Сибирские огни № 10 - 1979

« о д и че ски х ратей» и « эл егических затей», п е р е х о д и т от самих стихов к их и сто ч н и ку: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... К а ко е о тн ош е н и е эти знам ениты е с тр о ­ ки и м е ю т к р а з го в о р у о ж анре? С ам ое не­ по ср е д ств е н н о е , и б о ж а н р в св о е м клас­ с и ч е с ко м виде н о р м и р о в а л не то л ь ко то, к а к писать,— стиль, но и о чем писать,— п р е д м е т и зо б р а ж е н и я . «С ор», из ко т о р о ­ го вы растаю т стихи, не д о п уска л ся в текст д а ж е гл у х и м н а м е ко м . Р асш ирение м ате­ риала, в б и р а е м о го в себя п о эзи ей , п о тр е ­ б о в а л о и зм е н е н и я ее ф о р м , о чем м н о го ­ кр а тн о го в о р и л и п р е ж д е всего сам и поэты . Вот ха р а кте р н о е м н е н и е на этот счет В. Я. Б рю со в а : «В ерхарну п риш л ось искать н о ­ вы х ф о р м п о эзи и , ко гд а он захотел в кл ю ­ чить в область п о эзи и все сто р о ны с о в р е ­ м е н н о сти , ее со ц и а л ь н ую б о р ь б у , картины наш их го р о д о в и ф а б р и к, со о б р а ж е н и я о хо д е с о в р е м е н н о й м и р о в о й ж и зн и ». Чуть п о з ж е Э. Б а гр и ц ки й у ж е п р я м р д а­ ет новы е « ж а н р о в ы е задания» своей поэ­ зии , ко гд а пиш ет «Ром анс ка р п у» или на­ чинает «О ду» та ки м д вустиш и е м : Настали врем ена, чтоб оде Потолковать о рыбоводе. У Б а гр и ц ко го ж а н р о в а я ассоци ация вы з­ вана то л ь ко то н о м , в к о т о р о м поэт с о б и р а . ется го в о р и ть , а что касается ф орм ал ьны х усл о вн о сте й , то с ним и поэт не собирается считаться, к а к не соб ирается соб лю д ать и н е ко гд а о б я за те л ь н о го единства ж а н р а, стиля и м атериала. Т еперь все зависит от о тнош е ни я автора к то м у, о ч е м он пиш ет. Ф о р м а , в то м чис­ ле и ж а н р о в а я , не задается заранее, а в о зн и ка е т по х о д у дела, оказы в аясь п о р о й н е о ж и д а н н о й и д ля с а м о го п и ш ущ е го : Ш тандарты на древках, Как паруса при штиле. Тишайший снегопад Посередине дня. И я, противник од, Пишу в высоком штиле, И тает первый снег На сердце у меня. А . М е ж и р о в л о ви т зд есь себя на несвой­ ственны х е го п о эзи и ж а н р о в ы х нотах, за­ м ечает, что н е п р о и зв о л ь н о ув л е кся о д и ч е ­ с к и м то н о м , на ко то р ы й н и ка к не р а ссчи ­ тывал, но ко то р ы й в о з н и к сам со б о й в лад о п р е д е л е н н о м у э м о ц и о н а л ь н о м у настрою . Хотя ж а н р о в ы е ф о р м ал ь н о сти зачастую не с о б л ю д а ю тс я , пам ять все ж е во зв ращ а ­ ет нас к тр а д и ц и и п о э ти ч е с ко го язы ка. М о ж н о б ы л о бы п о см о тр е ть , ка к в о зн и ка ­ ю т в с о в р е м е н н о й п о эзи и ж а н р о в ы е ассо­ циа ци и , к ка ки м о н и п р и в о д я т р е зул ьта ­ там , н о ' в се-таки сейчас это не главны й ас­ п е кт ж а н р о в о й п р о б л е м ы . И не о б этом п о й д е т ре чь в статье. Речь по й д е т о том , к а к и че м ны не ко м п е н с и р у е тс я та ф у н к­ ция, ко то р а я н е ко гд а считалась главной в ж а н р о в о й систем е. Ч то это за ф ункция? О ней очен ь точно ска за л М . М . Бахтин, назвавш ий ж а н р «па­ м я ть ю искусства». Д е й стви те ль н о , с п о ­ м о щ ь ю ж а н р о в осущ ествлялась п р е е м с т­ венность не то л ь ко ф о р м , но в се го х у д о ­ ж е с тв е н н о го м ы ш лени я, осущ ествлялась связь с тради ци ей. Так, м о ж е т бы ть, теперь ослабела «па­ м ять искусства» и перестала бы ть зн а чи м о й традиция? А если нет, то ка к, п о м и м о с тр о ­ гих ж а н р о в , осущ ествляется связь с нею? Что получается в результате р а зр уш е н и я тр а д и ци о н ны х ж а н р о в , ка ки е в о зн и ка ю т новы е ф ормы ? Эти в о п р о сы с л иш ко м значительны и, ка к ни странно, с л иш ко м м ало ещ е изучены , чтобы в пределах о д н о й статьи с ко л ь ко - ни буд ь п о д р о б н о их осветить. Но, ка к из­ вестно, у ж е сама постановка во пр о са ко е - что значит. В п о р я д ке вступления о б р а ти м ся к пяти н е б о л ьш и м кн и ж е ч ка м , вы ш едш им в 1978 го д у в З а п а д н о -С и б и р с ко м издательстве и о б ъ е д и н е н ны м в «кассету» п о д о б щ и м на­ з в а н и е м — « Д о р о га » . Н азвание связа но с тем , что с б о р н и ки эти — первы е для их авторов. В « Д о р о ге » , в чем заслуга и е го авто р о в, и р е д а ктор о в-со ста ви тел е й , представлены стихи, сп о со б н ы е заинтересовать читателя или, во в с я ко м случае, п оказать поэта в е го по и ске . Пять авторов, и они о тню д ь не на о д н о л ицо. У к а ж д о го своя б и огр аф и я , опр ед е л и вш а я опы т, и свои, то ж е вполне р а зл и чи м ы е , п о эти че ски е пристрастия. У больш инства авторов сю ж е тн ы е или во в с я ко м случае и д ущ и е от ко н к р е т н о го собы тия стихи пол учаю тся лучш е, чем те, ко то р ы е п о гр у ж е н ы по л н о стью в л и р и че ­ с ко е пе р еж и в а ни е . П о тр а д и ц и о н н о й ш кале ж а н р о в с со­ бы ти й н остью в л и р и ке связана п р е ж д е все­ го баллада. О д н а ко лиш ь для о д н о го п о э­ та этот ж а н р д ей ствительно в аж ен — для Б ориса П усто в ого , чей с б о р н и к откры в а ется сти хо тв о ре н и е м «Баллада о К о м а н д о р с ки х островах» З десь и интерес к истории, п р о ­ х о д ящ и й почти ч е р е з все стихи, и с тр е м ­ ление почувствовать силу характера, а че­ р е з нее дать н а п р я ж е н и е сю ж е ту , в к о т о ­ р о м д а ж е описательная картина обяза те л ь­ но динам ична: Размы тый плес, вы сокая вода. Холщовое полотнище тумана. Плеснет чебак и сгинет без следа. Да крик совы плеснется из урмана... В с б о р н и ке В и ктора Д з ю б ы уд ачи с о п р я ­ ж е н ы , ка к правило, с р а с с ка зо м от п е р в о ­ го лица, если у го д н о , с л ичной б и огр аф и е й . Сентябри вы мои, сентябри... Вас попробуй теперь собери. Я собрал бы вас все тридцать сем ь — В доме места достаточно всем. Усадил бы за стол ваш у рать... Только ж аль — невозможно собрать. Ходят первы е в ж елты х лугах, На осенних сидят берегах. А потом? А потом, словно гром, Над землей самолеты с крестом... П о ка поэт д ви ж е тся за п о р я д к о м со б ы ­ тий, рассказы вая о них, он у м е е т вы строить сти хотв орен ие, но е м у го р а зд о тр уд н е е там , гд е нет это го за д а н н о го и о р га н и з у ю ­ щ е го начала, гд е в права вступает «чистая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2