Сибирские огни № 10 - 1979
«ия, м у зы ка , о б р ащ е н н а я св о и м паф осом в о сп о м и н а н и й к тем , кто у ж е п р ош е л ч е р е з с у р о в ы е испы тания, к ветеранам и к ю н о ш ам , ко то р ы е и ч е р е з нее, эту м у зы ку , впиты ваю т частицу б о е в о го п р о ш л о го , э м о ц и о н а л ьн о п о сти гаю т связь вр е м е н . А это значит — цепь пр е ем ств ен н о сти и причаст ности к о б щ е м у д ел у не рвется. В сп и с ке со чи н е н и й А . П. Н о в и ко в а есть р а зд е л — «П есни для м у ж с к о г о хора». Но если попы таться представить полны й с п и с о к этих со чи н е н и й , то п е р е д нами встанут б уд н и а р м е й с к о го ансам бля песни и пля ски , е го м н о го ч и с л е н н ы е встречи с со л д а там и С е в е р о -З а п а д н о го и К а р е л ь с ко го ф ронтов , с в о и н а м и -с и б и р я ка м и . Д и а п а зо н чувств в этих песнях очен ь ш и р о к — ге р о и к а б о р ь б ы , ненависть к врагу, л ю б о в ь к Р од и не, м ечта о д а л е ко м д о м е , сем ье. Эти пес ни о тр а ж а л и тв о р ч е с ки е п о и с ки р у к о в о д и теля ансам бля и е го соавтора в созд ан ии больш и нства песен — поэта В. М . П ухначе- ва, б ы вш е го то гд а н а чал ьником ансам бля. И в п о сл е во е н ны е год ы , в год ы м и р н о го тр у да м у за Н о ви ко ва не сним ала а р м е й с ко й ш и нели. И м о ж н о с ув е р е н н о с ть ю сказать: да, солдаты С о в е тско й А р м и и были и о стаю т ся п е р в о й м ассо в о й а уд и то р и е й А н д р е я Н о ви ко ва ка к ко м п о з и то р а . В торой е го а уд и то р и е й стали хл е б о р о б ы С и б и р и . К о м п о з и т о р по праву гор д и тся о д н о й из своих н а гр ад — м е д а л ью «За о с воени е цели нны х зем ель» и ч е тв е р ть в е ко вой ю б и л ей п о ко р е н и я целины воспринял к а к свой личны й п р а зд н и к. В послевоенны е го д ы о с о б е н н о активно р а зв е р н ул о сь к о м п о з и т о р с ко е творчество Н о в и ко за . И зд есь суд ьба бы ла к нем у б л а госкл он н а . П очти все, что написано им в по сл е во е н ны е го ды , и спо л н ял о сь о р ке с тр о м р у с с ки х н а р о д ных и н стр ум е н то в Н о в о с и б и р с ко го ради о, во главе к о т о р о го стал после войны Иван М атвеевич Гуляев. О д на из главны х заслуг этого ко л л ектив а и е го р у ко в о д и те л я в том , что своей д е я те л ьн о стью он сп особствовал р а звитию п р оф е с с и о н а л ь н о го творчества ко м п о з и т о - р о в -с и б и р я ко в . И бо ко л л е кти в ж а д н о искал новой м у з ы ки , пы таясь ч е р е з творчество м естны х авторов о б р е сти свое собств ен ное лицо, н е п о х о ж е е на ли ц о аналогичны х о р ке с тр о в в М о с к в е и Л е н и н гр а д е . И это си б и р я ка м удалось. Д е й стви те ль но , за м и н увш и е десятилетия вы росла целая плеяда ко м п о з и то р о в , не п р е д ста в ляю щ и х тв о р ч е с ко й д еятельности б е з о р ке с тр а р а д и о (тогд а е го назы вали « гул я е вски м », се го д н я назы ваю т «гусев - с ки м » — по ф ам илиям р уко в о д и те л е й ). Д л я о р ке с тр а писали и пиш ут А с ко л ь д М уро в , Г е о р ги й И ванов и Ю р и й Ю ке ч е в , Ю р и й Ш и банов и Евгений К равцов. В р я д у первы х, п иш ущ и х для н о во си б и р с к о го О Н И , был А н д р е й Н о ви ко в. В с о р о ко в ы е -п я ти д е с я ты е го д ы он созд ает н е с ко л ь ко о р ке с тр о в ы х сю ит, ка ж д а я из к о то ры х о тр а ж а е т о п р е д е л е н н ы й ш аг в по сл е в о е н н о й ж и зн и страны . П е речи сл им то л ь ко названия, у ж е они д аю т п ред став ле ние о направленности творчества Н ови кова в те го д ы . П е р во й была сю ита «Ш ум я т хле ба». Н аписанная в 1947 го д у, она ка к бы вы раж ала ве р у в то б о л ьш о е хл е б н о е б у д ущ е е , ко то р о е п р иш л о в С иб ирь в ш ести д есяты е год ы . Вслед за ней последовала сю ита «В п р о сто р а х С иб ири» (1954), а ещ е ч е р е з три год а — «П о Ч у й с ко м у тракту». К о м п о зи т о р осваивал о гр о м н ы е п р о стр а н ства сво е го края, осмы сливая е го че ре з п р ош л о е и со в р е м ен ны й д ень, ч е р е з ж и зн ь , тр уд , ф о л ь кл о р населяю щ их е го н арод ов . Еще ч е р е з четы ре год а появилась сю ита «О сенняя Кулунд а», бы ть м о ж е т, лучш ее из п р о и зв е д е н и й ко м п о з и то р а в этом ж а н р е , о р га н и чн е й ш и м о б р а зо м со четаю щ ее в се бе п е й за ж н о е начало, лю б о в ан и е н е б р о с ко й кр а со то й с и б и р с ко й степной п р и р о д ы и тр у д о в о й ри тм б о р ь б ы за ур о ж а й . П о -ви д и м о м у , зд есь надо искать исто ки этой б о л ьш о й темы , к о т о р у ю я о б о зн а ч у ка к «хлеб С ибири». О н а в ш е сти д е ся ты е -се м и д есяты е го д ы все б ол ее п р о чн о вход ит в творчество ко м п о з и то р а и венчается ка н татой-песней «З ол ото хлеба», написанной на стихи В. П ухначева для хора, о р ке с тр а н а род ны х и н струм ентов , чтеца и солистов. Гов оря о второй а уд и тории ко м п о з и то р а и о е го ко м п о з и то р с ки х п утя х-д о р о га х, к о то р ы м и он и скол есил С иб ирь, н у ж н о оста новиться на то м ко л л е кти в е, с ко то р ы м и по сей д ен ь связана судьба Н ови кова. Тес ны е тв о р ч е с ки е ко нта кты , установивш иеся м е ж д у ними с первы х лет сущ ествования кол л ектив а, о с о б е н н о «зазвучали» с 1968 год а, ко гд а А н д р е й П о рф и р ь ев и ч стал ху д о ж е с тв е н н ы м р у ко в о д и те л е м у ж е то гд а п р о сл ав л ен н о го и и м е ю щ е го б огаты е ис п ол нител ьски е и тв о р ч е с ки е тради ци и С и б и р с к о го н а р о д н о го хора. Творчество с а м о го ко м п о з и то р а в эти го ды являет п р и м е р вы со ко й п р о д у кт и в н о сти, цельности и по и ска новы х ф о р м . Ж анр «кантата-песня» появился от стрем л ени я п риб л изить тр а д и ци о н ны й о д и че ски й ж а н р к естественности и пр о сто те песни. Р одил ся он при со ед и нении д вух б л и зки х к о м п о зи то р у тв о р ч е ски х ко л л е кти в о в : С и б и р с ко го н а р о д н о го хора и о р ке с тр а н а род ны х и н струм ентов Н о в о с и б и р с ко го телевид ения и ради о. Н у ж н о добавить, что почти все к о м п о з и т о р с ко е творчество Н ови кова, а и спо л ни тел ь ско е — б е з и склю че н и я, п р о х о д и л о в русл е с в о е о б р а зны х син тетических ф о р м — ли те р а тур н о - м у зы ка л ь н о - х о р е о гр аф и ч е с ки е ко м п о з и ц и и ш и р о ко были р а сп ро стр а н е н ы и в ансам бле С ибВО , и в С и б и р с ко м хоре. П е р вы м о п ы то м кантаты -песни у Н о в и ко ва и П ухначева оказался «С каз о С иб сель- м аш е». Э то бы ло сви детельством , что у ко м п о з и то р а есть ещ е одна а уди тория, о ко то р о й он пиш ет и ко то р а я в о сп р и н и м ает е го м у з ы к у — рабочая ауди тория. З десь я п р о ц и ти р у ю в ы д е р ж ку из п о д б о р ки «Л етопись ку л ь ту р н о й ж и зн и завода», напечатанной 1 ию ля 1973 год а в за в о д ско й м н о го т и р а ж ке «Знам я труд а» и оза гл а в ле н ной « С о ю зу тр уд а и искусства — кр е п н уть» : «1972 го д — созд ан а кантата-песня «С каз о С ибсельм аш е», ставш ая значительны м со бы тием в ж и зн и завода. Кантата-песня со стоит из н е с ко л ь ки х частей, ка ж д а я из к о торы х представляет со б о й ка к бы страницу истории «С ибсельм аш а». П р и с у ж д е н ы зва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2