Сибирские огни № 10 - 1979
и у то го п р ием а, ко то р ы й , в нем алой м ер е б л а год а р я А . В о зн есе н ско м у, становится пр и вы чко й . Т еперь и поэты , и читатели все чащ е назы ваю т великих по им ени-отчеству, д а ж е если кр о м е им ени-отчества да д вух тр е х б и о гр аф и ч е с ки х ф актов им ни чего не известно. О бяза те л ьно й становится и о р и гинальность суж д е н и й , достигаем ая в не о ж и д а н н ы х сопоставлениях, сближ ениях. Н адо сказать, что А,- В озн есен ский стано вится в п о сл ед нее врем я и наиболее ост р ы м кр и т и ко м этой м од ы : Товарищ из МИДа товарищу из ТАССа: — Влияние Хиндемита На Торкватто Тассо... А . В о зн есе н ски й очень ра н о проявил при стр а сти е к хлестким , за п о м и н аю щ и м ся сл о ве сны м ф о р м ул ам , создавая их за счет и р о н и ч е с ко го п е р ео см ы сл е н и я речевы х ш там пов. С тавка на л е гк у ю за п о м и н а е м ость, узнаваем ость была п р о д и кто в а н а во м н о го м тем , что А . В о зн есе н ски й имел в виду не то л ь ко читателя, но и слуш ателя, что и под тв е р д и л о д н ой из самы х своих известны х л и те р а тур ны х параф раз: «...пока не тр е б уе т поэта к свящ ен ной ж е р тв е ¿та- дион». П р и го д н ы й для п о д о б н о го и р о н и ч е с ко го п е р е о см ы сл е н и я п оэти ческий м атериал о г раничен п р е ж д е всего в о зм о ж н о с тя м и слуш ателя, на ко т о р о го рассчиты вает автор и ко то р ы й д о л ж е н о ткл и кн уться м гн о в е н ны м узнаван ием . Иначе теряется острота и смы сл та ко го о бы гры в ан ия. Выбирать при ход и л ось вещ и д остаточно известны е и л иш ний р а з ти р а ж и р о ва ть их в собственной поэзи и — в о бщ е м оставалась та ж е хре стом атия, то л ь ко составленная не с учетом ш ко л ь н о го кур са , а с уче том вкусов и л и те р а тур ны х по зна ни й очень ш и р о ко го (п р е и м ущ е ств е н н о м о л о д о го и ин телли гентн ого) читателя. К р о м е П уш ки на и М а я ко в с ко го, м о ж н о бы ло добавить что-то из П астер нака, что-то из Э д гара По... П о их м отивам создавались отд ельны е с тр о ки и целы е сти хо тв о ре н и я. Кстати гов о ря , цитатность в поэзи и А . В о зн е с е н с ко го — проб л ем а, за сл уж и в аю щ а я о тд е л ь н о го р а зго в о р а ка к с то ч ки зр е н и я язы ка со в р е м е н н о й поэзи и в е го о тнош ени и к трад и ци и, так и с то чки зр е н и я ее о р и е н ти р о в ан н о сти на читателя- слуш ателя. И так, тр а д и ци я была представлена в со в р е м е н н е й « а р ан ж и ро в ке » , доставляя ра д ость узнаван ия читателю , с п о с о б н о м у оце нить а в то р с ко е о с тр о у м и е . В та ко го рода п е р е д е л ке автор стрем и л ся к слегка па р о д и й н о м у с н и ж е н и ю известной цитаты и о д н о в р е м е н н о с п о м о щ ь ю ее п рипод н им ал со в р е м е н н ы й м атериал, вводя е го в п р е д е лы тради ци и. Н о А . В о зн есе н ски й н е р е д ко входил в тр а д и ц и ю по ко н тр а сту с ней: Я буду любезен народу не тем, что творил монумент,— невы сказанную ноту понять и услыш ать сумел. С сы лка на классика есть и в сб о р н и ке «В и траж ны х дел м астер», но п е р е то л ко в ы вается она в д ухе р а н н и х стихов поэта. Д л я И * тепереш ней м ан еры А. В о зн е се н ско го б о лее ха р а кте р н о д р у го е стихотворен ие, вы несенное в качестве тезиса в сам ое начало сбо р ни ка : Я — памятник отцу Андрею Николаевичу. Юдоль его отмщу. Счета его оплачиваю. Врагов его казню. Они с детьми своими по тыще раз на дню его повторят имя. От Волги по Юкон пусть будет знаменито, как, цокнув языком, любил он землянику... Что изм енилось в са м о м характере цити рования? В пе р во м случае А. В озн есен ский рассчиты вает на узнавание цитаты, ко то р а я у всех на слуху и в ко то р о й все л е гко за м етят сделанны е им см ы словы е п е рем ены (при н ц и п работы по вн еш нем у контрасту). Теперь В озн есен ский о ж и д а е т от читателя б о л ьш е го — знания сам ого стихотворения, того, в ка ки х условиях и зачем о н о бы ло П уш ки ны м написано, так ка к свое он за д у мы вает по аналогии с п уш ки н с ки м . Ч ерез весь с б о р н и к 'п р о х о д и т тема подведени я итогов, у тв е р ж д е н и я значим ости то го, что у ж е бы ло сделано, и пред чувств ие н о во го ж и зн е н н о го и л и те р а тур н о го периода. Н е р е д ко в стихах А . В о зн е се н ско го сам о «пространство» тем ы и изб р ан н о й ф орм ы не п озвол ял о разр яд и ть весь эм о ц и о на л ь ный запас, и тогда, чтобы успеть вы го во р и т ь с я— он спеш ил, ф орсировал голос. Здесь ж е нет кр и кл и в о сти , а есть сила го лоса, со хр а н яю щ е го свои непо вто р и м ы е интонации. А . В озн есен ский очень рано нашел свой стиль, свою м ан е ру во м н о го м благод аря том у, что знал, от ко го идет, к а к у ю тр а д и ц ию пр о д о л ж а е т. К о гд а , обращ аясь к М а я ко в с ко м у , он гов о ри л : Вы ушли, понимаемы процентов на десять. Остались Асеев и Пастернак... — то эти им ена и нам ечали е го н е п о ср е д ствен ную тр а д и ци ю . М о ж н о , ко н е ч н о , рас ш ирить р я д п р е дш еств енников , но с е й ч а с ' в а ж н о д р у го е — зам етить, ка к изм енился сам тон о б ращ ения к кул ь ту р н о -и с то р и ч е ско й тради ци и и спо со б п р и б л и ж е н и я к ней в собствен ной поэзии. Раньше в глаза бросалась торопли вая гор д о сть по п о в о д у своей причастности, ко гд а А. В озн есен ский охотно сыпал им енам и, ф актам и, цитатам и, но смысл и по ни м а ни е всего, что в этом п о то ке назы валось, бы ло реали зо ва но то ж е « процентов на десять». Главное бы ло — на звать, оставить зн а к своей причастности. Более сп о ко й ны й , утрачи ваю щ и й сенсаци онность тон сб о р н и ка «В итраж ны х дел мас тер», вероятно, отразится на всей поэзи и А. В о зн есе н ско го , д остоинства ко то р о й те перь, спустя двадцать лет, не м о гу т оста ваться тем и ж е... К а к входит трад и ци я в творчество с о в р е м е н н о го поэта, зависит от м н о ги х о б сто я тельств: что это за тради ци я, н а ско л ько она сейчас попул ярн а, в ка ко й м ом е н т творчества она откры лась поэту... В каче стве п р и м е р а м о ж н о назвать Н иколая Руб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2