Сибирские огни № 10 - 1979

пр о стр а н е н и е тогда, ко гд а п р е и м ущ е с тв е н ­ ны е права в и скусстве п р и зн а ю тс я за от­ д ел ь но й л и чн о стью , а не за ско вы в а ю щ и м и ее с а м о в ы р а ж е н и е правилам и. Н о л ю б о п ы тн о п о см о тр е ть, ка к ф р а гм е н ­ тарность за р о ж д а е тс я внутри строги х, м о ­ н ум ентальны х ф о р м по м е р е то го , ка к все б олее настойчивы м становится стрем лени е л ичности сказать от св о е го им ени и о себе, о своем ви дени и. Т а кую в о зм о ж н о с ть дает нам о д н о из кл а сси ч е ски х р у с с ки х сти хо ­ тв о р е н и й 18 века — «Бог» Г. Р. Д е р ж а в и н а . Еще в с е р е д и н е п р о ш л о го века бы ло уста но вл е но м н о го в о зм о ж н ы х и сто чн и ков этой зам ечательной д е р ж а в и н с ко й оды . Н азы вались п р е ж д е всего е в р о п е й с ки е п о ­ эты: от Ш е кс п и р а д о Ю нга. Н азы вались не случай но, п о то м у что своей д ухо в н о й од о й Д е р ж а в и н вступает в очень б о га тую тр а д и ­ ц и я м и ф и л о с о ф с кую (в те п е р еш н е м п о н и ­ м ан ии) л и р и ку . Н о о д н о о б стоятельство от­ личает Д е р ж а в и н а от всех п р е дш е ств е н н и ­ ков, л иш н ий р а з п о д тв е р ж д а я , что р усски й р о м а н т и зм у ж е п р е д с ка за н Д е р ж а в и н ы м . О б ы чн о , зад ум ы ваясь р б о ге , о законах п р и р о д ы , поэты суд ил и о них ф и лософ ски о твл еченно, го в о р я о ч е л о в е ке вообщ е. Д е р ж а в и н ж е го в о р и т о себе. Там, где уп о тр е б л я л и третье лицо, он ставит л и р и ч е ­ ски на сы щ е нно е «я»: «Я царь — я раб — я червь — я б о г!» То, что д о не го п р и н я то бы л о то л ь ко о б суж д а ть , Д е р ж а в и н п е р е ­ ж и ва е т. О н го в о р и т о б о ге от п е р в о го л и­ ца, не считая н у ж н ы м прятать с в о ю лич­ ность, что в свое вр е м я м о гл о вы зы вать д а ж е о б в и н е н и е в е р е ти зм е . Не сл учай но и м е н н о в этом зам ечатель­ н о м с ти хо тв о ре н и и появляется о д и н из п е р ­ вы х ф р а гм е н то в в р у с с ко й поэзи и. П оявля­ ется в качестве о тступления от глоб альной ф и л о соф ско й темы , в то ж е врем я ее р а з­ вивая, ко гд а Д е р ж а в и н п о д ы ски ва е т срав­ нение, с п о с о б н о е на гл яд н о перед ать кр а ­ со ту м и р а , и с х о д ящ е го от бога: Как искры сыплю тся, стремятся. Так солнцы от тебя родятся; Как в м разный, ясный день зимой Пылинки инея сверкаю т, Вратятся, зыблю тся, сияют. Так звезды в безднах под тобой. З десь м о м е н та л ь н о б р ош е н н ы й взгляд, схваты вающ и й всю в се л е н н ую в ее р а зн о ­ о б р а зи и и кр а со те , но в то ж е врем я и д у­ щ и й от очень к о н к р е т н о го л и ч н о го впечат­ ления. Э то Д е р ж а в и н д а ж е считает н е о б ­ х о д и м ы м п о д ч е р кн у ть в ко м м е н т а р и я х к с т р о ке «П ы л и нки инея све р каю т» : «О бита­ тел ям т о к м о севера сия ве л и кол е пна я ка р ­ тина я с н о бы вает ви дим а по зи м а м в ясный д ен ь, в б ол ьш и е м о р о зы , п о бол ьш е й части в м ар те м еся ц е , ко гд а у ж е снег оледенеет, и пары , в л е д я н ы е капли обративш иеся, вн и з и вверх носясь, ка к и с кр ы с в е р ка ю т п е р е д глазам и». Н алицо « е р ети че ское » пр и вн есе н и е лич­ н о го м ом е н та туда, куд а путь ч е ло в еку бы л тр а д и ц и о н н о заказан. Э то с в о е о б р а з­ ны й эп и че ски й и м п р е с с и о н и зм , ко то р ы й в п о эзи и Д е р ж а в и н а бы л лиш ь эп и зо д о м , но за те м о п р ед е л и л всю п о э ти ч е с ку ю м ан е ру Тю тчева и м н о ги х после него. И м е н н о в плане р а зр уш е н и я Тю тчевым м он ум е н тал ь ны х ж а н р о в ы х ф о р м и свед е­ ния их к ф р а гм е н ту анализировал е го поэ­ ти че ски й м е то д Ю . Ты нянов, чьи работы остаю тся, п р и всей их н е б е ссп о р н о сти , ч р е з­ вы чайно п р о д у кти в н ы м и . Влияние Тю тче­ ва, все в о зр а стаю щ е е в поэзи и посл ед ни х лет, спо со б ствуе т р а сп р о стр а н е н и ю ф раг­ м ента, ка к о со б о й ф о р м ы ф и ло соф ской л и р и ки . «...Д ум аеш ь, у Тю тчева нет эпоса? К а к бы не так. А он страш но «спрессован ны й » и в ф о р м е, и в слове. У не го р я д о м с запечат­ ле н ны м м гн о в е н и е м пр о ступае т век, эп о ­ ха...» Это слова из письм а А л е кс е я П р а со ­ лова, рано у м е р ш е го в о р о н е ж с к о го поэта. С лова, п о ка зы в аю щ и е , н а с ко л ь ко точно этот очень талантливы й и все более п р и -' в л е каю щ и й сейчас вним ан ие поэт поним ал то, к ч е м у стрем и л ся и за что о с о б е н н о це­ нил п о э зи ю Тю тчева. А. П расолов знает ц е н у то ч н о м у, кр а тко п е р е д а н н о м у впечатлению , хотя е м у не так у ж часто удавалось разгад ать с е кр е т «спрессованности». И тем не м е н е е он стрем и лся обрести кр а т ку ю точность в слове и д а ж е д о слова, перед авая ту п е р ­ воначальную н е м о ту — «речь д о врем ени гл ухую » , за ко то р о й и пр и зн а е т п о л н ую п р а зд у ощ ущ ени я. Поднялась из тягостного дыма Вы круглялась в небе — И глядит. Как пространство Стало ощутимЫ Как сквозное что-то холодит. С лово «луна» зд есь так и не п р о и зн е с е ­ но. Н о это не м еш ает поэту, о ттол кнувш ись от впечатления, ка ки м о н о в о зн и кл о ещ е д о слова, дать п о л н ую ка р ти н у: Одарив пронзительным простором, Ночь встает, Г лазаста и нага, И не спит живое — То. в котором Звери чуют брата и врага. Э то ха р а кте р н о е для А. П расолова вос­ х о ж д е н и е п о эти че ско й м ы сли, хотя и не всегда л е гк о д аю щ е е ся. Т руд ность в то м ,— он сам о ней го в о р и т е о д н о м из пи се м ,— как, сохраняя «вы соки й настрой», не «пе­ рейти в велеречивость», ка к « и сп о л ьзо ­ вать с ку п о в зя тую п редм етность», не теряя все ж е из виду сам и п р е дм е ты . О пасны е кр а й н о сти , в ко то р ы х А. П расолов, п о сто ­ янно д ум авш ий над за ко н а м и п о эти ч е с ко го творчества, отдает себе отчет: « б е сп р е ры в ­ но с л е ж у и ба л а н си р ую , ка к на лезвии, чтобы о б р е сти свое в равновесии». В ц е ло м р я д е стихов А . П р а со л о в у уд а ­ ется п р и б л и зи ться к и с ко м о м у ра вно ве си ю , и тогда у ж е в са м о м их сю ж е те — д в и ж е ­ ние, см ена состояний , след уя за ко то р о й , взгл яд поэта успевает зам етить о тд ел ь н ую , с ку п о о б о зн а ч е н н ую , но х а р а кте р н у ю д е­ таль. А ин огд а д а ж е и не сам п р е д м е т, а лиш ь е го о тблеск. Лес расступится — и дрогнет. Поезд — тенью на откосах, Длинно вы тянутый грохот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2