Сибирские огни № 10 - 1979
лир и ка » . К о н е чн о , это не ин дивид уальная с л о ж н о с ть , сущ е ств ую щ а я то л ь ко для В. Д з ю б ы , а п р о с то тре б о ва ни е и н о го у р о в ня п о э ти ч е с ко го м ы ш лени я. Т ого ур о в н я , на к о т о р о м п р о в е р я е тся чувство ф орм ы , интонации, на к о т о р о м ви днее ка ж д а я не точность, р а зр уш а ю щ а я впечатление. О с о б е н н о, если автор рассчиты вает на впечат л е н и е п о эти че ско е . Не сл учай но еди нст венны й то л ь ко р а з В. Д з ю б а п о п ро б ов а л постр о и ть сти хо тв о ре н и е с с ю ж е то м , и д у щ и м от м етаф оры , от п о э ти ч е с ко го слова: Есть излучины у дорог, И у рек — тоже есть излучины. Я дорогами шел. как мог. И по рекам я плыл, как мог. Мне казались они везучими. Но везучие — не изучены , Как и губ дорогих излучины. Н о и зд есь все неточно. И сл о во «ве зу чие» ка к эпитет к д о р о га м и р е ка м , и это зам ы словатое «но ве зучи е — не изучены ». О с о б е н н о неточна венчаю щ ая сти хо тв о ре ние м етаф ора, увл екш ая автора со зв у ч и е м слов. В дум айтесь в их смы сл: не и зуче нн ы е и зл учи ны д о р о ги х губ... И з лю б о й области м о ж н о брать м атери ал д ля м етаф о ри че с к о го у п о д о б л е н и я , лиш ь бы он «работал» на п о э зи ю . Но, право, в излучинах губ го р а зд о б о л ьш е гео гр аф и и , че м поэзи и. Н е л е гко соверш ается п е р е х о д от то ч н о сти п е р в о й ступени — описания — к то ч н о сти у ж е го р а з д о б о л е е с л о ж н о го п о р яд ка . С л о ж н ы е задания ставит себе Наталья С м и р н о ва . П р и ч е м она п р о б у е т в р азл ич ны х направлениях: то в о зр о ж д а я вы с о кую кл а с с и ч е с ку ю тр а д и ц и ю с ее стили стиче с ки м и и о б р а зн ы м и а трибутам и, то о б р а щ аясь к р а с ко в а н н ы м ф о р м а м , в кл ю ча я и св о б о д н ы й стих. И з д е р ж к и кл а с с и ч е с ко й о б р а зн о сти в и сп о л н е н и и Н. С м и р н о в о й л иш ний р а з на п о м и н а ю т о ее тр у д н о д о с т и ж и м о й и о б я зател ьной стр о го сти . С ка ж е м , го в о р я о своей М у з е в с ти хо тв о ре н и и то го ж е на звания, поэтесса, к а к м н е ка ж е тся , не и м е ет права на та ко е за кл ю ч и те л ь н о е четве р о стиш и е: Но, если вдруг во мне КРИЧАЛО, Собой святое заслоня, Несправедливое НАЧАЛО. Она сбегала от меня. Д о с та то ч н о у ж е то го, что вы деленны е м н о ю слова, на ко то р ы х и д е р ж и тс я мы сль, п л о хо со гл а сую тся по см ы сл у: кр и ч ащ е е начало... Ч то касается со в р е м е н н ы х э кс п е р и м е н тов, то в них автор уд ачливей . Н ет-нет и в о зн и ка е т л ю б о п ы тн а я с тр о ка или о б р а з: Ко мне примчалась радость в новых башмаках. А у меня сидели ландыши и пиво... Б лагод аря п р о сты м , п о -с к а з о ч н о м у наив ны м , д етал ям м ы сль вы р аж е н а ясно и точ но. Есть уд ачи и в б о л ьш о м ц и кл е , со сто я щ е м из отд ел ьны х э п и зо д о в ,— «Ритмы го рода». Ц е л и ко м в нем ин те ре се н ф р а гм е н т « К а к стр а н н о появиться в го р о д е в р абочи й д ень», п е р е д а ю щ и й впечатление человека, не п р и в ы кш е го к ви д у го р о д с к о й толпы в б уд ни, да и ко всем у б у д н и ч н о м у о б л и ку го р о д а . Как- и в пр и ве д е н ны х выш е стр о ч ках, н еобы чность ф о р м ы оправды вается п о д ч е р ки в а е м о й н е о б ы чн о сть ю п е р е ж и в а е м о го ощ ущ е н и я. К с о ж а л е н и ю , в по и ска х своих Н. С м и р нова с л иш ко м разбрасы вается. Не то л ько по н ятн о , но и о б я за те л ьн о ж е ла н и е о св о ить р азны е п о эти че ски е условности, о д н а ко д о л ж е н наступить м ом е н т, ко гд а в этом р а зн о о б р а зи и п р о б д о л ж н а опред ел иться последовательн ость поиска. ■ В см ы сле последовательн ости, о п р е д е ленности по эти че ски х н а м ерен ий сред и д р у ги х авторов « Д о р о ги » вы деляется Ни колай Т регуб ов, чей п о и с к со ср е д о то ч е н п р е ж д е всего на вы разительности с а м о го слова. К р о м е то го вн еш него, со б ы ти й н о го сю ж е та , ко то р ы й та кж е реали зуется в сло ве и зависит от е го точности, у поэти че с ко го слова есть п о тр е б н о сть нам етить свой скр ы ты й сю ж е т, п р о яв и ть свой неявны й смы сл. К е го п о с ти ж е н и ю и стрем и тся п о э зия — сопоставить со звучи я , в н е о ж и д а н ном зв у к о в о м сб л и ж е н и и угадать в н утр ен нее р о д ств о слов, и звлекая не о ж и д ан ны е ассоциации. Все это чр е зв ы ч а й н о ин те ре сует Н. Т регубова, и он, вступая в о п р е д е л е н н ую тр а д и ц и ю п о э ти ч е с ко го м ыш ления (о ней б уд е т речь впе р е д и ), угл уб л яется в слово, настойчиво вслуш ивается в е го звучание: Кал р меня, Калинино. Кали давай, закаливай. Снегами — не калиною По грудь меня заваливай... Не всегда эта зв уков а я настойчивость, ка к и л ю б о й п р и е м , оправды вает себя. И н о гд а она становится навязчивы м , п р е те н ц и о зн ы м п о в то р о м , кстати го в о р я , п р и в о д ящ и м на пам ять у ж е д ав но п е р е ж и ты е б а л ьм о н то в ски е э кс п е р и м е н ты : «ш урш анье, ш ептанье... щ е м ящ е е чувство». Э то то ж е Н. Т ре губ о в, но то л ь ко в тот м ом е н т, ко гд а л о ги ка звучания на сто л ько увл е кл а е го , что заслонила со б о й и притуш и ла значение ска за н н о го . З в у ко в о е д в и ж е н и е , и д ущ е е ка к бы вто р ы м планом , но п о д д е р ж и в а ю щ е е р а зв и тие п о эти че ско й м ы сли, в о зн и ка е т н е р е д ко у Н. Т ре губ о ва на ф оне пе се н н о й ин тона ции: П ерелески-переплески, Перепелок переклик, Куст сутулый бересклета Повиликой перевит. То ли речка укачала. То ль виною сенокос. Перевозчик спит устало, Позабыв про перевоз... З десь есть и ненавязчивая зв у ко п и с ь с очен ь стр о й ны м д в и ж е н и е м , п е р е х о д о м со зв уч и й , и н е д ю ж и н н а я наблю д ательность. П о сто я н н о пе р епл е таю тся в стихотворен ии д ве о б р а зн ы х линии: ч е л о в е к и п р и р о д а . Солнце ж аркое сверкает. Душно нынче у воды. Пот усталости стекает В медный ковш ик бороды. И это о щ ущ е н и е п о ко я , пе р е д а н н о е в е з д е с м гн о в е н н о й то ч н о с тью о б р а зн о го п о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2