Сибирские огни № 10 - 1979
ния «Л ауреата пр е м и и завода «С ибсельм аш » авторам п р о и зв е д е н и я — ко м п о з и то р у , на р о д н о м у артисту РСФСР А . П. Н о ви ко ву, поэту В. М . П ухначеву, исполнителям ка н та ты -п е с н и— ко л л е кти в у о р ке с тр а н а р о д ны х и н стр ум е н то в Н о в о с и б и р с ко го р а д и о и тел евид ения п о д у п р а вл е н и е м за с л у ж е н н о го д еятеля искусств РСФСР И. М . Гуляе ва и а ка д е м и ч е с ко й хо р о в о й капелле Н о в о с и б и р с ко го э л е ктр о те х н и ч е с ко го института п о д р у ко в о д с тв о м Ю . А . Б раги н ско го » . Рабочий П. М . С улеев так отозвался о кантате: « К огд а ее слуш ал, вспом нил все свои с о р о к лет работы на заводе». Эти связи с за в о д о м , п е р в е н ц е м п ервой пятилетки, ко то р ы й отм ечает в ны неш нем го д у свое пятидесятилетие, ко м п о з и т о р не по ры ва е т и с е го д н я . На этот р а з им со зд а но со чи н е н и е для з а в о д с ко го ансам бля песни и танца. Н а ко н е ц , н у ж н о сказать ещ е об одн ой, четвертой ауд и то р и и , ко то р а я слож и лась у Н о в и ко в а -ко м п о зи то р а , р у ко в о д и те л я бо л ь ш их и спо л ни тел ь ски х ко л л е кти в ов в ш ести д еся ты е -се м и д е сяты е год ы . Э то ауд и тория е го за р у б е ж н ы х п о е з д о к и, в п е р в ую о ч е ред ь, гастролей С и б и р с ко го н а р о д н о го хо ра. С п р и х о д о м Н о ви ко ва в С и б и р ски й на р о д н ы й х о р ко л л е кти в начал работать с о с о бы м р а зм а хо м , с о со б ы м худ о ж е ств е н н ы м п о д ъ е м о м . М а р ш р у ты гастрольны х п о е зд о к ко л л е кти в а о б н и м а ю т самы е различны е р а й о ны страны — от Д а л ь н е го В остока д о М о с к о в с ко й области и Б елоруссии. В спом и нается за го л о в о к о д н о й газетной статьи о гастролях хо р а : « Н о в о с и б и р с к — Чита — Па р и ж » . Д ействи тель но, м асш табны п о е зд ки хора в К о р е й с к у ю Н а р о д н о -Д е м о кр а ти ч е с к у ю Р еспуб л и ку, М о н го л и ю , н а конец , во Ф р а н ц и ю , где С и б и р с ки й хо р вы ступал в 1974 го д у в «Д ни на уки и кул ь тур ы С иб и ри». С ам к о м п о з и т о р писал о б этих ко н ц е р тах: «П е р е д о м н о й о гр о м н а я , красочн ая, ка к сама страна, карта Ф р а н ц и и и более со р о ка р е ц е н зи й из газет этой страны . 5700 ки л о м е тр о в на автом аш инах: П а р и ж , Лилль, М а р сель, Н ицца, М он то б а н, М он те -К а р л о , Гре нобль, Б рест — всего 28 ко н ц е р то в , 33000 зр и те л е й , ж а д н о с м о тр ящ и х тебе в лицо. Э то, ко н е ч н о , н езабы ваем о!» Если ж е о б р а титься к н е ко то р ы м вы сказы ван иям из этих « с о р о ка р е це н зи й » , то видно, что свок? вы с о к у ю м и с с и ю п о л п р е д о в с о в е тс ко го ис кусства, по л п р е д о в новой, социалистиче с ко й С иб ири хо р и е го р у ко в о д и те л ь с че стью вы д е р ж а ли . « Н а р о д н о е искусство не вы носит п о ср ед ств ен н о сти ,— читаем мы отзы в на ко н ц е р т в Гр е но б л е .— С и б и р ски й н а р о д н ы й хор п о ко р и л зал, ко то р ы й не ж а лел а пл о д и см е н то в в течение всего с п е к такля». О тзы в на ко н ц е р т в М ар се л е : «Х о тя ветер, ко то р ы й д ул в этот вечер на з р и телей со сцены , ш ел из д ал е ки х пр о сто ро в С иб ири, это бы л теплы й ветер, и он уносил к а ж д о го в вихре танцев и р и тм о в. К а ж д ы й ж и л о д н и м с е р д ц е м , о д н и м п о р ы в о м с пя тью д е ся тью зам ечательны м и артистам и этой труппы ». Н е м ал о в аж н о и то, что «ф р а н ц узска я » п р о гр а м м а вклю чала нем а ло песен самог'о Н ови ко ва и откры валась та ки м и п о п ул яр н ы м и п р о и зв е д е н и я м и , ка к «С ибирь, краса России», «Над Ш уш е й со с ны е е ко вы е » и специ ально написанной для гастролей « Б он ж ур , П а р и ж !» Еще ч е р е з два год а С и б и р ски й х о р га с тр о л и р у е т в Ч ехословакии. И зд есь звуча ла м у зы ка Н ови ко ва и, в частности, напи санная им специ ально для п о е зд ки «Песня единства», ко то р а я н е р е д к о подхваты ва лась слуш ателям и м н о го ч и сл е н н ы х к о н ц ертов . З а ко н о м е р н ы м и то го м пл о д о тв ор н ой д еятельности А . Н ови ко ва на посту х у д о ж е с тв е н н о го р у ко в о д и те л я С и б и р с ко го на р о д н о го хора стало п р и с у ж д е н и е е м у Госуд арственной пр е м и и РСФСР им ени М . И. Глинки в 1975 год у. В чем ж е все-таки «секрет» успехов на ш е го зе м л яка , человека талантливого, у п о р н о го в тр уд е , л ю б я щ е го всей д уш о й свое дело? Если попы таться дать ответ на этот в о п р о с более или м ен е е о д н о с л о ж н о , то при дется пр и б е гнуть к та ко м у по н я тию , ка к «органичность». Д л я м ен я это понятие у ж е м н о го лет связано с м у зы ко й Н ови кова, и я п о н и м аю е го ка к счастливое сочетание авто р ски х зам ы слов, тем и идей творчества с худ ож е ств е н ны м результатом . О чем пи ш ет ко м п ози то р ? Я у ж е пытался нам етить н е ко то р ы е тем атические линии в е го тв о р честве. Их м о ж н о д ро б и ть , их м о ж н о о б о с новы вать, но если сопоставить все написан ное им за п о л у в е ко в о й п е р и о д е го к о м п о зи то р с ко й деятельности, то все с о зд ан н о е вольется в о д н о р усл о , в о д н у м о гу ч у ю те м а ти ч е скую линию , название ко то р о й — Ро дина. Н о ви ко в относится к те м ко м п о з и то рам , ко то р ы е не боятся оттачивать свой гр а ж д а н с ки й те м пе р а м е н т в пр и ко сн о в е н и и к этой больш ой и тр у д н о й тем е. С вой д ол г х у д о ж н и ка -ко м м у н и с та он видит в том , чтобы воспеть это ве л и ко е понятие. Н о это не абстрактны й о б р а з, не сим вол. Тема Ро д ины в творчестве ко м п о з и то р а всегда о б ладает ж и в о й притягательной силой, так ка к она пр е д е л ь н о ко н кр е тн а , наполнена реаль ным ж и зн е н н ы м со д е р ж а н и е м . Э то о б р а зы наш его ге р о и ч е с ко го р е в о л ю ц и о н н о го п р о ш л о го, это о б р а з в о ж д я р е в о л ю ц и и (доста то чно вспом нить м ал е н ьки й ш е д е вр песен н о го творчества А . Н о ви ко ва — е го п есню «Над Ш уш е й сосны вековы е» на стихи В. П ухначева, о ткр ы в а ю щ у ю ка ж д ы й день ж и зн ь Л е н и н с ко го м ем ориал а в Ш уш е н с ко м ). Э то о б р а зы б оевой славы наш его о р у ж и я , о б р а зы п р е кр а с н о й п р и р о д ы С и б и ри , в ее н е и сся ка е м о м р а зн о о б р а зи и , о б р а зы просты х л ю д е й , чьи ге р о и ч е с ки е буд ни на поле и у станка та кж е воспевает м у зы ка ко м п о зи то р а . К а ки м ж е о б р а зо м удается е м у изб еж ать ход ульности, внеш ней плакатности в отра ж е н и и такой темы , столь опа сно встающ их п е р е д ка ж д ы м п р и б л и ж а ю щ и м с я к вопло щ е ни ю п о д о б н ы х о б р а зо в в искусстве? М н е представляется, что к л ю ч о м м о ж е т быть о п р е д е л е н и е о сн о вн ы х свойств к о м п о зи то р с ко го д а р о в а н и я ' Н о ви кова. О но гл у б о ко лиричЪо, за д уш е в н о по своей э м о - циональной сути, и это п озвол яет к о м п о - зи то р у воплощ ать б о л ьш ую и с е р ь е зн ую тем у с уд ивительной теплотой и и с кр е н -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2