Сибирские огни № 10 - 1979
На сверкающ их колесах. Раскативш аяся тяжесть. Мерный стук на сты ках стали... Т ол ь ко раз ска за н о о п оезд е, а затем п р о и зв е д е н а под стан ов ка — м есто с а м о ю п р е дм е та заним ает е го ощ ущ ени е, вначале зр и те л ьн ое , затем зр е н и е и слух со е д и н я ю тся: «дли нно вы тянуты й грохот». И, н а ко нец, по м е р е удаления, остается тол ько слух, п о д кр е п л е н н ы й аллитерацией: «стук на сты ках стали». А сам п р и е м о б р а зн о й по д ста н ов ки , в ко то р о м п р е д м е т вы теснен о щ ущ е н и е м или сливается с ним, то ж е от кр ы т Тю тчевы м : «рядов пехоты длинны й блеск». И здесь, ка к и в п р е д ы д ущ е м стихотв о р ении , то ж е о б р а зн о е д ви ж е н и е к о бщ е м у ф и л о с о ф с ко м у плану, в ко то р о м , о д н а ко , на см е н у п ервоначал ь ны м тю тч е в ски м ас со ц и а ц и я м п р и хо д я т со в е рш е н н о иные. У ти хает гро хо т, и п р и хо д и т в себя вспугнутая п р и р о д а : Корни выполняй ужами, Каждый вы тянут и жилист, И звериными ушами Листья все насторожились. В заколдованную небыль Птица канула немая, И ногой примятый стебель Страх тихонько поднимает. О пять ж и ва я п р и р о д а , но ее ж и зн ь п е р е дается те п е р ь не по Тю тчеву, а с ко р е е по З а б о л о ц ко м у (всп о м н и те е го «край ж ивы х растений» с их «не со ве рш е нно й м у д р о стью »). Не случай но в л учш их своих стихах А. П расолов всегда видит м и р в д ви ж е н и и , ка к бы м е л ь кн у вш и й п е р е д глазам и и че р е з это м ом е н та л ьн ое ощ ущ е н и е п р и о т кр ы в ш и й с в о ю сущ н ость. Взгляд, вполне о тве чаю щ и й с о в р е м е н н о м у в о сп р и я тию м и ра в е го вечной и зм енчивости . И м е н н о это м у в згл я д у и соответствует ф рагм ентарная ф орм а, ко то р а я б л а год а р я Тю тчеву стала едва ли не ве д ущ е й в ф и лософ ской л и р и ке. Если раньш е о сн о вн ой ф о р м о й ф и ло соф ско й л и р и ки была ода с ее то р ж е с т в е н н о стью тона и с ее ш и р о ки м п р о стр ан ством , п о зв о л я ю щ и м о б стоятел ьно развить и м ы сль и все сто р о н н е представить п р е д м ет ра зм ы ш л е н и я , то теперь главенствует ин ое стр е м л е н и е — перед ать мы сль м гн о венно, п о ка не забы лось, не стерлось то ощ ущ е н и е , из к о т о р о го она возникла. Так, для м н о ги х стихотв орен ий Д авида С ам ой лова хар а кте р на с в о б о д н о льющ аяся и н тонаци я,— н а п р и м е р, в поэм е, давш ей название п о сл е д н е м у с б о р н и ку «С негопад». Я не п о р учусь здесь за точность ж а н р о в о го те р м и н а «поэм а». И б о ка к то л ь ко в сти хи Д . С ам ой лова вход ит воспом инание, л и ч н о е или л и те р а ту р н о -и с то р и ч е с ко е , во з ни кает особая, тр е б ую щ а я пространства интонаци я. О на и м е н н о тр е б уе т п р о с тр а н ства, чтобы читатель с м о г вслуш аться в кл а с с и ч е с кую поступь р у с с ки х ям бов и по лучить впечатление с тр о го го и вм есте с л о ж н о го п о э ти ч е с ко го п о р я д ка , ко то р ы й то со здается, то р а зр уш а е тся с п р е д у с м о тр е н н о й н е б р е ж н о с ть ю . И совсем иначе — в м ал е н ьки х н а б р о с ках, лиш ь на м е чаю щ и х ассоциативны й о б раз, где в д р уг м елькает см ятен ное чувст во, с ко р о го з о р к о й проговарив ается мысль... Вдруг странный стих во мне родится. Я не могу его поймать, Какие-то слова и лица. И время тает или длится. Нет! Невозможно научиться Себя и ближних пониматЫ В этом н а б р о ске у Д . С ам ойлова запечат лена мы сль такой, ка ко й она возникла, не о тд ел и м о от сво е го эм о ц и о н а л ь н о го фона. Ф р а гм е н т с е го со ср е д о то ч е н н о стью на беглы х впечатлениях, точны х состояниях д уш и н е р е д ко становится стр аничкой л и р и ч е с ко го д невни ка. И но гд а мы м о ж е м п р о следить, ка к этот д н е вн и ко вы й н а б р о с о к становится п о в о д о м для дальнейш ей о б р а з ной р а зр а б о тки . У Д . С ам ойлова в ци кл е стихов об эсто н ско м го р о д ке П ярну, где ж и ве т поэт, есть м ален ький о тры в ок. И ж алко всех и вся. И жалко Закуш енного полушалка. Когда одна, вдоль дюн, бегом — Душа — несчастная гречанка... А перед ней взлетает чайка. И больше никого кругом. Это одна из лучш их м и н и а тю р в с б о р н и ке. В ней м н о го истинно са м о й л ов ско го : и в интонации, с ее д лящ ейся м ел о д и е й и * н е о ж и д ан ны м и обры вам и, и в сострада нии... Т олько о ткуд а эта д уш а -гр е ча н ка на п р и б а л ти й ско м побереж ье? С р а зу во зн и ка ет ассоциация с П сихеей, но очень у ж не ож идан ная, о со б е н н о в сочетании с п о л у ш ал ком , хотя поэзи я Д . С ам ойлова п р и вычна к та ки м странны м сочетаниям и а слове, и в о б р а зе . О д н а ко букв а л ьно че р е з две страницы , ко гд а начинаеш ь читать «Сон о Ганнибале», о ж е н е -гр е ч а н ке , с ко то р о й поселился в то м ж е П я р н у -П е р н о в е А рап П етра В еликого, о ее тр а ги че ско й судьбе, находиш ь д опо л н и те л ьн о е объ яснение. П о ним аеш ь, что это была не просто, ка к в по эзии п р о ш л о го века, м иф о л о ги че ска я ссы л ка, а параллель ж ивая, историческая, ко то рая вначале м ел ь кнул а б е глы м о б р а зо м , а затем развернулась в б ол ьш ое стихотво р е ние (или поэму?). Ф р а гм е н та р н о сть — р а сп ро стр а н е н н о е свойство со в р е м е н н о й поэзи и, ко то р о е так или иначе дает знать о себе, н езави сим о от ин дивид уальны х скл о н н о сте й автора. Есть, в пр о чем , и общ ее, то, что п р и н а д л е ж и т сам рй ф о р м е, но о д н о в р е м е н н о о п р е деляет и со д е р ж а н и е . Это о бщ е е относит ся к том у, ка ки м предстает о кр у ж а ю щ и й м и р че ре з ф р агм ентарны й на н е го взгляд, и ка к в этом взгляде прояв ляет себя п о э тическая личность: картина м и р а наделяет ся и зм енчивостью , а в о сп р и н и м аю щ ая ее личность п о д ч е р ки в а е т о со б е н н о сть , уни кальность этой картины , о ткр ы вш е й ся толь ко д а н н о м у ч е л о в е ку в о п р е д е л е н н ы й м о м ент. И м е н н о таким и сл о ж и л ся ф рагм ент в поэзи и Тю тчева, и м прессионисти чность к о т о р о й была отм ечена впервы е ещ е В. Б рю совы м . Но со в р е м ен ны е поэты , на следуя ж а н р у , во м н о го м е го и в и д о и з м ен яю т. О щ ущ е н и е м у х о д я щ е го в р е м е н и , ко то р о е со хр а н е н о то л ь ко по во спо м и на ни ям ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2