Сибирские огни № 10 - 1979

вы р а ж а ю щ а я ин те ре сы правы х с о ц и а л -д е ­ м о к р а т о в , а та кж е активны х а нти советчи - ко в -б е л о э м и гр а н то в , стрем и лась исказить и д е й н о е с о д е р ж а н и е р о м а н а Ш о л о хо в а и х у д о ж е с тв е н н у ю п о зи ц и ю автора. Ее цели и задачи у ж е тогда совпадали с ц елям и и зад ачам и б у д ущ и х «исслед ователей Восто­ ка» («о стф о рш е ро в ») ФРГ. П ресса р е а кц и о н н о го направления д о - вольн о д о л го «не зам ечала» появления «Т ихого Д о на » . Л иш ь о с е н ью 1930 год а центральны й о р га н н е м е ц ко й с о ц и а л -д е м о ­ кр атии — « Ф о р в е р тс » — вы ступил со стать­ ей, в ко то р о й , о д н а ко , искаж алась ид ейная направленность р о м ана, опош лялась х у д о ­ ж ественная п о зи ц и я автора. З а ко н о м е р н о с ть сказы вается и в том , что за р у б е ж н а я ж и зн ь в то р о го ро м а н а М . Ш о ­ лохова «П однятая целина» начиналась та кж е с п е р ев о д а и м е н н о на н е м е ц ки й . С оц иал и­ стическая новь с о в е тс ко го села д о л ж н а бы ла показать п е р с п е кти в у б у д ущ е го не­ м е ц к о м у на р о д у. Д ва изд ания «П од нятой целины » в связи с п р и х о д о м к власти фа­ ш и зм а выш ли в м ае — ию н е 1933 год а за гра н и ц ей . Ром ан нелегальн о п р о н и к в Гер­ м а н и ю , и началась п о -с в о е м у ин тересная и со д е р ж а те л ь н а я суд ьба ш о л о х о в с ко й кни ги . В тр а ги че ски е для н е м е ц ко го народа го ­ ды ф аш и зм а бы ли н аруш ены установи вш ие­ ся кул ь тур н ы е связи м е ж д у СССР и Герм а­ нией. Н о ш о л о х о в с ки е р о м а н ы и советская л итература в ц е л о м п р о д о л ж а л и вы полнять б л а го р о д н у ю и н те рн ац и о н ал ь н ую м и сси ю в новы х условиях, о твергая д р е в н ю ю п о го ­ в о р ку : « К о гд а го в о р я т пуш ки , м-узы м о л ­ чат». Э то со всей о п р е д е л е н н о с ть ю п р о зв у ­ чало в письм ах участников н е м е ц ко го С о­ пр о ти вл е н и я. Э пос О ктя б р ь с к о й р е в о л ю ц и и вд о хно вл ял лучш их представителей н е м е ц ­ ко й нации на б о р ь б у со ср е д н е в е ко в ы м в а н д а л и зм о м ф аш истов, вселял м у ж е с тв о и уве р е н н о сть в их действия. «Тихий Д о н » п о м о г, на п р и м е р, А р ту р у К е ку , уч а стн и ку д в и ж е н и я С опр о ти вл е ни я, « р а зо б р а ться не то л ь ко в .н е и зб е ж н о м р а з ­ вале ц а р с к о го р е ж и м а в России, но и в не­ м и н у е м о й гибели ф аш изм а». «Тихий Д о н » ,— писал ко м м у н и с т М акс Валенда,— п о м о га л нам в о стры х спо р ах с о п п о зи ц и е й , учил п р е д в и д е ть ко ва р ств о и ж е с то ко с ть ф аш истов. Ш о л о х о в о ткры л м н о го н о в о го из опы та р у с с ко й р е в о л ю ­ ции. П о это м у этот р о м а н бы л так д о р о г м н е , и я, н е см о тр я на о б ы с ки гестапо, сб е ­ р е г е го в целости». М о гу ч е е влияние Ш о л о х о в а испы тал на се б е Л е он М ар еш , о д и н из п е р вы х п е р е ­ в о д ч и ко в «П од нятой целины » на не м е цки й . «П е р е й д я в по д п о л ье , я прочи тал на р у с ­ с к о м я зы ке «Тихий Д о н » и понял, что р е в о ­ л ю ц и я делается не по за ка зу, что р е в о л ю ­ ц и о н н о й ситуации в Герм ании нет. Н о ведь м н о ги е , в то м числе и я, хотели ее п о с к о ­ р е е создать». Ш о л о х о в с ко е слово п р о д о л ­ ж а л о ср а ж а ть ся и п о б е ж д а ть, вы зы вая са­ м у ю с е р д е ч н у ю п р изнател ьн ость д р у з е й и ярость врагов. П осле кр уш е н и я ф аш и зм а «Тихий Д о н » и д р у ги е п р о и зв е д е н и я Ш о л о х о в а снова п р и ­ ш ли на н е м е ц к у ю зе м л ю . Б е р л и н ско е изд ательство « Ф о л ь к унд Вельт» впервы е в п о сл е в о е н н о й Герм ании п о л н о стью о п у б л и ко в а л о «Тихий Д о н » в 1947— 1948 год ах, на десять лет раньш е, чем в ФРГ. Ром ан с р а зу вы звал ш и р о ки й ин­ те р е с читателей, кр и ти ки , д еятелей ку л ь ­ туры . О со б е н н о сти и сто р и ч е ско й ситуации в ГДР, о п р е д е л я е м ы е задачам и строител ьст­ ва н о в о го общ ества и воспитания н о во го ч елов ека, о б о стр и л и вним ан ие нем цев к тем п р о и зв е д е н и я м со ве тски х писателей, гд е и зо б р а ж е н ы типы « пр и хо д ящ и х» и « б л уж д аю щ и х» л ю д е й ,— к р о м а н а м М . Ш о ­ лохова, А . Т олстого, К. Ф е д и н а , Л. Л е о н о ­ ва, А . Ф ад еева. «Т яж ки й путь познания» Г р и го р и я М е л е ­ хова, ка к и д р у ги х ищ ущ и х гер о е в, в о сп р и ­ ним ался на пе р вы х по р ах с кв о зь п р и зм у тр а д и ц и о н н о го н е м е ц ко го р о м ана. П р о б л е ­ м а становления личности, п о и с ки св о е го м еста в ж и зн и осмы сливались ч е р е з лите­ р а тур ны е трад и ци и кл а с с и ч е с ко го ром ана воспитания. П о м н е н и ю X. Х ертин г, «о б р а з М елехова учит нас, что чр езв ы ч а й н о в а ж н о для р а з ­ вития ч елов ека, на что он д о л ж е н р еш ать­ ся в классовы х сто л кн о в е н и я х наш его вр е ­ м ени. П о м о чь читателям найти правильное р еш е н и е бы ло п о тр е б н о стью р а зв и в а ю ­ щ ейся литературы после кр уш е н и я ф аш из­ м а в наш ей части Герм ании». Д л я м н о ги х нем цев чтение р о м а н о в М . Ш о л о хо в а , А . Т олстого, А . Ф ад еева, К. Ф е д и н а , Л. Л еон ова стало р еш а ю щ и м со бы ти е м в ж и зн и , так ка к поэти ческая си­ ла и п о ко р я ю щ а я л о ги ка их тво р е ни й в л и я ­ ли на ч е л о в е ч е с кую ж и зн ь , « ко р р е к т и р о ­ вали» устаревш и е представления, давали новы е идеалы . «Тихий Д о н » относится к тем п р о и зв е д е ­ ниям , ко то р ы е читаю тся всем и п о ко л е н и я ­ м и на ра зл и чны х и сто р и ч е ски х этапах ГДР и за н о в о откры в аю тся . О р о сте ин тереса читательских кр у го в к Ш о л о х о в у сви детельствую т п р е ж д е все­ го м н о го ч и с л е н н ы е изд ания е го п р о и зв е ­ д ен ий, вплоть д о со б р а н и я со чинений в 9 том ах. В значении Ш о л о хо в а уб е ж д а е т нас не то л ь ко т р у д н о о б о з р и м о е ко л и ч е ство ста­ тей и р е ц е н зи й , но и впервы е п р о в е д е н ­ ны е за пр е д е л а м и С о в е тс ко го С ою за два м е ж д у н а р о д н ы х Ш о л о х о в с ки х си м п о зи ум а в Л е й п ц и ге (1965, 1975). И з писателей ГДР наиболее р а зв е р н у тую х а р а кте р и с ти ку тв о р че ству п о п у л я р н о го р о ­ м аниста дал Вилли Б редель. Еще в ф еврале 1949 года, д о п р о в о згл аш е н и я ГДР, он п р о ­ читал д о кл а д о Ш о л о хо в е в Д о м е кул ь ту­ ры С о в е тс ко го С о ю за в Б ерлине, а затем вклю чи л е го под названием «М астер со ­ ц и а л и сти ч е ско го реали зм а» в кн и гу «С емь писателей». Н азы вая Ш о л о хо в а « духовны м д е тищ е м XX века», В. Б редель считает его п р о д о л ж а те л е м трад и ци й р у с с ко й кл асси­ ки и о д н о в р е м е н н о х у д о ж н и ко м -н о в а то р о м , влияние к о т о р о го б л а го тв о р н о о тразилось на развитии всей новейш ей м и р о в о й лите­ ратуры . П р о н и кн о в е н н у ю о ц е н ку Ш о л о х о в у -р о - м анисту дал Э рвин Ш тр и тм а тте р . К а к ни­ кто д р у го й , он с м о г уловить св о е о б р а зи е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2