Сибирские огни № 10 - 1979

мы слиш ь то, о чем хотел вы сказаться,— по­ лучится « ж ивой, веселы й» р ассказ, не ос­ м ы сл иш ь — не получится), выделил о д н о « б е зо тче тн о см еяться» и развил в связи с этим с т р о гу ю ко н ц е п ц и ю : «Но стоило пи­ сателю п риняться за ш уте й н ую вещ ь в р о ­ ли суд ьи, с н а м е ре н и е м «вы сказаться и осудить», работа не клеилась и переставала доставлять радость са м о м у автору»1. С лово «осудить», ка к видим , у Вяч. Ш и ш ­ кова отсутствовало, п о то м у что не о зада­ чах сатиры он гов ори л , а о худ ож е ств е н ­ н о м м астерстве. Н о В. Бахметьев п о д к р е п ­ ляет свой вы вод д р у ги м вы сказы ванием писателя — о пьесе «М у ж и ч о к» в письм е к са м о м у В. Б ахм етьеву: «...П ьеска получила н е о ж и д а н н о для м ен я сатирический отте­ н о к, да настолько, что она утеряла свою ж и з н е н н у ю д остов ерн ость»1 2. Звучит уб е д и ­ тельно, п о то м у что врод е бы свидетельст­ вует о пр и н ц и п и а л ь н о м неприятии сатиры, для Вяч. Ш иш ко в а я ко б ы важ ен «наруж ны й ко м и зм » и «безотчетны й смех». О д н а ко п и сь м о от 23 августа 1920 года, ко то р о е ци­ тировал В. Бахметьев в 1947 год у, оп уб л и ­ ко в а н о в 1956 го д у, и в нем, оказы вается, ни че го п о д о б н о го не со д е р ж и тся . С ообщ ая В. Б ахм етьеву о том , что он «заделался д р а м а ту р го м » , Вяч. Ш и ш ко в пиш ет: «Вто­ рая вещ ь — « М у ж и ч о к» — в сущ ности, по­ лучила, н е о ж и д а н н о для м еня, сатириче­ ски й о тте н о к, да настолько, что после двадцати раз постановки в театрах зд еш ­ них ее, м а туш ку, сняли со сцены... Еще на­ пи са но «Единение,» — одн оактная сатира на бы вш их зе м с ки х зуб р о в... Еще «На птичьем п о л о ж е н и и » — о д езер ти р ах, очень см еш ­ ная вещ ичка... Еще « К орм ильцы » — о д н о ­ актная, о спе кул ян та х — нигд е не пойдет, написана гр уб о , реально. Еще — «Д урная трава» — о прим азавш ихся м азуриках...» С ловом , что ни пьеса, если судить то л ько по тем е (н е ко то р ы е из них не сохрани­ лись), то о бязательно сатира и пол ное о с о ­ зн а н н о е о д о б р е н и е этого рода о р у ж и я в б о р ь б е с зе м ца м и , д езер ти р ам и , сп е ку л я н ­ там и и м а зу р и ка м и . За с в о ю тв о р ч е с ку ю ж и зн ь Вяч. Ш иш ко в написал б ол ее 150 с а ти р и ко -ю м о р и с ти ч е ­ с ки х п р о и зв е д е н и й — за р и со в о к, сц енок, р а сска зо в, повестей, пьес. О ни стали появ­ ляться ещ е на заре е го писательской д ея­ тельности и н е п р е р ы в н о пополнялись вплоть д о 1930 года, п о ка ц е л и ко м не п о гр узи л ся он в р а б о ту над кр у п н ы м и п р о и зв е д е н и я ­ м и — « У гр ю м -р е ка » , «С транники», «Емель­ ян П угачев». Т ол ь ко в год ы войны писатель в ернул ся к это м у ж а н р у . О со б е н н о интен­ сивно ш утей ны е р ассказы писались в двад­ цаты е год ы . С 1922 года по 1926 созд ан о свыш е ста рассказов. О бщ е и зв е стн о : так или иначе ю м о р о м о кр а ш е н ы м н о ги е п р о и зв е д е н и я Вяч. Ш иш ­ кова. Н о п е р в ы е ' собствен но ю м о р и сти ч е ­ ски е р а сска зы появились в 1912 го д у — «С обачья ж и зн ь » , «Бичевочка», «Теща», «О б о р о те нь» , «Бисерная ро ж а » . Н е ко то ­ ры е и з них п о то м бы ли переписаны , снаб­ 1 В. Б а х м е т ь е в . Вячеслав Шишков. М.. «Советский писатель», 1947, с. 168. 2 Там ж е, с. 170. ж е н ы прим етам и ' п о с л е р е в о л ю ц и о н н о го врем ени и получили д р у ги е а вто р ски е да­ ты. О д н а ко начало ш утей ны м р ассказам бы ло п о л о ж е н о им е н н о в эти п р е д р е в о л ю ­ ц и онны е годы , и п р о и зв е д е н и й таких д о О ктя б р я насчиты вается д есятка полтора. П ервы й сред и них — «С обачья ж и зн ь » — о п уб л и ко в ан в в о с кр е с н о м н о м е ре газеты «С ибирская ж и зн ь » в Т ом ске. С обственно, это не рассказ, а сценка уличной ж и зн и кр у п н о го , по тем врем енам , с и б и р с ко го го ­ рода. Н ищ ие подрались и з-за кости, п о х о ­ ж е й на то п о р ищ е : «О пять о д и н ж р еш ь !» . И з-за нее ж е п е р егры зл и сь со б а ки , ко то ­ ры м эта кость и досталась в ко н ц е ко н ц о в. А ф он о сн о вн ого , так сказать, эпи зод а — это пьяны й м астеровой , о р ущ и й о своих обидах, о своей тоске, с вящ е н н и к и д ьяк, спеш ащ ие к обед не, и им н е д о суг пом очь за м е р за ю щ е м у на улице б л и ж н е м у, два господ ина, б об ровая ш апка и енот, вспо­ м и наю щ и е , ка к они «пили ш ам пан ское и д ури л и всю ночь», ф а кел ьщ ики на тр а ур ны х д рогах, они р уга ю т п о ко й н и ка , за ко то р ы м едут, цинично острят и хохочут на всю о к ­ р угу... Н аконец, го р о д о в о й под об рал пья­ н о го и уве з в часть, собачники разогн али стаю гол о д ны х псов, а д вух пойм али и б р о ­ сили в собачий ф ур го н . Все это и есть «со­ бачья ж и зн ь », развернувш аяся п е р е д чита­ телем в оди н обы чны й во скр е сны й день п о д звон ц е р ко в н ы х ко л о ко л о в , и сатира заверш ается пол ны м то ски вы вод ом : «А благовест все ещ е п р о д о л ж а л ся . И в д р у го й , и в третьей ц е ркв и ко л о ко л звал к лю бви, звал к м олитве о том , чтоб всем ж и л о сь хо р ош о , чтобы бы ло изо б и л и е п л о ­ дов зе м ны х и чтоб ушла с зем ли ско р б ь » . С ценка далека от соверш енства, и вы вод в ней сделан в п р я м ую , от чего со вр е м е ­ нем Вяч. Ш и ш ко в реш ительн о о тка ж е тся. Написанная с ю м о р о м , она, од н а ко , не по­ ходит на увеселительное в о скр е сн о е чти­ во, о бщ еств енны й ' паф ос ее очевид ен и п о д ч е р кн у т автором . «Бичевочка», о п уб л иков ан ная в той ж е газете че ре з н е с ко л ь ко д ней после «С о­ бачьей ж и зн и », у ж е им еет сю ж е т, в е го о с­ новании л е ж и т человеческая судьба. Л уки ч , нищ ий и пьяница, с детства лю би л звонить. В п р а зд н и к он был д оп ущ ен на ко л о ко л ь ­ ню , выпил по л б уты л о чки и упал на кр ы ш у , потянувш ись с перил за гол уб и ны м и яй­ цами. Б еду е го зам етили, начали ш ум н о подним ать, а гнилая би чевочка на е го ш та­ нах возьм и да и оборвись, ш таны спали. См ех, остроты , руган ь: «Только н а р о д с м у ­ щ аю т... О ха-а-альник... А х, о хал ьник!» Л у­ кич стал о ч е р е д н ы м ге р о е м дня, е го все к себе приглаш али, все ко р м и л и -п о и л и , да так, что д о сл е д ую щ е го пасхального п р а зд ­ ничка он не д ож и л , от вина сгор е л . О д н а ­ ко главное не в этом т р а ги ко м и ч е с ко м со ­ бы тии, а в том , что е го обусловило. О бы ватели за хо л устно го го р о д ка ну п р я ­ м о дня не м о гу т п р о ж и ть б е з та ко го вот «героя отечества», к а к называл Л уки ча го ­ р о д о в ой . И если такой «герой» д о л го в го ­ р о д е не объявлялся, то они начинали тос­ ковать — нет ж е темы для р а зго в о р а и нет «настоящ его» веселья! А сама сцена, п р о ­ исш едш ая на кр ы ш е в пасхальны й д ен ь в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2