о ср е д о то ч и в а е т­ ся на этом е го а н ти р е л и ги о зн о м с о д е р ж а ­ нии. «Вот, товарищ и, новая р е л и ги о зн а я ж е ртв а , хотя и п р о л е та р с ко го п р о и с х о ж д е ­ ния»,— го в о р я т на м и ти н ге ко м с о м о л ь ц ы о см ер ти Л уки ча . О д н а ко в 1912 го д у , к о г ­ да «Б ичевочка» касалась всего б ы то в о го укл а д а р о с с и й с ко го заш татн ого го р о д ка , ка ки х м н о ж е с тв о , р а сска з восприни м ался остр е е . За м алы м , по виду неви нны м , не­ л е п о см еш ны м , ка к у Гоголя, у ко т о р о го Вяч. Ш и ш ко в явно учился, ощ ущ алось неч­ то больш ее. В 1912 го д у Ш и ш ко в п у б л и ку е т в столич­ но м ж у р н а л е «В сем ирная панорам а» рас­ с ка з «О б о р о те нь» . З десь ещ е очевид ней связь с Гогол ем , с е го ж и в о п и с н о й ф антас­ ти ко й , с в о лш е б н ы м и с ка зка м и и н а р о д н ы ­ м и б а й кам и . П равда, в п е р в о м варианте р а сска з н е с ко л ь ко растянут и не столь вы­ разител ен, ка к л учш ие из п о зд н е йш и х ю м о ­ р и сти че ски х р а сска зо в, в нем балагурства и ш утовства сверх м еры , но пр о гл яд ы ва е т в не м и нечто с е р ье зн о е . « З а х о ж у это я, робята, в а м б а р,— бала­ гу р и т ге р о й р а ссказа,— гл я ж у — в угл у на м е ш ке м ыш ь сидит, сапоги обувает. Куда?— сп р аш и ваю .— «Да ч е го -то у тебя гол о д но ... П о й д у по м у ж и ка м , ко то р ы е побогаче». А я и го в о р ю : «И д и-ка ты, м ыш ь, к П рову...» И ли: «Ж или м ы с б р а та н о м богато: бы ло у нас ско та р о га то го — д задцать ко то в д о й ­ ны х да два кота е зж а л ы х; о д и н ко т — и н о- ход, д р у го й — вод овоз... А пахотной зем ли у нас ещ е б о л е е то го : печь да полати, а за с то л о м лавки... Вот посеяли м ы с д е д уш ко й на печи п р о с о , на п о л а тя х— гречиху...» Э то у ж е не о св и н ь е -о б о р о тн е , а о м а ­ л о зе м е л ь е , о м у ж и ч ь е й терпели вости и вы носливости , о кр е с ть я н с ко й бед ности, о с а м о м н а сущ н о м в н а р о д н о й ж и зн и . Х отя эти пе р вы е р а сска зы в ка ко й -то м е ­ р е бы ли уч е н и ч е с ко й « п р о б о й пера» в н о ­ в о м д ля писателя ж а н р е , но в них налицо и гр а ж д а н с ка я п о зи ц и я автора, и о б л и ч и ­ тельная, са ти р и че ска я направленность. Так начинались зна м е н и ты е «ш утейны е р а сска ­ зы » Вяч. Ш и ш ко в а . В них есть, ко н е ч н о , ис­ кр я щ и й с я ш и ш ко в с ки й ю м о р ,— б е з ю м о р а , ка к известно, сатира и н ем ы сл им а,— но ж и в у т в них по л но вл а стно и грусть , и с ко р б ь , и гнев. Эта о со б е н н о сть ш и ш ко в с ко го таланта бы ла о тм ече на тогда ж е , в 1912 го д у . П иса­ тель Г е о р ги й Г р е б е нщ и ко в , в то вр е м я р е ­ д а к то р газеты «Ж изнь А лтая» в Барнауле, р а сска зы в ал : «С во кза л а я по зв о н и л о д н о ­ м у и з л учш и х своих д р у з е й б еллетристу В ячеславу Ш и ш ко в у . Э тот м о л о д о й писа­ те л ь -с и б и р я к зам ечателен тем , что он, и зо ­ б р а ж а я н е п р и гл я д н у ю ж и з н ь народа, в тя­ ж е л о е го р е е го вплетает целы е снопы и н о гд а го р ь к о го , и н огд а со л н е ч н о го см е­ ха». С о л н е ч н о го , то есть о п ти м и сти ч е ско го , ж и з н е р а д о с т н о го , но не б е зо тч е тн о го , не у тр о б н о го , на п е р в о м м е с т е — го р е и го ­ речь. В 1917 го д у , ср а зу п о сл е Ф е в р а л ь с ко й р е в о л ю ц и и Вяч. Ш и ш ко в пиш ет два р а сска ­ з а — «О пись м о е го происш естви я» и «Весе­ лый б р о д яга » . З десь е го п о и с к своей ин то­ нации, сво е го голоса увенчался п р и м е тн ы м усп е хо м . З нание р о д н о го язы ка, у м ен и е подм ечать в ж и в о й речи ее то н ко сти и н е со о б р а зн о сти , ху д о ж н и ч е с ка я н аб лю д а­ тельность — все это наш ло д остой н о е п р и ­ м ен ение, и м ы отны не вправе начать р а з­ го в о р о св о е о б р а зи и ш и ш ко в с ко го ю м о р а. «Веселый б р о д яга » Ф о м к а — б а л а гур и враль, не д у р а к вы пить. А ртел ь п и л ьщ и ко в в тайге лю би ла в св о б о д ны й час е го п о ­ слуш ать, п о то м у задавала е м у вопросы , просила, п р о в о ци р ов а л а на забавны е рас­ сказы . «Ну, у ж л адно,— соглаш ался он,— р а с с ка ж у , ка к я м и н и стро в опр ов е рга л » . Д а л ее ш ло Ф о м к и н о повествование, ф и г­ л я р с ко е , нарочи то сби вчи вое, но ка р ти н ­ ное, на р а зны е голоса, с гр у б о -с о ч н ы м сло­ варем , с к р е п к о сол ены м и ш у то ч ка м и -п р и - б а уто чка м и . О б о ж р а л с я о д н а ж д ы — уснул. «И снились м не все ко б е л и ,— зуб о ска л и т Ф о м к а ,— П о д о й д е т бы д то к м о е м у ры лу, н о гу поды м ет, да и прочь». И все в то м ж е д ухе, го в о р и л -го в о р и л да и п р о го в о р и л с я н е зам етно. И п р о в о ка то р о м он на д е м о н ­ страции ра б о чи х был — орал по за д ан ию п ол иц ии « Д ол о й с а м о д е р ж а в и е » , и в ч е р ­ ной сотне состоял, в е в р е й с ки х п о гр о м а х участвовал, заба сто вщ и ко в, студ ентов со б ­ с тв е н н о р учн о убивал. О тр а ге д и и 1905 год а в Т ом ске, ко гд а черн ая сотня при явном попустительстве п о л и ц и и п о д о ж гл а театр и зд а ни е уп р а вл е ­ ния д о р о г, гд е находились «см утьяны », Ф о м к а рассказы в ает с ц и н и ч е с ко й о т к р о ­ ве н н о стью , п о то м у ка к «сам а р хи р е й бла­ гословил» их на у н и ч то ж е н и е студ ентов и за б а сто вщ и ко в: «Гляж у, лезет о д и н дьявол по тр у б е из д ом а, ка к белка, по с а м о м у у г­ лу, спасается, п о то м у — о го н ь . Я д у б и н у п р и п о д н я л , ж д у , а ж слю на пр ош и б л а , вот ка к ж д у . Т ол ь ко он на зе м л ю , я е го кэ -э к хл о бы сн у — и баш ка п о п ол а м , о б н а кн о - венно». С л о в е ч ко « о б н а кн ов е н н о » — ж у т к о м н о ­ гозн а чн ое . З десь и д р е м у ч е е н евеж ество, и кр о ва вы й опы т — зн а ко м о , д ескать, иначе и бы ть не м о ж е т, «У Ф о м к и глаза кр о в ь ю налились, чаш ка в р у ка х д р о ж а л а . С та р и к п о см о тр е л на не го в у п о р , ка чнул гол о в ой , сказал: — А ведь ты, Ф о м к а , сволочь». Вы разительны й, п о д л и н н о сати р и че ски й р а с с ка з! О п у б л и ко в а н н ы й в м ае 1918 года, он с в о е в р е м е н н о вы см еивал те ещ е ж и вы е силы , ко то р ы е о с о зн а н н о защ ищ али ста­ ры й м ир. В р а сска зе «О пись м о е го происш естви я» с о д е р ж и тс я о ткр ы ти е ха р актера, то л ь ко - то л ь ко п о яви вш е го ся в ж и зн и . О н настоль­ ко то ч н о был схвачен писателем , что п о ­ том , в д вадцаты х год а х, не то л ь ко Ш и ш ко в , но и м н о ги е д р у ги е б уд ут ж и во пи са ть е го в то м или и н о м плане, развивая и углубляя. В «О писи...» Вяч. Ш и ш ко в с р а зу изб рал план ю м о р и с ти ч е с ки й с испо л ьзо ва н и е м тр а д и ц и о н н о го для р у с с ко й лите р а туры сказа. А в то р лиш ь в са м о м начале появит­ ся для то го, чтобы дать кр а т к у ю и м е т ку ю ха р а кте р и с ти ку р е чи ге р о я : «О н гов ори л о ж и в л е н н о , уд а ч н о ко п и р о в а л ж е н с ки е и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2