Сибирские огни № 10 - 1979

Годы , п р о в е д е н н ы е в Л е н и н гр а д е , для л ю б о го че л о в е ка н езабы ваем ы . Д л я ю н о ­ ш и, п р и е х а вш е го из д а л е ко й С и б и р и в о д и н и з ц е н тр о в е в р о п е й с ко й м у зы ка л ь н о й ку л ь ­ туры , это в р е м я б ы л о п о р о й ж а д н о го впи­ ты вания все го н о в о го , что в о л н о ва л о тогда ум ы м о л о д о го п о ко л е н и я м у зы ка н то в , к о ­ то р ы е с полныМ о сн о в а н и е м м о гл и назы ­ вать себ я со в е тс ки м и м узы ка н та м и , ибо вы р осл и и воспиты вались у ж е в новы х ус­ л овиях. За го д д о п р и е зд а Н о в и ко в а в Л е ­ н и н гр а д из стен Л е н и н гр а д с ко й ко н с е р в а то ­ р и и выш ел ее а спирант 24-летний Д м и тр и й Ш о с та ко в и ч , ко то р ы й у ж е то гд а о л и ц е тв о ­ рял славу м о л о д о й с о в е тс ко й к о м п о з и т о р ­ с ко й ш ко л ы .. 4 В Л е н и н гр а д с ко й ко н с е р в а то р и и Н о в и ко в учился в кл ассе о д н о го из самы х м о л о д ы х п р о ф е с с о р о в ко м п о з и ц и и П е тр а Б о р и со в и ­ ча Рязанова. С о у ч е н и ка м и А . П. Н о ви ко ва в те го д ы бы ли В. П. С о л о в ь е в -С е д ой , п р о ­ славленны й наш п е с е н н и к, и И. И. Д з е р ­ ж и н с ки й , сы гр а вш и й зн а ч и те л ь н ую р о л ь в становл ени и с о в е тс ко й о п е р ы в 30-е год ы , в о пл о ти вш и й о б р а зы ш о л о х о в с ко го «Тихо­ го Д о н а » в ставш ем те п е р ь хр е сто м а ти й ­ ны м о б р а з ц о м о п е р н о м со чи н е н и и . Я д у ­ м аю , что и м е н н о зд есь, в кл а ссе Р язанова, в т а ко м со се д ств е развилась и о кр е п л а тя га м о л о д о го ко м п о з и т о р а к наиб олее м а ссо в ы м , д е м о кр а т и ч е с ки м ж а н р а м , зд есь бы л дан о р и е н ти р на п о о щ р е н и е м у з ы ки б ы то во й , п р и кл а д н о й , ка к о с о б о ва ж н о й в н о в о е с о в е тс ко е вр е м я. З ам е ч у лиш ь, что го д спустя, после отъ е зд а Н о в и ко в а из Л е ­ ни н гр а д а , в классе Р язанова появился ещ е о д и н о д а р е н н ы й м о л о д о й че л о в е к, к о т о р о ­ м у бы л о т а кж е с у ж д е н о сы гр а ть зна чи ­ те л ь н ую р о л ь в истории наш ей м у зы ка л ь ­ ной ку л ь ту р ы ,— Г е о р ги й С ви р и д о в . В 1935 го д у А . П. Н о в и ко в поселился в Н о в о с и б и р с ке . К о нчи л и сь ю н о ш е с к и е « го ­ д ы странствий». М о л о д о й ко м п о з и т о р о к у ­ нулся в м у з ы ка л ь н у ю и о бщ е с тв е н н ую ж и з н ь кр у п н е й ш е го п р о м ы ш л е н н о го и ку л ь ­ т у р н о го ц е н тр а С и б и р и . Я не б е р усь п е р е с ка зы в а ть зд е сь б и о гр а ­ ф и ю ко м п о з и то р а . Э к с к у р с в го д ы учебы п о н а д о б и л ся д ля то го , чтобы п о д ч е р кн у ть то ха р а кте р н о е , что бы л о с во й стве н н о с о ­ в е тско й м у зы ка л ь н о й ку л ь ту р е начала тр и д ­ цаты х го д о в . Э т о — п о и с к новы х ф о р м м у зы ка л ь н о й ж и зн и и их у тв е р ж д е н и е , вы ­ д в и ж е н и е талантливой м о л о д е ж и , б у р н о е р а зв и ти е м а ссо вы х ж а н р о в творчества в свя зи с р о ж д е н и е м р а д и о , з в у к о в о го ки н о . Х а р а кте р н о , что и по п р и е зд е в Н о в о ­ с и б и р с к м о л о д о й Н о в и ко в связан с д в у ­ м я о р га н и за ц и я м и : н о в о с и б и р с ки м р а д и о и ф а б р и ко й н а у ч н о -п о п у л я р н ы х ф и льм ов («С ибтехф и льм »), гд е он ра б о та е т м у з ы ­ ка л ь н ы м о ф о р м и те л е м . Н а ко н е ц , э к с к у р с этот п о н а д о б и л ся и д ля то го , что бы п о д ­ ч е р кн у ть те гл у б и н н ы е связи , к о т о р ы е с у ­ щ ествовали м е ж д у Л е н и н гр а д о м и С и б и р ью к а к в м и р н о е в р е м я , та к и в во е н н ы е год ы . П р о й д е т ш есть лет. В о с кр е с н о е и ю н ь с ко е у тр о 1941 го д а на в е ка п р о в е д е т в истории наш ей страны ч е рту, п е р е д к о т о р о й зн а ­ чится: «до войны », а после нее: «война». И начнется встр е чны й б е г эш ел о н о в : на В о с то к — э в а ку и р о в а н н ы е п р е д п р и я ти я , л ю ­ д и , на З апад — п р о д у кц и я тыла, л ю д и , о д е ­ ты е в ш инели. Г о р о д а С и б и р и — Т о м с к, И р ку тс к, Барнаул, Н о в о с и б и р с к п ринял и и дали н а д е ж ны й кр о в в эти с у р о вы е год ы кр у п н е й ш и м тв о р ч е с ки м ко л л е кти в а м М о с к ­ вы, Л е н и н гр а д а , У кр а и н ы , п о д о б н о хр а м а м в п е р и о д м о н го л ь с к о го ига со хр а н и вш и м за св о и м и п р о ч н ы м и сво д а м и с о кр о в ищ а р у с с ко й ку л ь ту р ы . В Н о в о с и б и р с ке в год ы войны ж и л и и п л о д о тв о р н о работали Л е­ н и н гр а д с ки й А к а д е м и ч е с к и й театр д ра м ы и м е н и А . С. П уш ки н а , ку ко л ь н ы й театр под р у ко в о д с тв о м О б р а зц о в а , д ж а з У тесова, Л е н и н гр а д с ки й институт театра и м у зы ки . В Н о в о с и б и р с ке р а зв е р н у л а с в о ю д еяте л ь­ ность Л е н и н гр а д с ка я ф и ла р м о н и я , в кл ю ­ чивш ая р я д тв о р ч е с ки х ко л л е кти в о в , в то м числе зна м е н и ты й си м ф о н и че ски й о р ке с тр . П р е д п о с л е д н и м эш е л о н о м вы ехали л е­ н и н гр а д ц ы в к о н ц е августа и з р о д н о го го ­ р о д а , а 4 о ктя б р я у ж е со сто я л ось о ткр ы ти е п е р в о го в о е н н о го с и м ф о н и ч е с ко го сезона. Ц е н тр о м м у зы ка л ь н о й ж и зн и Н о в о с и б и р с ка на целы х три год а стал с кр о м н ы й по с е го д ­ няш н и м п о н яти ям зал кл уб а им ени С тали­ на (ны не Д о м ку л ь ту р ы им е н и О ктя б р ь с к о й р е в о л ю ц и и ). Туда со б и р а л и сь сотни лю д е й , чтобы наслаж даться и с кусств о м о д н о го из лучш их о р ке с тр о в страны , слуш ать п р о и з ­ в ед ения м и р о в о й си м ф о н и ч е с ко й кл а сси ки , о тр ы в ки из о п е р , вы ступлен ия в е л и ко л е п ­ ны х солистов. З десь д е м о н с тр и р о в а л и свое м астер ств о д и р и ж е р ы Е. М ра в и н ски й ,' К. З а н д е р л и н г, Н. Р абинович, Н. Ш к а р о в - ски й . З десь 9 ию ля 1942 год а со сто ял ось п е р в о е испо л н е н и е С е д ьм о й си м ф о ни и Д . Ш о ста ко в и ч а , и автор присутствовал на этом ко н ц е р те . В тот ж е д ен ь в о с а ж д е н ­ н о м Л е н и н гр а д е состоял ся ставш ий и с то р и ­ ч е ски м ко н ц е р т, на к о т о р о м п р о зв уч а л о это ж е п р о и зв е д е н и е . Так р о ж д а л а сь о с о ­ бая связь м е ж д у Л е н и н гр а д о м и Н о в о си ­ б и р с к о м , с кр е п л е н н а я с о в м е стн о п е р е ж и ­ ты м и испы тан иям и. За три год а бы ло д ано свыш е 500 с и м ф о ­ н и че ски х ко н ц е р то в , ко л и ч е ств о их слуш а­ телей п р и б л и ж а л о сь к по л ум и л л и о н у. К о н ­ ц е р ты п р о х о д и л и та кж е в Т ом ске , Б арнау­ ле, О м с ке , К е м е р о в е , П р о ко п ь е в с ке , Н о в о ­ к у з н е ц к е . А в п р о гр а м м е 2 м ая 1943 го д а слуш ате­ ли п о зн а ко м и л и с ь и с и сп о л н е н и е м новы х со чи н е н и й А н д р е я Н о в и ко в а — е го с и м ф о ­ н и че ско й п о эм о й «С иби рь» и си м ф о н и е й - кантатой «М щ е ни е » на те кст Василия П ухна- чева. И д ея со зд ан и я в то р о го п р о и зв е д е н и я р о д и л ась в с о тр уд н и ч е ств е ко м п о з и т о ­ ра с И ван ом И ва н ов и чем С о л л е р ти н ски м , х у д о ж е с тв е н н ы м р у ко в о д и те л е м Л е н и н ­ гр а д с ко й ф и л а р м о н и и . « Л егенд арны й», «не­ истовы й», «блистательны й» — ка ки х то л ь ко эпитетов не п р ил агал ось к л ичности это го н е у то м и м о го ч елов ека. П риехав в Н о в о си ­ б и р с к в н о я б р е 1941 год а , С о л л е р ти н ски й , счастливо сочетавш ий в о д н о м ли ц е э н ц и к­ л о п е д и ч е с ки о б р а зо в а н н о го у ч е н о го , п у б ­ лициста и просветител я, прочи тал о гр о м ­ ное ко л и ч е ств о вступи тельны х слов п е р е д ко н ц е р та м и , л е кц и й в самы х р а з н о о б р а з ­ ных а уд и то р и я х — от ко н ц е р тн ы х залов д о госпи талей . И в Н о в о с и б и р с ке он стал не­ о б х о д и м е й ш и м и а кти в н е йш и м ч л ен о м м у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2