Сибирские огни № 10 - 1979
падания (« Д р е м л е т л о д ка у причала п о -с о бачьи на цепи»), в п о сл е д н е м четверости шии дает за ко н ч е н н у ю ка р ти н у: Реактивный в небе росчерк, И вокруг такая синь... Спит спокойно перевозчик Посреди всея Руси. У спе х н е со м н е н н о сопутствует Н. Т регу б о ву в созд ан ии че тко й , заверш енн ой ф о р м ы , но это не значит, что таков еди нствен ны й путь к успеху в с о в р е м ен н о й поэзии. Т еперь поэзи я, по ж а л уй , ка к н и когд а, боится м н о го сл о в и я, избы точности. Ч уж д а ей и излиш няя д ид актичность, ко гд а стихо тв о р е н и е в целях е го ф орм ал ь ной завер ш енности зам ы кается ко н ц о в ко й -в ы в о д о м . У Н икол ая Р азум ова, ещ е о д н о го автора « Д о р о ги » , есть н еб ол ьш ое стихотворение в восем ь с тр о к. П ервы е четы ре — зим няя за р и со в ка , написавш аяся ради с тр о ки «у м ал ь чиш ки на щ еках по сн е ги рю » , о чем д алее так и ска за н о : Я стихи не отпускал до самой полночи, А всего-то написалось две строки... И этйм и д в ум я написавш им ися стр о ка м и является н е о ж и д ан н а я в своей назидатель ности ко н ц о в ка : Из таких, как ты, зем ляк мой, сибиреночек. Вырастают на земле сибиряки. Т во р че ски й п р о ц е с с тр у д н о поддается р а зга д ке , но у м ен я та ко е впечатление, что в ц е л о м р я д е случаев стихотв орен ие у Н. Р азум ова пиш ется ради о д н о го образа. В это м нет ни че го стр аш н о го или п р о ти в о есте стве нн ого : по словам А. Ф ета, стихо тв о р е н и е м о ж е т вы расти из о д н ой риф м ы , но и м е н н о вы расти, а не подстраиваться к у д ач н о й р иф м е или с тр о ке . Так, стихотв о. р е н и е «В палате», н е см о тр я на свой не б о л ьш о й объ ем , ка ж е тся очень м о н о то н ны м , п о ка не д о х о д и т д о гл ав ного в нем , п о с л е д н е го двустиш ия: Вчера соседа, что леж ал в сторонке, Навеки простынею замело. Д у м а ю , это во о бщ е ха р а кте р н о для Н. Р азум ова — оставлять стихотв орен ие р а зо м кн у ты м , ф р а гм е н та р ны м . Т олько ф р а гм е н т тр е б уе т б о л ьш о й точности, здесь к а ж д о е слово, ка ж д а я с тр о ка о с о б е н н о ве со м ы и не терпят н е б р е ж н о сти . А у Н. Ра зум о в а ее, увы , нем ало. В больш и нстве е го стихотв орен ий о б я за те л ьн о н аткн еш ь ся на ка ку ю -н и б у д ь странность: то «по лы нь» вм есто «полы нья» (для рифмы?), то, о б ращ аясь к м о л о д о й си б и р с ко й зим е, поэт пред л агает ей бы ть «в м я гки х ливнях воды »... О д н а ко есть у Н. Р азум ова и сти хо тв о ре . ния, по ко то р ы м м о ж н о не то л ь ко п р е д угады вать е го м ан еру, но и у ж е в се р ье з го ворить о ней: Еще не вспахан огород, Еще река лежит разливом, Степной дороги поворот Р астаял м аревым извивом, В такое время просто жить. Во всем приветствуя начало, Спокойно руки положив На бревна теплого причала. Аукнет первый пароход. И привезет большие встречи, А после, где-то у ворот, Калиткой скрипнет робкий вечер. С тихотворен ие сильно бл агод аря о п р е д е ленности с о в е рш аю щ е го ся в нем д в иж ения. О щ ущ е н и е простой и с п о ко й н о й ж и зн и идет у ж е от этих двух стр о к: « С п о ко й н о р у ки п о л о ж и в на бревна те п л о го причала». Кстати, по сто ян н о ловлю себя на том , что в то р ую с тр о ку читаю иначе, чем она напи сана: «на бревна теплы е причала»,— так м не каж ется точнее, ибо теплы е бревна, а не причал. В стихотворении привлекает р а зо м кн уто сть н е д о го в о р е н н о го чувства, ко то р о е увод ит за пределы стихотворения. Н аконец, в этом стихотворении хо р ош о видна особенность с о в р е м е н н о го поэти че с ко го м ы ш лени я в од ной из е го наиболее распространен ны х ф орм , и м е н уе м ой поэти ч е ски м ф рагм ентом . Ф р а гм е н т — ж анров ая ф орм а, ко то р а я по своей п р и р о д е не поддается то ч н о м у о п р е д елен ию , ибо возн и кл а она/ в тот м ом ент, ко гд а начала исчезать ж а н р ов а я чистота, п р о и зош л о см еш ение и р а зр уш е н и е клас сических ф орм . У нее нет постоянны х ком -; п о зи ц и о н ны х, сю ж е тн ы х или стилистических характеристик, она предполагает н езавер ш енность, н е д о го в о р е н н о сть . В качестве м атериала, ка к правило, вы бирается очень ко н кр е тн о е и очень л ичное наблю д ение или пер еж и в а ни е , от ко то р о го автор лиш ь нам ечает путь в о схо ж д е н и я к вы водам , к общ ей идее. О д н а ко смы словая п е р с п е к тива та ко го вы хода обязательно присут ствует. Ф р а гм е н та р н о с ть в со в р е м е н н о м и с ку с стве, в самы х различны х е го видах, соче тается с распространи вш ейся скл о н н о сть ю к нед осказанности, ко гд а писатель п р е д п о читает д ов ериться под тексту, а не п р о го варивать мы сль. Здесь есть, и своя опас н о с т ь— л о ж н а я значительность. О д ин из величайш их м астеров нед о ска за н н о сти Э. Х ем ингуэй говори л, что писатель им еет право оставить в под тексте все, что е м у ка ж е тся не о б хо д и м ы м , то л ько он сам точ но д о л ж е н представлять, чего не д осказал. Ф р а гм е н т, п ред став ляю щ ий со б о й ра зо м кн у ту ю ф о р м у, б е зусл о в н о отвечает со в р е м е н н о м у стр е м л е н и ю охватить о б р а зо м больш е, чем ска за н о в слове, а сам о это стрем л ени е м о гл о в о зн и кн уть лиш ь на вы с о ко м ур о в н е развития ху д о ж е с тв е н н о го сознани я, ко гд а писатель не хочет повто рять м н о го кр а тн о ска за н н ого , а лиш ь п о д р азум евает его, ассоциативно в не го в кл ю чаясь. Э то о со б е н н о р а с п ро стр а н е н о в поэзи и с ее со ср е д о то ч е н н о стью на л и р и ч е ско м п е р еж и в а н и и , п р е д м е то м ко т о р о го м о ж е т бы ть не то л ь ко сам че ло в ек, но и вечность, и п р и р о д а , и история. Ф р а гм е н та р н о сть связана с р о м а н ти зм о м . И м енно р о м а н ти зм , р а зр уш а я классицисти ч е с кую строгости ф о р м , в то м числе и ж а н ровы х, отдает п р е д п о ч те н и е ф рагм енту, ко то р ы й , следовательно, и получает рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2