Сибирские огни № 10 - 1979
ВЛАДИМИР КАЛУЖСКИЙ но стью , со св о и м л и чны м , ч е л о в е ч е с ки м о щ ущ е н и е м . О щ ущ е н и е о р га н и ч н о с ти к о м п о з и т о р с к о го творчества Н о в и ко в а вы текает из е сте ст венн ости е го интонаци и, с к о т о р о й он г о во р и т о значительны х и б о л ьш и х п р о б л е м ах и д е й н о го , н р а вств е н н о го, с о ц и а л ь н о го плана. А и н тонаци я эта ко р е н и тс я , в свою о ч е р е д ь , в о с о б о м о щ ущ е н и и к о м п о з и т о р о м н а р о д н о го к а к вы сш ей м е р ы для о ц е н ки со бы ти й и явлений о к р у ж а ю щ е й нас ж и зн и . В сво е й « К р а тко й б и огр аф и и » Н о в и ко в писал: «Учась в ш ко л е , я п о д р у ж и л с я с и з вестны м м у зы ка л ь н ы м этн о гр а ф о м А н о х и ны м А н д р е е м В и кто р о в и ч е м , ко то р ы й не то л ь ко научил м е н я лю б и ть н а р о д н у ю пес ню , но и п оним ать ее. С А н о х и н ы м я н е о д н о кр а тн о хо д и л в п о х о д ы по Г о р н о м у А л таю ». И ещ е : «...отец П о р ф и р и й Н и ко л а е вич и м о я м ать К се ни я Гурьевна лю би ли и скусств о , о с о б е н н о р у с с к у ю песню . М ой д е д бы л настоящ ий ска зи тел ь и сочинитель песен. О н посвятил м е н я в таинства к р а с о ты н а р о д н о й песни, за что я всегд а п о м н ю е го с б л а го д а р н о стью » . К о м п о з и т о р п о сто я н н о о б р ащ а л ся к ф оль кл о р н о м у и сто ч н и ку. Если п е р в ы м этапом бы ла д р у ж б а п о д р о с тка с и зв е стны м с о б и р а те л ем и м у зы ка н т о м , то в тр и д ц аты е го д ы во в р е м я р аб оты на «С ибтехф ильм е» м о л о д о й ко м п о з и т о р п р и о бщ а е тся к новы м пластам с и б и р с ко й м у з ы ки во вр е м я ки н о экс п е д и ц и й , под готавл ив авш их р а б о ту над ф и ль м ам и «В го р а х А лтая», « Б у р я т-М о н го - лия», «Горная Ш о р и я » , «Родная Хакасия», «Енисей» и д р у ги м и . Д а ж е в сам и х назва ниях ф и льм ов м ы на хо д и м п е р е кл и ч ки с н е ко то р ы м и и н стр ум е н та л ьн ы м и со ч и н е н и - ям й Н о в и ко в а . Т огда написаны си м ф о н и ч е ская сю ита «С оветская Х акасия» и « Г о р н о - Ш о р с к и е ка р ти н ки » , сю ита для о р ке с тр а н а р о д н ы х и н стр ум е н то в , и « Г о р н о -А л та й с ки е за р и с о в ки » — три пьесы для в и ол о н чели и ф о р те п и а н о , и си м ф о н и ч е с ки е «Тан цы н а р о д о в С иб и р и » . С о р о ко в ы е -п я ти д е с я т ы е го д ы п р инесл и к о м п о з и т о р у о с о б у ю р а д о сть о бщ е н и я с р у с с ки м н а р о д н о -п е с е н н ы м ф о л ь кл о р о м С и б и р и . Вм есте с В алентином С е р ге е в и че м Л е ваш о вы м он с о в е рш а е т н е с ко л ь ко п о е з д о к по р а зн ы м р а й о н а м З апад ной С иб и ри. Э тот тр у д со б и р а те л е й , ф о л ь кл о р и сто в наш ел в о п л о щ е н и е не то л ь ко в с б о р н и ке на р о д н ы х м е л о д и й , нс и в новы х с о ч и н е ниях. М о ж н о п р е д п о л о ж и ть , что тв о р ч е ска я эн е р ги я Н о в и ко в а получи ла новы й за р я д , б л а го тв о р н о ска за вш и й ся на е го тв о р честве. В пятид есяты е го д ы он созд ает, (кр о м е у ж е у п о м и н а вш и хся сю и т д ля о р ке с тр а н а р о д н ы х и н стр ум е н то в , ко н ц е р т д ля балалайки с о р к е с т р о м , ф антазию на с и б и р с к у ю п е с н ю «П о д го р н а я » (п о в о с п о м и н а н и я м ко м п о з и т о р а он р о д и л ся на этой у л и ц е в Б арнауле), в о ка л ь н ы е ц и кл ы на стихи К о л ьцо в а и И. Р о ж д е с тв е н с ко го . Н а ко н е ц , пр и н я в в к о н ц е ш е сти десяты х го д о в х у д о ж е с тв е н н о е р у ко в о д с тв о С и б и р с ки м х о р о м , к о м п о з и т о р почувствовал о ст р у ю н е о б х о д и м о с ть в п о п о л н е н и и и о б н о в лении ф о л ь кл о р н о го ф онд а хора, п р и б л и ж е н и и е го р е п е р ту а р а к б о л е е гл уб и н н ы м пластам н а р о д н о го творчества. Вм есте со св о и м и б л и ж а йш и м и с о тр у д н и ка м и и е д и н о м ы ш л е н н и ка м и он п р и н и м а е т участие в ко м п л е к с н о й ф о л ь кл о р н о й экс п е д и ц и и в запад ны е р а й о ны Н о в о с и б и р с ко й области. В ре зул ьта те зн ачител ьн о и зм е н и л ся тв о р че ски й о б л и к все го хора, кстати, это, к о нечно, повл иял о на успех е го вы ступлений в начале се м и д е ся ты х го д о в у1 нас в стране и за р у б е ж о м . Была т а к ж е созд ан а сп е циальная ф о л ь кл о р н а я гр уп п а , п р о п а га н д и р ую щ а я н а р о д н о -п е с е н н ы й м атери ал в есте стве н н ом варианте звучания. Т акое по сути д ела по сто я н н о е п о гр у ж е ние в м и р н а р о д н ы й песни сви д етельству ет о п о д л и н н о й с р о д н е н н о с ти с ним к о м п о зи то р а . О с о б е н н о и н те ре сн о этот п р о ц есс п р о х о д и т в п о сл е д н и е год ы . О д н а ко б о л ьш о й ко м п о з и т о р всегда д о л ж е н уд ивлять сво и м тво р ч е ство м . И Н о ви ко в нас п о -х о р о ш е м у р а д уе т и уд ивляет. О н н е о ж и д а н н о об р ащ а е тся к ж а н р у стр у н н о го квартета. А в то р , чей тв о р ч е с ки й о б л и к сф о р м и р о в а л ся в сф е р е в о ка л ь н о -х о р о в о й м у зы ки , р е д к о в п о сл е д н и е год ы вы ходил за ее пр е д е лы . О д н а ко б о л ьш о й ж и з н е н ны й и тв о р ч е с ки й опы т ка к бы «вы плеснул» часть тв о р ч е с ко й ф антазии ко м п о з и т о р а в и н ую область — ка м е рн о -и н с тр у м е н та л ь н о й м у зы ки . Л и р и ч е с ко е д ар о в ан и е Н о ви ко ва наш ло зд е сь я р ко е в о п л ощ е н и е . К вартет-эл еги я — так м о ж н о бы л о бы о б означить о б р а зн ы й стр о й этой м у зы ки . Это в згл я д ч е ло в ека, х у д о ж н и ка , на п р о ж и ту ю ж и зн ь , п о л н ую рад остей и печалей, тр е в о г и вд о хн о ве н и я. О тсю д а особая за д уш е вн о сть а в то р ско й интонаци и, м уд р а я грусть. П ри всем то м в м у з ы к е нет и сле д ов вн еш н е го р а д и ка л ь н о го об н о в ле н и я, наряд ее не блещ ет н о в и зн о й кр а с о к, но п о д ку п а е т есте стве нн остью вы р аж е н и я . П р и р о д н а я тяга ко м п о з и т о р а к во ка л ьн ой и х о р о в о й м у з ы ке и зд есь наход ит р а зв и тие. Впечатление и скр е н н о сти усиливается от это го со чи не ни я б л а го д а р я то м у, что ансам бль струнны х. Н о в и ко в рассм атривает ка к св о е го р о д а хор. О тсю д а вокальн ость, распевность е го п а ртитуры , отсю д а ж е о щ ущ е н и е о р га н и чн ости сочинения, п р о д о л ж а ю щ е го п е с е н н о -д е м о кр а т и ч е с ки е тр а д и ц и и творчества автора, но в ин ой ж а н р о вой п л о ско сти . П о д о б н ы е «н е о ж и д а н н о сти » начались ещ е в са м о м начале сем и д есяты х год о в , ко гд а Н о в и ко в п е р вы м из ко м п о з и т о р о в С иб ири об ратил ся к области о р га н н о й м у зы ки , со зд ав сю и ту из тр е х пьес « С и б и р ски е стр а ницы ». В это ж е вр е м я была созд ан а «С и б и р с ка я леснянка» — шесть пьес для к а м е р н о го о р ке с тр а , ' со п р а н о , ф о р те п и а н о и чтеца, п р о и зв е д е н и е , пр е д н а зн а че н н о е для д е тс ко й а уд и то р и и и р а с кр ы в а ю щ е е н о в ую сто р о н у о б л и ка ко м п о з и то р а . Р ядом с «Л есн я н ко й » н у ж н о поставить ещ е о д н о ха р а кте р н о е со ч и н е н и е — вокальны й ц и кл для «самы х м ал е н ьки х» : «П есни м о и х вн уко в» на стихи Е. О стр и ко в а . * О д н а ко сам ой ин те ре сно й и м н о го о б е щ а ю щ е й стала работа, к о т о р у ю ко м п о з и т о р п р и у р о ч и л к св о е м у се м и д е ся ти л е ти ю — С имф они я. С ам ф акт о б р ащ е н и я м а сти того ко м п о з и то р а , п р о ш е д ш е го б о л ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2