Сибирские огни № 10 - 1979

цова, поэта, во м н о го м п р о ти в о п о л о ж н о го А . Б о зн е се н ско м у. П рин ци пи альная р азница у ж е в двух та­ ки х м ом е н та х: в о -пе рвы х, Н. Р убцов со зн а ­ ет свое р о д ств о с тр а д и ци е й поэтов более д ал е ки х от нас — Тю тчев, Б лок; во-вторы х, если А. В о зн есе н ски й ср а зу начинает как п р о ти в н и к ш ко л ь н о й хр естом ати йности, то у Н. Рубцова, д а ж е по о тн ош е н и ю к л ю б и ­ м о м у им Тю тчеву, м ы ви д и м вначале тр у д ­ ный п р р ц е с с поним ания, п о зд н е го з н а ко м ­ ства. И ногд а Н. Рубцова д а ж е у п р е ка ю т (на­ п р и м е р , В. К о ж и н о в в своей кн и ге о нем ) в том , что он часто и почти д осл о в н о м н о ­ гое заим ствует у Тю тчева. Д а, у Н. Рубцова то ж е есть «цитатность», но с иной ц е лью и в и н о м кл ю ч е , чем в стихах А . В о зн есен­ с ко го . Н. Р убцов ч е р е з эти первоначальны е заим ствован ия входит в язы к ч у ж о й , н,о б л и зки й е м у по о щ ущ е н и ю вещ ей, по к о н ­ ц епции п р и р о д ы и человека по эзи и . Часто в е го стихах м ы ви дим не то л ь ко р е зу л ь ­ тат, но ка к бы п р о ц е с с вж ив ан ия в тю тч е в­ с к у ю тр а д и ц и ю : Уже деревня вся в тени. В тени сады ее и крыши. Но ты взгляни чуть-чуть повыше — Как ярко там горят огни! Одна у нас в деревне мглистой Соседка древняя жива, И на лице ее землистом Растет какая-то трава. И все ж прекрасен образ мира. Когда в ночи равнинных мест Вдруг вспыхнут все огни эф ира, И льется в душу свет с небес. Когда деревня спит, и над прудами Ш евелит ветер лопухами, И мы с тобой совсем одни. Не знаю , п онравил ось ли бы это сти хо ­ тв о р е н и е че л о в еку, с о в е рш е н н о не зн а ко ­ м о м у с Н. Р уб цовы м . Но, наверное, в л ю ­ б о м случае по ка за л о сь бы н е б е зы н те р е с­ ны м . Есть в нем и странность, и сУилйсти- ческая « р а зн о го л о си ц а » : м е ж д у п е р вы м и тр е тьи м ч е тве р о стиш и е м с их по эти че ско й п р и п о д н я то с тью , р и т о р и ко й в д р уг в кл и н и ­ лись с тр о ки , словно из д р у го го сти хо тв о ре ­ ния, по н е д о р а зу м е н и ю сю д а вписанны е. О д н а ко н и ка ко го н е д о р а зу м е н и я тут нет, пр о сто в п о сл е д н е м четверостиш ии Н. Р уб­ цов делает л и р и ч е с ки й «ход», к о т о р ы й д о л ж е н соед и нить о б е линии. П е р е д нами п р и о ткр ы л с я п р о ц е с с тво р ­ че ско й р аб оты — усилие соеди нить ж и з н е н ­ ны е и п о эти че ски е впечатления. З десь и, н е о ж и д а н н ы й н а тур а л и зм в описании, и кн и ж н а я пам ять, отзы в аю щ аяся интонацией и «эф ирной» л е кс и ко й так, что хочется у ка ­ зать не во о бщ е на Тю тчева, а на к о н к р е т ­ ны е е го стихи: Чуть-чуть белеет темя гор, Еще в тумане лес и долы, Спят города и дремлют селы. Но к небу подымите взор... Еще минута, и во всей Неизмеримости эфирной Раздастся благовест всемирный Победных солнечных лучей. Тю тчев д ля К . Р убцова — не п р о с то влия­ ние, ф о р м а л ь н о понятое. К Тю тчеву е го влечет не то л ь ко то, ка к он пиш ет, но п р е ­ ж д е все го то, ка к он видит и чувствует. В см ы сле по эти че ско й ф орм ы , ж а н р о в о й в то м числе, Тю тчев — оди н из наиболее влиятельны х п р е дш е ств е н н и ков с о в р е м е н ­ ной поэзи и. Ведь им е н н о с него начинает­ ся в р у с с ко й поэзи и пе р е хо д от архаиче­ ски х ж а н р о в ы х ф о р м к ф рагм енту, в к о ­ то р о м утве р д и л о сь и новое , о тнош ени е к м и р у , и новое по ни м а ни е п о эти че ско го слова. П роб л ем а тради ци и в поэзи и в озн икает не со страниц кр и ти ч е с ки х статей и кн и г — она п е р е хо д и т туда из самой- поэзи и, ка к ни ко гд а о б о с тр е н н о во сп р и н и м а ю щ е й не­ о б хо д и м ость п р еем ств ен ности, то есть со ­ хранения пам яти искусства. Эта про б л е м а о бостряется по м е р е то го, ка к в л итерату­ ре ослабеваю т обязательны е ф орм ал ьны е п р и е м ы установления пр е ем ств ен но й свя­ зи. В числе этих ослабевш их, обветш алы х п р и е м ов и ж а н р ов а я систем а, чья ф ун кци я теперь д ол ж н а ко м п ен си р о в а ть ся ка ки м и - то ины м и средствам и. Эта ко м п е н са ц и я в значительной м е р е осущ ествляется б л а год а р я н о в о м у о тнош е­ нию к п о эти ч е с ко м у слову. В нутри с тр о й ­ ной ж а н р о в о й систем ы слово бы ло лишь эл е м е н то м стиля, ко то р ы м обуславливался словесны й вы бор и ко то р ы й в свою о ч е ­ редь был обусловлен за ко н а м и ж а н р а. С ей­ час слово р а зо м кн у то , о ткр ы то для самы х р а зн о о б р а зн ы х за п р е тны х ранее, н е о ж и ­ д анны х сб л и ж е н и й , со зд а ю щ и х и р а ско в а н ­ н ую м е таф о р и ч е с кую об р а зн о сть, и совре­ м ен ны й стиль с е го ш и р о ки м д и а п азон о м пер еп а д о в внутри о д н о го стихотворения, д а ж е о д н о й стр о ки . И м е н н о в этих пе р еп а ­ дах литературная трад и ци я сталкивается с со в р е м е н н о й р е чью , о тр а ж а ю щ е й с е го д ­ няш ний взгл я д на м и р и п о л учаю щ ей п о э­ ти че ски е права. Р азом кнутость п о эти ч е с ко го слова п о д ­ че ркн ута и о д н о й из наиболее р а сп р о стр а ­ ненны х ны не ж а н р о в ы х ф о р м — ф р а гм е н ­ том . К л ассически е ж а н р ы ка к бы «расписы ­ вали» ж и зн е н н ы е ситуации, ин дивид уальны е чувства согл асно заранее установленны м правилам . Ф р а гм е н т ж е нацелен на непо­ сред ств енность п е р еж и в а н и я , на то, что­ бы уловить ощ ущ е н и е и сохранить е го в слове. У ф рагм ента есть у ж е и своя трад и ци я в поэзи и. Т радиция, связанная с вы со ки м стр о е м чувств, д аю щ и м для с о в р е м е н н о го поэта о б р а зе ц п о эти че ско го м и р о о щ у щ е ­ ния, о б р а зе ц , ко т о р о м у он, о д н а ко , не о б я ­ зан следовать б укв а л ьн о . Трад иция м о ж е т научить чувствовать, м о ж е т дать п р и м е р п оним ания вещ ей, но вы разить свой взгл яд поэт д о л ж е н сво и м я зы ко м , слово в поэ­ зии д о л ж н о быть свое. К а к сказал об этом А . П расолов: И когда ей требуется слово, Дай — судьбой рожденное твоей. Э то одна сторона с о в р е м е н н о го о тн ош е ­ ния к тра д и ци и во о бщ е — опасение, вы­ зван ное о щ ущ е н и е м то го, что, го в о р я с чу­ ж о го голоса, нельзя вы разить себя. Но есть и д р у га я сторона. С ледование трад и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2