Сибирские огни № 10 - 1979

Н. Стопченко «тихий ДОН» НА НЕМЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ (к 50-летию первого романа М. И зум и те л ьн а и не п о в то р и м а суд ьба ш о ­ л о х о в с ко го ро м а н а на н е м е ц ко й зем ле... В 20-х — начале 30-х год о в в Герм ании, б л а го д а р я завоевани ям п р о гр е сси в н ы х сил, созд ал и сь весьм а б л а гоп р и я тн ы е условия д ля изд ания со в е тски х кн и г. И м е н н о тогда в В е й м а р ско й р е с п у б л и ке были п е р е в е д е ­ ны новы е п р о и зв е д е н и я М Г о р ь ко го , сти­ хи В. М а я к о в с ко го , «Ж ел езны й поток» А . С ераф им овича, «Р азгром » А. Ф ад еева, «П артизаны » и « Б р о н е п о е зд 14-69» Вс. И ва­ нова, «Ц ем ент» Ф . Гладкова и д р у ги е . Д о 1933 год а 85 н е м е ц ки х издательств вы пу­ стили б ол ее 300 п р о и зв е д е н и й советски х авторов. «Тихий Д о н » с тр е м и те л ьн о ворвался в с а м ую гущ у о бщ е ств е н н о й и литературной б о р ь б ы в Герм ании. К а к вспом инала п е р ­ вая п е р ев о д чи ц а ро м а н а О Гальперн-Га- б о р , он пр и не с л ю д я м новое, правд ивое слово о р е в о л ю ц и и . З н а ко м ств о с ним в р а б о чи х кварталах и в ко м я ч е й ка х , на б а р ­ р и ка д а х и в тю р ь м а х, в писательски х к р у ­ гах и на с туд е н че ски х вечерах бы ло в вы сш ей степени с в о е в р е м е н н ы м , так ка к об усл овл ив алось задачам и кл а ссо во й б о р ь ­ бы , о с л о ж н е н н о й у гр о з о й ф аш изм а и внут­ р е н н и м и п о тр е б н о стя м и развития м о л о д о й р е в о л ю ц и о н н о -п р о л е та р с ко й л итературы , д ел аю щ е й пе р вы е ш аги на пути со ц и а л и ­ с ти ч е с ко го реали зм а. С во л н е н и е м д е р ж и ш ь в р у ка х два п е р ­ вых то м а «Тихого Д о на » , о п уб л и ко в ан ны х ко м м у н и с ти ч е с ки м и зд ательством «Л итера­ ту р ун д П олитик»... Т верды й пе р епл е т из с е р о й плотной ткани. На с у п е р о б л о ж ке п е р в о го том а — м о л о д о й Ш о л о х о в в ги м ­ н а сте р ке и папахе, р я д о м — актриса Э. Ц е ­ са р ска я в роли А кс и н ь и На с у п е р о б л о ж ке в то р о го том а и зо б р а ж е н о тр я д кр а с н о ­ гва р д е й ц е в. В п р о с п е кте изд ательство на- зарубежного издания Шолохова) зы вало «Тихий Д о н » «одн им из кр у п н е й ­ ш их захваты вающ их ром а но в м и р о в о й ли­ тературы ». С р а зу п р и вл е ка е т вним ание одна важ ная деталь: б о л ьш е в и к Ш то км а н в п е р в о м пе ­ р е в о д е «Тихого Д она» не м е ц по н ацио­ нальности. Э тим ш тр и хом О . Гальперн-Га- б ор, б е зусл о в н о, ж елала усилить ин терес тр уд ящ и хся Герм ании к р е в о л ю ц и о н н ы м со бы ти ям в России, п ом огал а извлечь у р о ­ ки из опы та б о л ьш е в и ко в . Вм есте с тем , она хотела сказать, что, н а р яд у с Г ерм ани­ ей ш п е н гл е ро в и носке, ю н к е р о в и м о ­ нополий с п а н гер м а н и стски м и те н д е н ц и я ­ м и, была и д р у га я Герм ания — Герм ания К. М а р кс а и Ф . Э нгельса, Р. Л ю кс е м б у р г и К. Л ибкнехта, Герм ания Н о я б р ь с ко й р е в о ­ лю ции 1918 год а и Герм ания ко м м у н и с то в - интерн ацион али стов, б о р о вш и хся за вы со­ ки е идеалы в России. З десь, не со м не нно , нашла о тр а ж е н и е мы сль К. М а р кс а о том , что о с в о б о ж д е н и е р а б о ч е го класса — «не м естная и не национальная пр о б л е м а , а социальная», охваты вающ ая все страны . И п о то м у не случай но л и те р а тур о ве д О . Ф е р б е р ещ е в 1930 го д у сум ел п о чув ­ ствовать и д е й н ую н о ви зн у ш о л о х о в с ко го тво р е н и я: «Тот ф акт, что ти р а ж «Тихого Д она» превы сил ти р а ж ро м а н а Р ем арка «На З апад ном ф ронте б е з п е рем ен», за­ ставляет нас из те сн о го м ира о д р яхл е вш ей Е вропы обратить свои в зо р ы на н а род ны е м ассы В остока». П е рвы м н е м е ц ки м о ткл и к о м на «Тихий Д о н » была кр а тка я , но необы чайн о с о д е р ­ ж ательная по мы сли р е ц е н зи я писателя Ф р а н ц а В айскопф а, ко то р ы й утве р ж д а л , что «величием сво е го замы сла, м н о го о б ­ р а зи е м ж и зн и и п р о н и кн о в е н н о с ть ю в о п ­ лощ ения этот р о м а н напом инает «Войну и м и р » Л. Т олстого». Ф . В айскопф раскры вал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2