Сибирские огни № 10 - 1979

зы ка л ь н о й ж и зн и . Л ичность и деятельность С о л л е р ти н с ко го ока зы в а ли за м етн о е влия­ ние на р а б о ту с о зд а н н о го 25 января 1942 го д а н о в о с и б и р с ко го отд елени я С ою за ко м п о з и то р о в , ко то р ы й об ъ ед и нил м е ст­ ны х а второв и приехавш и х в Н о в о си б и р ск к о м п о з и т о р о в и м у зы ко в е д о в из Л е н и н гр а ­ да, М о с кв ы и д р у ги х го р о д о в С о ю за . С это­ го вр е м е н и началась д еятельн ость Н о в и ко ­ ва в ко м п о з и т о р с к о й о р га н и за ц и и С иб ири, работа, ко то р а я п р о д о л ж а е тс я и по сей д ен ь. Ч е ре з д за го д а вернутся в р о д н о й го р о д м узы ка н ты Л е ни нгр а д а , но не б уд е т среди них Ивана И вановича С о л л е р ти н с ко го , п о ­ х о р о н е н н о го в Н о в о си б и р ске . А в д е ка б р е 1977 год а А н д р е ю П о рф и р ь - евичу Н о в и ко в у вы пад ет честь от йм ени ко м п о з и т о р с к о й о р га н и за ц и и С иб ири, от им ени всей м у зы ка л ь н о й общ еств енности Н о в о с и б и р с ка о ткр ы ть п а м я тн и к на м оги л е с в о е го товарищ а военны х лет. Э то п р о ­ и зо й д е т в день 75-летия вы д а ю щ е го ся со­ в е тс ко го уч е н о у з-м у зы ка н та . Н у, а совсем недавно, в ф еврале ны неш ­ не го год а, состоялся к о н ц е р т из п р о и зв е ­ д ен ий н о в о с и б и р с ки х ко м п о з и т о р о в в М а ­ л о м зале Л е н и н гр а д с ко й ф и ларм онии, ху­ д о ж е с тв е н н ы й р у ко в о д и те л ь к о т о р о го — Д м и тр и й И ванович С о л л е р ти н ски й . Это был пе р вы й п о ка з творчества с и б и р я ко в в Ле­ ни н гр а д е . В п р о гр а м м у вход или ка м е р н ы е со чинения, в о с н о в н о м , ко м п о з и то р о в м л адш и х п о ко л е н и й , о д н а ко сим волично, что о д н и м из и м е н, п р е д ста в ляю щ и х м у зы ­ ку С и б и р и , бы ло им я А н д р е я Н ови кова. М аститы й ко м п о з и то р , р у ко в о д и те л ь о д н ой из а вторитетны х к о м п о з и т о р с ки х о р га н и за ­ ций России, не то л ь ко пр и в е з в Л енинград , г о р о д своей ю ности , сочинения н о в о го по ­ ко л е н и я авторов, но и со б ств ен н ую м у зы ­ к у — «С трунны й квартет». «В ечерний Л е­ ни нград » в р е ц е н зи и от 14 ф евраля отм ечал: «Квартет, написанны й н а р о д н ы м арти­ с то м РСФСР А . Н о в и ко вы м , со зд ан в л уч ­ ш их трад и ци ях р у с с ко й и со ве тско й м у з ы ­ ки. А в то р м астер ски владеет ф а ктур о й ж а н р а , е го со чинение ко л о р и тн о и облад а­ ет той о ткр ы то й взв о л н о в а н н о стью чувств, ко то р а я с первы х ж е з в у ко в завладевает вн и м а н и е м слуш ателей». П о зв о л ю те пе р ь остановиться на том , что пред став ляет со б о й личность ко м п о з и то р а се го д н я , ибо, оцен ивая вкл а д А н д р е я П о р - ф и рьевича Н о в и ко в а в м у зы ка л ь н у ю ку л ь ­ ту р у , мы стараем ся п о д ч е р кн у ть не то л ько те, с у гу б о личны е качества е го натуры , к о ­ то р ы е о п р е д е л я ю т ин дивид уальны й п о ч е р к е го ка к ко м п о з и то р а , тво р ц а м у зы ки , но и з а ко н о м е р н о с ти , общ и е , со циал ьны е и ху­ д о ж е с тв е н н ы е , ко то р ы е ф о р м и р о в а л и его ка к м узы ка н та, ко то р ы е во м н о го м вы зва­ ли к ж и зн и е го творчество. Н о в и ко в начинал с в о ю са м о сто я те л ьн ую д еяте л ьн о сть в Н о в о с и б и р с ке тогда, ко гд а заклады вались пе р вы е ка м н и в ф ундам ент б у д ущ е го зд ания п р оф е сси о н а л ьн о й м у з ы ­ кал ьн о й кул ь тур ы . И е го работа была р а б о ­ той м у зы ка л ь н о -о р га н и за ц и о н н о й . О б этой м у з ы ке почти не пиш ут исслед ований, ей не по свящ аю т р е ц е н зи й , и, н е р е д ко , сами к о м п о з и т о р ы с кл о н н ы относиться к этой ра б о те ка к п р е ход ящ е й . О д н а ко убе р и те эту м у зы ку , к о т о р у ю м ы слыш им в д о к у ­ м ен тальном ки н о или в м н о го ч и сл е н ны х ра д и опе р е д ача х, и м и р зв у ко в в о к р у г нас станет на м н о го о гр а н и че н н е е, бед нее. А в трид цаты е год ы н е о б х о д и м о бы ло р а зб у ­ дить д ре м а вш и е сотни лет д ер е в н и , глухие р а йонны е го р о д и ш ки зв о н ко й песней, б о д ­ ро й м арш ев о й м ел о д и е й — м у зы ка явля­ лась ср е д ств о м п р и о бщ е н и я к р и тм у вр е ­ м ен и, и м у зы ка эта шла ч е р е з два самы х м ощ ны х, со вр е м ен ны х, и в то ж е врем я д о ­ ступны х канала связи — р ад и о и ки н о . С ра­ д и о - и ки н о м у з ы ко й связано не то л ь ко о г­ р о м н о е ко л и че ство впечатлений, новы х и ярких, ко то р ы е потрясали слуш ателя, с ни­ ми связан и расцвет то го ун и ка л ь н о го ж а н ­ ра, р о д и вш е го с я в условиях первы х наших пятилеток, ко то р ы й по то м получит назва­ ние «советская м ассовая песня». П о м н и те ' «Заш ум ели, заиграли провод а, м ы та ко го не видали н и к о гд а !» — пелось в зн а м е н и ­ той песне Захарова — И с а ко в с ко го , вы ра­ ж а ю щ е й чувство р а д о стн о го изум л ения и го р д о сти пе р е д в о зм о ж н о с тя м и человека сво е го общ ества. Н о Н о в и ко в у п о ве зл о не то л ько в том , что он ощ ущ ал свое д ело, свою работу ка к в а ж н ую и н е о б х о д и м у ю л ю д я м (по е го собствен ны м воспом инаниям , ем у приш лось писать м у з ы ку к пятнадцати ки н оф ил ьм ам ). Ему п о ве зл о в том , что он получил в о з ­ м о ж н о с ть работать с ко л л е кти в о м и спо л н и ­ телей, начинать с этим ко л л е кти в о м , ка к гов ори тся, с нуля и вм есте с ним расти. Та­ ки м ко л л е кти в о м стал для него А нсам бль песни и пляски С и б и р с ко го во е н н о го о к р у ­ га. С этим ко л л е кти в о м ко м п о з и то р был связан на п р о тя ж е н и и почти двадцати пяти лет. К с е р е д и н е трид цаты х год о в расцвет а р м е й с ко й сам од еятельности, появление К р а с н о зн а м е н н о го ансам бля кр а с н о а р м е й ­ ско й песни и п л яски СССР (ны не в се м и р н о известны й ансам бль им ени А. В. А л е кс а н д ­ рова) привели к о б р а зо в а н и ю во м н о ги х районах страны п о д о б н ы х ко л л е кти в ов . Так с 1939 год а ведет с в о ю летопись и с и б и р ­ ский ансам бль. И зд есь м о л о д о м у к о м п о ­ зи то р у приш лось заним аться о д н о в р е м е н н о и м у зы ка л ь н о -о р га н и за ц и о н н о й , и п р о с в е ­ тительской раб отой, и со зд а н и е м п р о и з в е ­ д ений н е п о ср е д ств ен н о для э то го к о л л е к ­ тива. О т п е р в о го ко н ц е р та (он состоял ся в ф еврале 1940 год а и бы л посвящ ен 22-лет- ней го д о вщ и н е Р К К А ) и д о се го д н яш н и х д ней — на п р о тя ж е н и и 30 лет А . П. Н о ви ­ ко в связан с х у д о ж е с тв е н н ы м и а р м е й с ки м и ко л л е кти в ам и . В ое н н о-п а тр и о ти че ска я м узы ка ... К а кой вы со ки й и чисты й см ы сл с кр ы т в этом п о ­ нятии. В спо м ни м хр е сто м а ти й н о е : «Все С овд епы не д ви нут а рм и й, если м арш не д ад ут м узы ка н ты » . М у з ы ка простая, с тр о ­ гая и м уж е ств ен н а я , м у зы ка , звучащ ая в м ед и военны х о р ке с тр о в и в хо р е солдат­ с ки х гол о со в , м у зы ка , своим стр о е м сли­ вающ аяся с гу л о м п о хо д ны х ко л о н н , гр о х о ­ то м а р то б стр е л о в. И в то ж е в р е м я м узы ка , о б р ащ е н н а я к л ю д я м , сум е вш и м п е р еж и ть боль п о те р ь и р а зл ук, сум евш и м п р е о д о ­ леть ф и зи ч ески е и нравственны е страд а-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2