Сибирские огни № 10 - 1979
п р о н и за н весь с б о р н и к О лега Ч ухонцева «И з тр е х тетрадей». П ер вы й с б о р н и к поэта, у ж е и зв е стн о го и д авно р а б о та ю щ е го . Чем б олее п о зд н и е даты стоят п о д стихам и, тем б о л е е настойчивы м , остры м и, я бы сказал, р е а ль ны м становится во спо м и н а н и е : Во сне я мимо ш колы проходил И. вы держ ать не в силах, разры дался. М н о ги е стихи О. Ч ухонцева пред став ля ю т со б о й ф р а гм е н т в е го кл а сси ч е ско м ви д е: н е о гра н и че н н а я п е р спе кти в а мы сли, отта л ки в аю щ е й ся от детали, о б о зн а ч е н н о й кр у п н ы м планом . И м е н н о таковы , к п р и м е ру, «Три стихотворен ия» — ц и кл о см ерти р о д и те л ей . С м ерть, ко то р а я не то л ь ко пе р е ж и ва е тся ка к личная тр а ге д и я, не то л ько п р и в о д и т к м ы сли о вечности, но и п е р е страивает м и р личности, отры вая ее от п р о ш л о го, с ко то р ы м «затянут нам ертво у зе л о че к» пам яти. Т еперь, после этой см ерти, с ины м чувством и в и н ом ассоциативном к р у гу в о зн и ка е т д е тско е во спо м и н а н и е : На бывшем пруду монастырском ребячий каток. Кресты и ограды, а рядом канадки и клюшки. Еще мы побегаем малость, подышим чуток, пока не послышится судный удар колотушки! Как ж изнь эта мечется — зимня, ж еланна, ж алка, но вы сш ая мера часы роковые сверяет: стучит колотуш ка — и рядом удары с катка, играю т мальчиш ки — и трубы играют, играют... О. Ч ухо н ц ев п озвол яет себе и и м п р е с с и о н и стски е «вольности», и в ы с о ку ю по на с тр о ю о б р а зн о сть , хотя чащ е она п о д р а зу м евается ассоци ацией , чем во зн и ка е т не п о ср е д ств е н н о в тексте. М ы сль о б и зм е н чи во сти м ира и н е о б р а тим ости в р е м е н и , д а ж е не мы сль, а о щ у щ ени е, в с о в р е м е н н о й поэзи и м о ж е т п р ини м ать и д р у ги е ф орм ы . О на п о р о й со четается с с о в р е м е н н ы м в згл я д о м на м ате р и ю , л е гк о р а с п а д а ю щ ую с я и т е р я ю щ у ю свой пр и вы чн ы й , зр и м ы й о б л и к. В о зн и ка ет сво е го ро д а раци о на л ьны й м и сти ц и зм , ко то р ы м п р е ж д е всего отм ечена поэзи я Ю р и я К узн е ц о в а . Ю . К у зн е ц о в , ка к правило, ловит тот м о м ент, тот пр е д е л , на ко т о р о м п р е д м е ты те р я ю т с в о ю ф о р м у , растворяясь во в р е м ен и. К числ у и м е н н о таких стихотв орен ий о тно си тся «С нег»: Зимний час. Приглушенные гулы. Снег идет сквозь людей и сквозь снег. Облепляет ночные фигуры , Зам едляет наш яростны й бег. ДРУГ у друга не просим участья В этой ж изни опасной земной. Для старинного смертного счастья Милый друг возвратится домой. Долго пальцы его ледяные Будут ключ запропавш ий исгГать. Дверь откроют навстречу родные. Молча снег он начнет отряхать. Будет долго топтаться пред светом. Будут ж дать терпеливо его. Обнажится'Под тающим снегом Пустота — никого! ничего! О б этой н е с ко л ь ко ф антасти ческой к о н ц о в ке нельзя, о д н а ко , сказать, что она ни ка к не под готовлена. П о см о тр и те , ка к рас ставлены поэтом о ц ен о чны е эпитеты . Вот хотя бы, ко гд а речь идет о том , что « м и лый д р у г» возвращ ается д о м о й «для ста р и н н о го ...»— за этим в р о д е бы л о ги чн о ож и д а ть та ко го п р о д о л ж е н и я : д о л го го счастья. Н о у Ю . К у зн е ц о в а иначе: «для с та р и н н ого с м е р тн о го счастья». Ж и зн ь на п о р о ге ее исчезновени я. М н е у ж е п р и хо д и л о сь вы сказы вать мы сль о том , что п о д о б н о е о щ ущ е н и е вещ ей свя зано у Ю . К у зн е ц о в а с тем ой , ко то р о й он начал свой путь в по эзи и ,— те м ой войны . Война у Ю . К узн е ц о в а , виденная своим и глазам и в детстве,— это хаос, взры в, гр о зящ и й все о бщ и м ун и ч то ж е н и е м . О тсю д а и л е гкость исчезновени я, раство р е ни я м ате рии, утра чи ваю щ е й свою ф о р м у. Ф и л о с о ф с ки й ф р а гм е нт в поэзи и Ю . К у з нецова н е р е д к о отм ече н чертам и баллад н о го ж а н р а с е го стрем и тел ьной собы тий ностью , таинственностью , н е о ж и д а н н о с тью с ю ж е тн о го р а зр еш е н и я . И чтобы ещ е рФз п о д тв е р д и ть у ж е вы ска за н н ую мы сль о том , что ф р а гм е н та р ность появляется на самы х ра зл и чны х пу тях со в р е м е н н о й по эзи и , а не огр а ни че на , ска ж е м , то л ь ко ф и ло соф ской л и р и ко й , со ш лю сь на п р и м е р поэтов в о е н н о го п о ко л е ния. К о н кр е тн о с ть была и остается отличи тельной чертой их поэзи и, ко то р а я начина лась ка к военны й д н е в н и к и п р о д о л ж а е тся ка к в о спом инание. Н аписано м н о го , и луч ш е е — это то, что, сохраняя точность ин д и в и д уа л ь н о го опы та, относится к о всем : и к п о ко л е н и ю , и к л ю б о м у че ло в еку, п р о ш е дш е м у войну. Я только раз видала рукопашный. Р аз наяву. И тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно. Тот ничего не зн ает о войне. Это не о тр ы в о к, а за ко н ч е н н о е стихотво рение, п р е д ста в ляю щ е е со б о й , о д н а ко , ф р а гм е нт п е р в о н а ч ал ь н о го це ло го . О б этом стихотв орен ии Б орис С л уц ки й , о т кр ы вая с б о р н и к Ю лии Д р у н и н о й «Не бы вает лю б в и несчастливой», пиш ет: «К огд а Д р у нина написала эти четы ре стр о ки , она стала поэтом . А ко гд а она нашла в себе м у ж е ство за ч е р кн уть длиннейш ее, по ее уве р е н и ю , с ти хо тв о рн о е объ яснение, п р е д в а р я ю щ е е это четверостиш ие, а оставить то л ь ко четы ре — не б олее — стр о ки , Д р у нина стала п о это м -п р оф е сси о н а л о м ...» Б езусловно, п р оф е сси о н а л и зм п р е д п о л а гает ум ен и е не повторяться, 4 сказать то л ь ко свое. П олнота о стал ьного д ом ы сли вает ся, восстанавливается в восприятии читате ля и по е го со б ств ен н о м у опы ту, и по е го знани ю по эти че ско й тр а д и ци и . По о тн ош е нию к ней о п р ед е л я е тся м ера тв о р ч е ско й ин дивид уальности поэта. Та б о р ьб а за право вы разить себя и свое врем я в поэзи и, к о т о р у ю ка ж д о е п о ко л е ние вы д е р ж и в а е т заново, не м о ж е т не за хватить и область п о эти ч е с ко го язы ка. В ней она, м о ж е т бы ть, всего зам етнее. В прочем , тр у д н о провести грань м е ж д у тем , где отстаиваю тся права новы х для п о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2